Внеурочное мероприятие для открытия Недели детских книг. Рассказ об истории возникновения книг у разных стран. Анкетирование родителей "Что вы любите читать?" Правила обращения с книгой. Викторина "Каким литературным героям принадлежат эти предметы?" Рефлексия "Дерево предсказаний". Подарок школьной библиотеке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Книжкины именины"»
Разработка внеклассного мероприятия «Книжкины именины»
Цель: формирование любви к чтению.
Задачи:
Образовательные: • показать значимость и жизненную необходимость чтения книг; • обобщить, закрепить и углубить знания учащихся, полученные на уроках чтения. Развивающие: • развивать познавательную активность учащихся;
• развивать творческое воображение. Воспитательные: • формировать культуру поведения; • воспитывать бережное отношение к книге; • прививать любовь к книге. Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, фонограмма, атрибуты для викторины, заготовки для изготовления закладки.
Ход мероприятия
- Добрый день, ребята! Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем занятии! Давайте, займем свои места.
Фонограмма песни «К сожаленью День рожденья…..»
-Ребята как вы думаете, почему перед нашим занятием, звучит эта песня?
Ответы детей
-Да, конечно, эта песня звучит почти на каждом дне рождения! А мы сегодня отмечаем не обычный День рождения. Помните, Мирон нам говорил, что дни рождения бывают не только у людей, но и у городов, улиц, каких-то событий…. И мы с вами в прошлом году отмечали День рождения Уральского добровольческого танкового корпуса. А сегодня мы отмечаем именины, день рождения наших любимых книжек!
Дарина: Именины! Именины! Мирон: У Володи? Шуры? Нины? Ясин: У девчонок? У мальчишек? Все: Нет! У наших детских книжек!
Дарина: У стихов, рассказов, сказок И у толстых повестей… Посмотрите сколько сразу Собралось у нас гостей!
Соня: Это – праздник в самом деле, Как его ребята ждут… Длятся целую неделю Именины там и тут.
Школа, клуб, библиотека – Рады все гостей встречать. Именины Чука, Гека- Всем приятно отмечать.
Влад, Маша: Именины Буратино Мы отпразднуем с тобой. И Тимура именины, И у чашки голубой!
Мирон: Именины у Снежка, И у Кости-малыша, И у Вани-пастушка По прозванью Сын Полка.
Именинник Теремок, Мойдодыр и Колобок, И Усатый-Полосатый, И Максимка, и Гаврош… Именинников, ребята, Очень много – не сочтешь!
Тася: Много книг у нас чудесных, Книжек умных интересных, Увлекательных, веселых В городах, станицах селах…
Софа: Ты идешь в библиотеку, Чтоб побольше почитать. Настоящим человеком Помогают книги стать.
Тимофей: Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы. Дорог нам их вечный свет.
Именинникам – спасибо! Именинникам – привет!
Неделя детской книги родилась в 1943 году – в разгар Великой Отечественной войны. Этот праздник предложил провести известный детский писатель Лев Абрамович Кассиль и придумал этому празднику название «Книжкины именины»!
Участники этого первого книжного праздника вспоминают: «Ранним мартовским утром 1943 года из станций метро, трамваев, троллейбусов выбегали мальчишки и девчонки в стоптанных башмаках, залатанных валенках, стареньких курточках (позади вторая военная зима), бледные, исхудавшие лица ребят – ещё одно свидетельство тяжёлой поры.
Но ребячьи глаза горели и оживление нарастало по мере приближения к зданию, где их встречал директор детского издательства и детский писатель – Лев Кассиль. Так началась первая неделя детской книги».
Перед ребятами выступали известные детские авторы: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Михаил Пришвин и другие. С этого дня праздник носил всесоюзный, ежегодный характер. (Некоторые фамилии и произведения этих авторов вы уже знаете, а с остальными познакомитесь позже).
Семь чудес света создали люди в древности, но есть и восьмое чудо, известное всем нам – это книга. Мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того к книге привыкли, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени” с помощью, которой можно совершить увлекательное путешествие.
Книги бывают разные: веселые и грустные, познавательные, сказочные. Мы открываем книгу, перелистываем страницы и происходит удивительное чудо: книга начинает с нами говорить, уносит нас, то в тридевятое царство, то в тридесятое государство. Книга заставляет плакать и переживать, смеяться и страдать, жить вместе с ее героями.
Долгим был путь к современной книге. У разных народов были разные способы письма и разные материалы.
Тимофей: Давным-давно люди не умели писать и читать, но информацию нужно было как-то запоминать и передавать другим людям. Для этого оставляли надписи чем-то острым на камне в пещерах, на деревьях или даже на земле отметины, на веревках вязали узлы, рисовали целые картины, чтобы рассказать о главных событиях жизни. Они и были отголоском книг. Зарождалась потихоньку письменность.
Мирон: Позднее научились добывать глину и использовать ее для тех же целей. На влажной глине оставляли символы и рисунки, а потом обжигали в печках, в результате надписи прекрасно читались и сохранялись надолго. Табличек было очень много, их складывали в деревянные ящики. Это также прообразы первых книг. Однако дать их почитать другому было нельзя, уж больно они были тяжелые, такие «книги».
Маша: Так же в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском.
Катя: Еще позже древние египтяне, римляне и греки стали использовать для записей папирус, на котором можно было писать с помощью деревянной палочки или кисти.
Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.
Папирус можно было склеить друг с другом и намотать на кость или палку. Однако папирус высыхал и раскрашивался, уничтожая бесценные записи истории.
Дарина: Славяне использовали для записей бересту. Отсюда и пошло название «берестяная грамота». Но для книг береста также не годилась.
Данил: В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города, его делали из кожи зверей. Но такие «книги» были громоздкими, а сам материал очень дорогой.
Соня: Ее величество бумага появилась в 10 веке, по дошедшим сведениям в Китае. Легкий материал, просто на нем писать, достаточно дешевый, сохраняется долго, тонкий.
Соня: В России в это время появились первые рукописные издания на бумаге. В основном писали их при монастырях.
- Ребята, необходимо заметить, что и в древние времена, и в наши дни есть люди, которые не думают, что при общении с книгой есть какие-то правила. А вы их знаете?
Ответы детей.
Предлагаю вам игру «Да — нет». Если согласны, должны говорить хором «Да». Если не согласны — «Нет!» Что любит книжка? Обложку. — Да. Грязные руки. — Нет. Закладку. — Да. Дождик и снег. — Нет. Бережное отношение. — Да. Ласку. - Да. Яичницу. - Нет. Чистые руки. - Да. Валяться на полу. — Нет. Драться. — Нет. Жить на книжной полке. — Да. Любознательных читателей. — Да.
Правила обращения с книгой. (Вывесить на доску). Обложка Закладка Чистые руки Книжная полка Любознательные читатели
Физкультминутка: «Царь Горох»
Давным-давно жил царь Горох (марш на месте) И делал он зарядку. Он головой крутил-вертел (повороты головы) И танцевал вприсядку. (приседания) Плечами уши доставал (прижимаем уши к плечам) И сильно прогибался, (прогиб назад) Он руки к небу поднимал, (подняли руки) За солнышко хватался. (Прыгаем, хватаем солнышко)
- Дорогие гости, хочется обратить ваше внимание, что сегодня мы отмечаем книжкины именины не потому что подошла эта дата, а потому, что мы, со Светланой Витальевной, действительно очень любим и ценим печатное слово, любим читать, участвовать во всех мероприятиях связанных с чтением.
Это Всероссийский марафон «Минута чтения», Библионочь в БИЦ «Чкаловский». И, конечно, участие наших сегодняшних воспитанников в общешкольных конкурсах чтецов, городской акции «Осень. Книга. Парк.», Областной конкурс художественного слова «Читалочка».
Конечно, достичь каких-либо результатов без помощи ваших родителей мы бы не смогли. И мы знаем, что ваши мамы и папы оказывают вам неоценимую помощь, в привитии вам любви к чтению.
Мы провели небольшое анкетирование среди ваших родителей и вот какие ответы мы получили:
Анкетирование родителей
Любите ли Вы читать? (Да, очень люблю)
Читаете ли Вы вместе с детьми? (Не хватает времени, читаем очень мало)
Назовите свою любимую книгу из детства.
Ответы родителей:
Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»
Элинор Портер — «Поллианна»
Эдуард Успенский — «Гарантийные человечки» Джонатан Свифт — «Путешествия Гулливера» Жюль Верн — «Дети капитана Гранта» Евгений Шварц — «Сказка о потерянном времени» Кир Булычев — «Путешествие Алисы» Сельма Лагерлеф — «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Вот список книг, которые наиболее часто повторялись в анкетах ваших родителей! Эти книги есть в нашей библиотеке! Приходите, берите и читайте вместе с вашими родителями! Вот эти книги!
-Я знаю, что многие из вас, ребята, много читают и с родителями, и сами. Хорошо знают произведения детской литературы, главных героев, и предметы, которые им принадлежали. Проведем викторину! «Угадай главного героя произведения по предмету». Черный ящик. Вытаскиваем предмет, называем литературного героя и автора произведения.
1. Полено – Буратино. «Приключения Буратино» А. Толстой 2. Собачонка – Собачонка. «Багаж» С. Маршак 3. Лев - Лев. «Волшебник Изумрудного города» А. Волков 4. Козлик - «Серебряное копытце» П.П. Бажов 5. Жезл – Дядя Степа «Дядя Степа» С. Михалков 6. Цветок – «Цветик – семицветик» В. Катаев 7. Зеркальце – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин 8. Колобок – Русская народная сказка «Колобок» 9. Репка – Русская народная сказка «Репка» 10. Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин 11. Орешки – «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин
Наши ответственные по проверке дневников и учебников провели рейд по проверке учебников. Пожалуйста, вам слово!
-Мы проверили учебники, и оказалось, что не у всех ребят есть закладки! Поиск нужной страницы отнимает время на уроке, Некоторые загибают страницы, а это недопустимо!
- Давайте, мы с вами сейчас сделаем закладки, которые пригодятся и учебникам, и вообще любой книжке.
-У нас есть заготовки. Действуем по инструкции: Вырезаем домик по контуру, соблюдая правила ТБ при работе с ножницами. Наклеиваем домик на картон.
Кто не успел доделаем наши закладки дома. И во время каникул, после прочтения какой-либо книжки зажгите свет в любом окошечке. Потом мы разместим наши домики-закладки на доске, и я надеюсь, мы увидим целую улицу многоэтажных домов с зажженными окнами!
Рефлексия
Книга — наш верный друг с детства, который всегда научит новому, окунёт в удивительный мир увлекательных путешествий и интересных открытий.
Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Человек любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Эти друзья – книги. Огромный мир врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
«Дерево предсказаний»
Если вы, ребята, поняли, что чтению нужно уделять очень много внимания, читать вдумчиво, постоянно, прикрепите зеленый листик на наше «Дерево предсказаний».
Если у вас есть сомнения в своих силах, но вы будете стараться, прикрепите желтый листок.
Если вы не уверены в своих силах, и еще не знаете, как сложатся ваши отношения с чтением – прикрепите коричневый листочек.
С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга. Пусть в ваших руках всегда будет хорошая, умная книга!
Ну, а раз у нас сегодня День рождения, (а на день рождения принято дарить подарки) – подарим нашей школьной библиотеке наши любимые книжки!