Данное мероприятие развитие личности учащихся через приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей православия и православного искусства, Формирует готовность к самостоятельному духовному освоению художественно-нравственных ценностей православной культуры, Показывает значение колокольного звона в церковной и общественной жизни. Мероприятие рассчитано на учащихся 5-8 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Колокола и православная музыка»
«КОЛОКОЛА И ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА НА РУСИ»
Цель мероприятия: развитие личности учащихся через приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей православия и православного искусства,
формирования готовности к самостоятельному духовному освоению художественно-нравственных ценностей православной культуры,
показать значение колокольного звона в церковной и общественной жизни.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Мне не дороги ваши дары,
А мне дороги ваши души.
Голубиная книга.
1. Ведущий. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, значение которой так велико и так всеобъемлюще в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все времена стремилась к высшему: красоте, искусству, добрым делам.
Вера в людях не умирала никогда; она двигала их стремлениями возводить храмы, учила людей любить ближних и заботиться о них. Сострадание, совесть, со-радование - есть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите».
«Сам Бог говорил над моим ухом», - свидетельствовал Бетховен, признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека.
Если представить историю музыки как ряд великих имен, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии). Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди; в России - Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов...
(звучит музыка М. Глинка. Херувимская песнь. Фрагмент)
Духовная музыка, ее темы, образы, возвышенность ее звучания была и остается источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это не удивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки.
1 ученик. Церковные песнопения, первоначально одноголосые, без имен авторов, являлись как свидетельства боговдохновенности храмового пения, заключающие в себе отзвук небесной гармонии. Не случайно многие люди признавались, что высшую радость своей жизни они испытали во времена богослужения, слушая пение церковного хора.
(Звучит музыка А. Никольский . «Отче наш...». Фрагмент)
Если определить качества, которые характеризуют звучание церковной музыки, то среди главных следует назвать сдержанность, глубину, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Все мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.
2 ученик. В прежние времена роль православной веры в России была исключительно велика.
Церковное искусство старой Руси было ее народным искусством.
Действительно, многовековая тесная связь повседневной жизни и культа породила немало народных обычаев, народных праздников, сопровождавшихся пением. Этот старинный уклад отражен во многих произведениях русского искусства, по которым и сейчас можно судить о той роли, какую в жизни людей играла православная вера.
3 ученик. В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вы все наверное слышали песню «Вечерний звон», есть картина «Вечерний звон» И. Левитана.
(Прослушивание песни «Вечерний звон»)
Эти старинные образы говорят о том, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.
Ведущий. Чувства русского человека, чью душу наполняет благостный колокольный звон, хорошо выразил А.К.Толстой в стихотворении «Благовест».
4 ученик.
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит он
В край родимый.
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою.
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова.
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благовестный
Не замирает.
Ведущий. Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни. Колокола и сами были словно живые: им, как и людям, давали собственные имена - Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь...
На самой знаменитой в Москве колокольне - Ивана Великого - некогда располагалось 52 колокола, замечательных по своему звуку. Московские старожилы хорошо знали их «голоса» и с удовольствием узнавали как старых знакомых.
Колокольную симфонию Москвы однажды описал юный М.Лермонтов в своем учебном сочинении: «Москва не есть обыкновенный город, каких тысячи. У нее есть своя душа, своя жизнь... Каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, поэта и патриота! Как у океана у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой и молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастический увертюре Бетховена... и мнился, что бестелесные звуки принимают видимую форму...О , какое блаженство внимать этой неземной музыке!»
(Звучит музыка М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».)
Музыка утренних колоколов старинной Москвы - как чудесно передается она во вступлении к опере «Хованщина!» Облик великого города было невозможно представить без этого удивительного звона, наполнявшего воздух по мере приближения утра.
В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро, и, наверное, каждому казалось, что так будет вечно: и колокольни, и купола, и чудесный перезвон...
Многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Колокола Кремля звучат у М.Мусоргского не только в «Хованщине», но и в прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство.
Праздничный звон слышится с колоколен невидимого Китеж-града.
(Звучит музыка финал оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).
Ученик 5. Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений... По летописному сказанию, именно эта красота стала причиной выбора киевским князем Владимиром Красное Солнышко православия государственной религией Руси. Послал князь умных людей в разные земли, где они познакомились с верой каждого народа. Побывали послы в Царьграде (Константинополе) в храме Святой Софии, в котором православная служба греков являла им такую красоту, такое великолепие, что по возвращении они рассказали следующее: «Одежды священников чудесны, служба хороша, и люди все стоят в благоговении, пение же такое сладостное, какого мы никогда не слышали. И объяла нас какая-то радость, и мы не чувствовали себя и не знали, на земле ли мы находимся или на небе. И нет той красоты и столь превосходного богохваления во всей поднебесной, какие у греков. И потому мы полагаем, что Вера их истинна и что только с теми людьми истинный Бог».
ВЕДУЩИЙ. Православная служба проходит в храме ежедневно, и каждый верующий посещает ее с особой радостью. Выдающийся философ А.Ф.Лосев писал об этом так: «Человек живет радостью... Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло мою душу... Для того, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, вера в возможность этого настроения, то есть нужна религия. Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте».