Просмотр содержимого документа
«Классный час для учащихся 1-4 классов "Береги природу, человек!"»
МОУ «СОШ с. Новая Порубежка»
Экологический классный час
«Береги природу, человек!».
Автор: Латыпова Лира Шагмухоматовна
учитель начальных классов
2017
Экологический классный час в начальной школе: «Береги природу, человек!».
Цель: способствовать формированию у детей целостного восприятия мира. Задачи: 1. Способствовать расширению знаний детей с помощью литературы. 2. Способствовать коррекции поведения – формировать положительную концепцию поведения. 3. Способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе. 4. Словарная работа: экология, среда обитания.
Ход занятия:
1.Организационный момент. 1.Вводная беседа. Цель: создание положительного эмоционального настроя. (Звучит мелодия песни “Чистые пруды”, учитель читает стихотворение).
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С цветами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
(С. Смирнов). Тема сегодняшнего занятия «Береги природу, человек!». Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем мероприятии? Правильно, сегодня мы будем говорить с вами об охране природы, о том, как влияет на природу человек. А вот как влияет на человека природа, написал Краснов: «Ничто так не развивает человека, ничто так не возвышает его душу, как общение с природой и наблюдение её великих законов». Оказывается, природа возвышает нашу душу. И как иной раз становится обидно и больно за тех людей, которые самым безжалостным образом губят природу. 2.Ознакомительная беседа. Сегодня на занятии речь пойдёт об экологии. Что же такое экология? Экология – наука о жизни всех живых организмов, в окружающей их среде, от которой зависит успешность их выживания, развития. Давайте повторим все вместе и, каждый ещё раз прочитает про себя, что же такое экология. Экология – наука выживания живых организмов. Благодаря экологии мы осмысливаем, понимаем мир. Что же такое среда, от которой зависит успешность выживания всего живого на земле? Среда – место обитания живых организмов. Существует 4 среды обитания: наземная, воздушная, водная, подземная или почвенная и живые организмы, которые служат средой обитания для других организмов. Повторите и закрепите понятие экология, среда. 3.Игра «Назови, кто, где обитает?». Я буду читать характеристику живому организму, а вы должны угадать, где обитает. •Бабочки – прекрасные путешественники. В сутки они могут преодолеть расстояние в 100 км. Какова их среда обитания? (Луг, наземная ивоздушная). •«Акула» пресных вод – щука. Прожорливость этих рыб удивляет. Одна щука в неделю может съесть 260 пескарей. Отсюда большая скорость роста (на 2 году 5 кг). Где её дом? (Реки, водная среда). •Крот прекрасно существует без света. Глаза, как и уши у него плотно закрыты шерстью, передние лапы мощные, ладонями наружу (похожи на лопаты). Всё приспособлено к определённой среде обитания. Какой? (Почвенной или подземной). 4.Кроссворд. Решите кроссворд.
Цель: закрепить понятие о среде обитания через кроссворд. 1.Стремительные, схожие с вертолётом насекомые, часто встречающиеся на берегах озёр и рек? (Стрекоза). 2.Каких животных называют царями степей? (Грызуны). 3.Скопление воды в природном углублении и на суши. (Озеро). 4.Рыба – обитатель озёр, вся такая взъерошенная. (Ёрш). 5.Кустарник – дерево, которое в природе называют «плакучим»? (Ива). 5.Задача: воспитывать любовь и уважение к природе; знакомить с бедственным положением леса. Появилось очень много расхитителей, кто её портит, не задумываясь о будущем – вырубают леса. Беспечно по глупости щедро Мы рушим природу вокруг,- Как мамонты, падают кедры, От наших же собственных рук. А ведь только 1 га лесов даёт нам в течение года до 20 млн. м3 чистого воздуха. За время войны было вырублено и сильно повреждено около 20 млн. га леса. И каждый раз хочется крикнуть, как поэт Плитченко: … Люди! У нас в запасе какое – то время – И насколько возможно Мир этот надо улучшить!
6. Физкультминутка «Дерево». Цель: снятие мышечного тонуса. Инструкция: Задание выполняем вместе с учителем. Слушаем речь учителя «На полянке росло дерево, всё выше и выше. Вокруг налетел ураганный ветер и стал раскачивать ветки деревьев, но дерево выстояло. Пошёл дождь. Листочки поникли, но ветки деревьев всё равно росли выше. Пришёл человек и срубил дерево, но на пеньке появились новые побеги, из которых потом вырастит новое дерево». 7.Цель: дать представления детям о загрязнении водоёмов.
Следующий раздел нашей беседы «Реки».
Как решить проблему чистой воды? Строить очистители, не загрязнять водоёмы. Каждый год многочисленные удобрения сельского хозяйства засоряют воду. Назовите самую большую реку в Саратовской области. (Волга). Загрязнена наша матушка Волга от отходов промышленности городов Саратова. Вольска, Энгельса, Балакова. Волгограда и других.
Не осталось живого места, Не осталось живой воды. Соли закисного железа, Убивают воду в реке. Стало душно в реке и затхло, Никакого выхода нет, Хоть бы рыбе дожить до завтра – Прожила бы ещё 100 лет.
Стоит сказать и о нефтяных загрязнениях водоёмов. Каждый год в воду попадает 6 – 10 млн. тонн нефти. Нефтяная плёнка покрывает огромные площади воды, препятствует доступу кислорода и солнечных лучей воде, что приводит к невозможности обитателей вод дышать, и они погибают.
Трудно, чтобы такое не тронуло душу, Если даже бесчувственен ты, Почему – то выбрасываются на сушу Повелители моря – киты. Ударяются в камни могучей грудью, Разбиваются, как корабли, И противятся добрым встревоженным людям, Что спасать великанов пришли...
8. Цель: с помощью литературного слова призвать детей защищать, охранять природу. Красиво изданные «Красные книги» - это бесконечно горькое повествование о самом беспомощном, безумном и непрерывном истреблении животных и растений на земле. Защищайте их от вымирания!
Руку, занесённую над веткой, Над гнездом, где затаилась птица, Над былинкой, над живою клеткой, Удержи, не дай ей опустится, И пускай твой голос стерегущий, Слышит каждый, кто проходит мимо: «Помните – природа всемогуща. И до бесконечности ранима!».
Инсценирование сказки: «Лес просит о помощи!».
Лес просит помощи
(Экологическая сказка – инсценировка)
Действующие лица:
Волк
Зайчиха
Бобер
Лиса
Ёж
Сорока
Саша
Маша
Учительница
Лесник дед Егор
1 действие
На поляне собрались лесные жители. Они возмущенно разговаривают.
Волк (сердито). Опять эти люди! Пришли, распугали тут всех, намусорили и ушли! Не убрались!
Зайчиха. А у меня зайчонок лапку об стеклышко поранил, ходить не может.
Бобер. Подумаешь, лапку поранил! А мой – то бобрёночек, миленький, хорошенький, в каком-то прозрачном пакете запутался, чуть не задохнулся.
Лиса (задумчиво). Да, плохи у нас дела. Жить трудно стало. А убрать весь этот мусор невозможно.
Ёж. Почему это?
Лиса. Мы ведь пробовали уже. Да всё без толку. На следующий день опять намусорят.
Волк. А может их напугать хорошенько? Вот соберу друзей-волков из всех окрестных лесов и…
Зайчиха (перебивает). Нет-нет, серый, после этого люди могут с ружьями прийти. Тогда нам будет намного хуже.
Ёж. Но нам надо найти какой-то выход. Так жить дальше нельзя. Надо сделать так, чтобы люди поняли свою ошибку.
Бобёр. Да, лес – это не только наш дом.
Лиса. Конечно. Ведь если погибнет лес, то и людям будет негде собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Они никогда не увидят цветение подснежников и ландышей, не услышат пения птиц. Да и просто не смогут подышать свежим воздухом и отдохнуть в лесу.
Сорока. А может я полечу к людям ,да объясню, что они загрязняют наш дом – наш лес?
Волк. Ты-то полетишь, а что толку? Ведь люди всё равно не понимают языка зверей и птиц. Как ты им расскажешь?
Сорока (задумчиво). Да, действительно. Но вдруг случится чудо и найдется человек, который все поймет!
Волк. Ладно, будь по-твоему, лети.
Сорока улетает. Лесные жители расходятся.
2 действие
Сорока прилетает к школе. Её замечают дети.
Маша. Ой, смотрите, птичка!
Саша. Это же сорока – белобока!
Сорока (тревожно). Люди, лес наш милый дом.
Стало жить нам трудно в нём.
Лес не загрязняйте,
Жить нам не мешайте!
С миром приходите,
Деток не ловите,
На реке, в полях, в лесу
Не губите вы красу!
Вы костров не жгите,
И цветов не рвите.
Лес наш не губите!
Лес наш полюбите!
Маша. Саша, тебе не кажется, что сорока стрекочет слишком уж грустно?
Саша. Да, мне тоже так показалось. Но как мы узнаем, что она хочет нам сказать?
Маша. А может ,спросим у нашей учительницы биологии Ирины Николаевны?
Входит учительница.
Саша. Ирина Николаевна, послушайте пожалуйста, о чем говорит сорока, может, вы поймете.
Сорока (повторяет последний куплет).
Учительница. Да, сорока явно просит о помощи. Но, к сожаленью, я не знаю языка птиц. Но я знаю одного старого лесника, деда Егора, который очень давно общается с животными и птицами, с деревьями и травами. Думаю, он сможет понять сообщение сороки.
Все уходят.
3 действие
На той же поляне. На пеньке сидит дед Егор, гладит маленького зайчонка (игрушку).
Лесник (вздыхает). Эх-эх-эй! Бедный зайчишка. Но ничего, поправится твоя лапка. Эх, люди, совсем замусорили лес. Как же тут не пораниться!
Влетает сорока. Поёт свою песню.
Лесник. Вот и сорока жалуется. Эх, горемычная!
Входят учительница и дети.
Учительница. Здравствуйте, дедушка Егор! Помогите нам пожалуйста понять сороку. Она нам хочет что-то сказать.
Лесник (сердито) .Чего уж тут понимать! Да вы посмотрите внимательно вокруг и всё сами поймёте. Тут все вокруг помощи просят!
Учительница. И правда, ребята, посмотрите: вокруг столько мусора, банок, бумажек, целлофановых пакетов!
Саша. А давайте позовем всех ребят из нашей школы и всё здесь уберём! Я сейчас же за друзьями побегу (убегает)!
Маша. А потом каждый день будем следить за порядком в лесу. Всем будем разъяснять, как вести себя на природе.
Учительница. Нарисуем плакаты, пусть все знают, что лес просит помощи и бережного отношения к себе. Начнем помогать лесу прямо сейчас.
Начинают убирать. Звучит музыка. К ним присоединяются Саша и другие ребята. Ставят табличку «Берегите лес!», уходят. Появляются лесные жители.
Волк. Стало чище и светлей, сразу стало веселей!
Лиса. Вы послушайте лису. Стало здорово в лесу!
Зайчиха. И зайчонок мой не плачет, скоро выздоровеет и поскачет!
Бобёр. Чист ручей, мой милый дом, и бобрятам лучше в нём!
Ёж. Люди, с миром приходите, наших деток не ловите!
Все вместе. Лес наш не губите!
Лес наш полюбите!
9.Итоги занятия. Цель: закрепить полученные знания. Беседа. - Что же такое экология? - Что такое среда? - Расскажи, почему лес нуждается в людях? - Расскажи, почему реки нуждаются в помощи? - Расскажи, как влияет человек на животный мир. - Расскажи, как природа влияет на человека. Хотелось бы наше занятие закончить стихотворением, которое обязывает нас защищать и охранять все природные ресурсы.(Дети читают стихотворения).
Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь, Всё это называется природа. Давайте же всегда её беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить … Природой, называется всё это, Давайте же с природою дружить!
3.Летят, звеня дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым, Всё это называется природа. Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда … Природой, называется всё это, Давайте же её любить всегда!
Молодцы! Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за полноценную работу и внимание!