Цель: Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой. Задачи: - Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека; - Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков; - Продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.
Сценарий классного часа.
I) Подведение учащихся к теме классного часа.
(мультфильм о двух мальчиках и шарике)
Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём этот сюжет?
(учащиеся обсуждают увиденное)
Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?
Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.
Учитель: Верно! О зависти.
(На уроке вывешивается плакат «Зависть» и цитаты известных людей, которые комментирует классный руководитель, заостряя внимание на теме и цели классного часа)
Учитель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)
Завидуют: (все эти пункты на слайде № 1).
1) Успехам одноклассников;
2) Чужим деньгам;
3) Соседям, переселившимся в новую квартиру;
4) Человеку, купившему машину;
5) Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;
6) Отличным оценкам одноклассника;
7) Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.
Вопрос: А чему ещё можно завидовать?
II) Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)
А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)
(Видеоролик. Песня «Зависть»)
Учитель: - Как А. Розембаум называет зависть?
Учащиеся: Раковая опухоль.
Учитель: Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?
(Видеоролик «Христианские заповеди и их толкование».)
Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».
Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.
(Слайд № 2. Перечислены все 6 пороков)
1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)
2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)
3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)
4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)
5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)
6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)
Учитель: - Ребята прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?
III) (видео – ролик) Стихи С. Бранта
Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.
Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?
На экране (слайд № 3 все 4 пункта):
1) Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)
2) Подлость. Свою вину переложить на чужие плечи.
3) Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)
4) Убийство (самое страшное, что может произойти)
Учитель: - А имеем ли мы на это право?
(Учащиеся пытаются ответить на вопрос)
Обратимся к Библии. Христианская заповедь гласит: «Бог создал, человека, Бог его и заберёт!» А человек не имеет на это никакого права. Нет! Нет! Нет!
IV) Презентация.
(Ребята читают по очереди)
Вопрос: Как уберечь себя от зависти?
V) Притча о зависти.
Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:
- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда старый мастер сказал: ………..
Классный руководитель: - Продолжите фразу.
- Что ответил мастер ученикам?
- Как вы думаете?
- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
- Конечно тому, кто его дарит!
- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.
Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
VI) Заключение. Итоги классного часа.
(Видеоролик «Окно»)
Последние слова – пожелания учителя.
Стихи Омара Хайяма.
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.
Используемые источники:
Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».