«Островок дружбы»
Сценарий классного часа
Зиновьева Т.В.
Класс: 3.
Цель: Раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств.
Задачи:
1. Расширение знаний детей о дружбе;
2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Музыкальное оформление:
1. «Дружба крепкая» музыка Б.Савельев, слова М.Пляцковского;
2. «Дружба», «Раскрасим планеты» из репертуара детской эстрадной группы «Барбарики»;
3. Русская народная песня «Летал голубь»;
4. «Если мы будем дружить» музыка и слова А.Ермолов.
Ход мероприятия
1. Вход учащихся под музыку «Дружба крепкая».
2. Круг радости:
«Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
(Дети пожимают друг другу руки и рассаживаются по местам)
Преподаватель: Ребята, стихотворение, которое мы сейчас с вами произнесли, является эпиграфом нашего классного часа. Скажите, пожалуйста, о чём говорится в эпиграфе? (Ответы детей)
Преподаватель: Верно, о друге. А о каком друге здесь идёт речь? (Ответы детей)
Вывод: Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за «красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Преподаватель: И тема нашего классного часа звучит так: «Островок дружбы».
Сегодня наш разговор пойдет о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
- Я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется монолог о дружбе.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: « Вы не в школе?»-
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда.
Преподаватель: Ребята, многие понимают под словом ДРУГ:
• Соседа по парте
• Человека, который сходил с ним в магазин
• Знакомого во дворе
• Одноклассника
• Человека, с которым провел смену в лагере
• Человека, который дал списать урок
Упражнение «Закончи предложение»:
Преподаватель: Интересно, а как же вы понимаете, что такое «дружба». Сейчас я в руки брошу этот красивый мячик одному из вас, и тот, кто поймает его, должен продолжить незаконченное предложение. Вы готовы?
1. Для меня дружба – это…
2. Друг для меня – это…
3. Дружба в моей жизни занимает…
4. Мне нужна дружба для того, чтобы…
5. Если я поссорюсь со своим другом, то я…
6. Секрет моей дружбы, в том что…
I. Сценка о дружбе.
В «Толковом словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми. Но что тогда мешает дружбе?
(Ответы учащихся: зависть, корысть, ненадежность, ложь, предательство, обман и др.)
Преподаватель: Верно, молодцы. А что помогает дружбе?
(Ответы учащихся: доверие, надежность, искренность, честность, уверенность, милосердие и др.)
Преподаватель: Ребята, давайте мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.
1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
3. Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
4. Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.
5. Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
6. Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.
II. Песня «Дружба».
Преподаватель: Во все времена дружба имела ценность для человека. Недаром народ слагал о ней пословицы и поговорки. Сейчас вы получите конверты с карточками. На карточках красного цвета – начала фраз, на карточках синего – окончание фраз. Каждой группе я предлагаю составить из них по четыре пословицы о дружбе.
(Ребята получают конверты и выполняют задание.)
Пословицы и поговорки:
Друга ищи, а найдешь – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Друзья познаются в беде.
Хороший друг всегда приходит вовремя.
III. В исполнении Плотниковой Ольги ученицы 1 класса прозвучит русская народная песня «Летал голубь» класс преподавателя Белькова Ю.А., концертмейстер Лукиненко И.Г.
Творческая деятельность.
Преподаватель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить небольшое задание:
Напишите объявление на тему «Ищу друга». Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как «пазлы». Например:
«Весёлый, жизнерадостный человек, любитель бокса ищет друга»
«Скромная, застенчивая девочка, любит стихи, ищет подругу»
«Ищу друга, с которым можно ходить в походы!»
IV. Песня «Раскрасим планеты».
Игра «Острова»
Класс делиться на две группы. На полу нарисованы два небольших «острова». Под музыку ребята выполняют любые движения, а когда она заканчивается, то быстро занимают место на своём «острове» (чтобы разместиться на них некоторым придётся держаться на весу).
- Ребята, что помогло вам справиться с заданием? (ответы учащихся)
Действительно, только у дружных ребят могло всё получиться, а если бы вы ссорились, спорили, то у вас ничего не получилось.
V. Оркестр.
Подведение итогов:
Сегодня на классном часе мы говорили о настоящих друзьях, о верной дружбе, о том, как важно её сохранить. А для этого нам надо научиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда внимателен к товарищам, помогает им и старается быть нужным в трудную минуту.
Преподаватель: Ребята, давайте сейчас выведем правила дружбы:
1. Не выдавать чужие секреты;
2. Всегда быть откровенным с другом;
3. Не бойся попросить прощения;
4. Не груби;
5. Не надо менять друзей;
6. Надо быть постоянным в дружбе;
7. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
8. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Преподаватель: Существует много законов о дружбе. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.
Творческая работа
Преподаватель: Перед вами лежат цветные ладошки, впишите в них качества, которые вы больше всего цените в своих друзьях.
Рефлексия
Преподаватель: Было очень весело! Я убедилась, что вы очень дружный и сплочённый класс! Оставайтесь такими же на протяжении всего вашего знакомства! И перед тем, как наш классный час закончится, мы подведём итоги. А сделаем мы это так, как сделали в самом начале классного часа, с помощью нашего весёлого мячика!
1. Сегодня я понял (а)……
2. Мне понравилось…
3. Я думаю…
4. Самым полезным для меня было…
5. Я хочу пожелать всем ребятам…
VI. Песня «Если мы будем дружить» .
На этом наш классный час окончен, спасибо всем кто был сегодня с нами.
Дружите и храните дружбу!