КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «И.К.АЙВАЗОВСКИЙ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ»
6 КЛАСС
Цель: знакомство учащихся с творчеством И.К.Айвазовского; развитие и углубление знаний учащихся об истории и культуре Крыма; воспитание у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.
Оснащение: персональный компьютер, интерактивная доска. Демонстрация компьютерной презентации картин художника (выполненные в Power Point) , «Лунная соната» Бетховена.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели классного часа.
Демонстрация презентации 1-го слайда:
Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в Феодосийскую картинную галерею имени Ивана Константиновича Айвазовского. Феодосийская картинная галерея – наибольшее собрание произведение Айвазовского, единственного в нашей стране музея маринистической живописи. Вы услышите о жизни Айвазовского, и познакомитесь с его картинами галереи.
3. Рассказ учителя.
Биография И. Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский художник-маринист.
Словарная работа: маринист - художник, который рисует морские пейзажи.
За свою жизнь он создал около 6 000 произведений. Художники называют его поэтом морской стихии: главное в его огромном творческом наследии занимает изображение моря.
Родился Айвазовский 17 июля 1917 года. Впечатление детства, проведенного в приморском городе, во многом определили его склонность к живописи. В 1833 году одаренный юноша поступил в петербургскую Академию художеств, в классе профессора Воробьева, видного представителя пейзажной живописи начало века. Айвазовский не сразу нашел путь свой в искусстве. В годы учебы в академии он кропотливо изучал творения мастеров живописи. Очень любил голландские марины, и часто копировал в залах Эрмитажа. Уже в самых ранних работах Айвазовского проявились его блестящие способности, умение пристально вглядываться в окружающее, великолепная, феноменальная память, композиционный дар. Шестилетний курс Академии художеств был окончен Айвазовским за 4 года с золотой медалью первой стипендии, давшей ему право на бесплатную поездку за границу. Готовясь к этой поездке, 20-летний художник весной 1338 года отправился для совершенствования своего мастерства в Крым. За два года, проведенных в Крыму, оставили след в его творческой биографии. После отчетной выставки в Петербурге в 1840 году Айвазовский отправляется в творческую поездку за границу. Изучение в музеях Флоренции, Венеции, Неаполя, Рима, во многом способствовало окончательному формированию творческого метода художника.
В Италии Айвазовский быстро выдвинулся в ряд лучших живописцев Европы. Картины молодого мариниста, появлявшиеся на выставке в Риме, Париже, Лондоне, были высоко оценены и зрителями и печатью. В 1843 году Айвазовскому была присуждена во Франции золотая медаль.
В 1844 году Айвазовский возвратился в Россию признанным мастером. Решением совета Петербургской Академии художеств ему было присвоено звание академика. В 1845 году художник навсегда поселился в Феодосии. В этом для многих неожиданном поступке сказалось его привязанность к городу, где он родился, и провел детство, любовь к Черному морю. До последних дней жизни Айвазовский сохранил ясность мыслей и чувств, святую веру в искусство, способность к творчеству без которого не мог жить.
Умер Айвазовский в ночь на 19 апреля 1900 года. Созданные им произведения принесли ему славу при жизни, необычно широкую популярность в наши дни. В истории мирового искусства он вошел как талантливый мастер морского пейзажа. В своих картинах он выразил представление о море, как вечно прекрасной, свободной, непокоренной стихии. В этом их непреходящая ценность.
Демонстрация презентации по слайдам:
1) Портрет Айвазовского.
2) «Море»
Вопросы к учащимся:
- Каким изобразил художник море?
- Какие краски подобрал для этого?
- Что вы видите на заднем плане картины?
3) «Неаполитанский залив утром»
Уже в ранние годы у Айвазовского проявилась способность насыщать свои картины светом, умение мыслить, и чувствовать в цвете, композиции. Живого звучания красок, предельно разнообразных по цвету, Айвазовский добился в картине «Неаполитанский залив утром». Этот полный очертаний пейзаж отмечен тонким пониманием особенностей итальянской природы, глубоким образным обобщением при чрезвычайно точной проработке деталей.
Известный английский художник-маринист Д.Тернер, увидев эту картину, написал на итальянском языке стихи:
Прости мне, великий художник,
Если я ошибался, приняв картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня
И восторг овладел мною.
Талант твой велик и могуч,
Потому что тебя вдохновляет гений.
4) «Малага»
Вопросы к учащимся:
1.Рассвет или заката солнца изобразил Айвазовский?
2.Каким цветом изобразил волны?
5) «Пристань в Феодосии»
Вопросы к учащимся:
- Как вы думаете, кого провожает молодой человек, который стоит на берегу?
- Какой изобразил пристань?
6) «Алушта»
Образ типичного южного городка и величественную панораму гор Айвазовский запечатлел в картине «Алушта». Она словно соткана из света и воздуха. Волнообразные массивы гор окутаны серебристо-голубой дымкой, в торжественном молчании застыло нежно-голубое море. Покоряет радужная игра голубых, зеленоватых, золотистых оттенков.
7) Алушта
Вопросы к учащимся:
- Как вы думаете, ребята, изменился ли рельеф местности города с того времени, когда была написана эта картина?
- Как выглядит в настоящее время набережная?
- Влияют ли современные постройки туристических комплексов на экологию местности?
8) Суда на рейде
9) Мельница на берегу
Вопросы к учащимся:
- Можно ли сейчас встретить мельницы на берегу?
- Какое значение они имели в то время?
- Почему, как вы думаете, мельницу построили на берегу?
10) «Восход солнца»
Торжественный гимн рождающемуся дню звучит в картине «Восход солнца». Все в ней эффектно: и немного угрюмые зеленые волны, обрушивающиеся на берег, и выплывающий из-за горизонта огненный шар солнца… Еще не исчезли ночные тени на берегу, контрастирующие с ярким золотом солнечных лучей, разлившимся на волнах. Это мгновенно схваченное впечатление встречи дня и ночи передано с удивительно мастерством.
11) «Вид Ливадии»
12) «Чесменский бой» - эпизод Хиоского сражения
Слева на переднем плане картины изображены турецкие моряки, спасающиеся на обломках своих кораблей, справа – темная масса корабля, маленькая шлюпка с гребцами, взорванные турецкие суда; на дальнем плане виден освещенный заревом пожара восточный город, террасами расположившийся по уступам холма. Впечатление от картины ночного пожара усиливается благодаря резкому контрасту между багряно-золотистыми всплесками огня и бледным светом луны, выглянувшей из-за облаков.
13) «Черноморский флот в Феодосии»
14) «Восход солнца у берегов Ялты»
Восторг перед красотой мира присущ тем пейзажам художника, которые написаны под впечатлением от южного побережья Крыма. Природа изображена праздничной, романтически приподнятой. Пейзаж выполнен в яркой цветовой гамме.
Вопросы к учащимся:
1.Какие деревья изобразил автор картины на переднем плане?
2.Как называются деревья, которые растут только в данной местности?
15) «Овцы на пастбище»
Одна из картин художника, где он изобразил не морской пейзаж. На данной картине автор запечатлел, как пастухи присели отдохнуть под большим деревом. Пастухи пасли овец. Овцы – традиционное животноводческое хозяйство Крыма, того периода.
16) «Вид Константинополя при лунном свете»
Вопросы к учащимся:
- Что изобразил на картине художник?
- Символ, какого вероисповедания изображено на картине?
17) «Девятый вал»
«Девятый вал» - самая известная картина Айвазовского. У моряков есть понятие «девятый вал» - это самая сильная волна во время шторма, несущая гибель и разрушение. Мощные волны заполняют собой все пространство картины и, кажется, предвещают гибель людей, судорожно цепляющихся за обломки корабля.
В то же время лучи солнца, которые пронизывают воду, насыщают утренний воздух, вселяют уверенность, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы.
Подлинная картина мастера находится в Государственном Русском музее.
Вопросы к учащимся:
- Как вы думаете, ребята, как пытаются спастись люди, которые находятся на обломках корабля?
- Хотел ли автор картины, чтобы люди спаслись?
- Как это он изобразил?
18) Портрет Айвазовского. Слова, которые высечены на памятнике, в Феодосии из белого мрамора на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память»
В 1900 году согласно завещанию И.К.Айвазовского картинная галерея стала собственностью Феодосии. «Мое искренне желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галереи, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовскому, завещаю, моему родному городу…» - гласит завещание. В собственность города перешло 49 картин художника.
Во время Великой Отечественной войны картины галереи были вывезены в Армению, на родину предков Айвазовского. По завершению войны возвращены в галерею.
В настоящее время сотрудники галереи продолжают работу по выявлению и учету хранящихся в других музеях страны и частных собраниях произведений И.К.Айвазовского, а также его учеников и последователей. В галереи также представлены работы художников-маринистов: Н.С.Барсамова, С.Г.Мамчича, К.Ф. Богавского, М.А.Волошина и других.
При Феодосийской картинной галереи постоянно работает лекторий, где читаются популярные лекции по отечественному и западноевропейскому искусству.
Из года в год увеличивается число людей, приходящих в галерею имени И.К.Айвазовского, возрастает интерес к творчеству выдающего мариниста и других художников, произведения которых представлены в ее залах.
И.К.Айвазовский был меценатом, он открыл в городе художественную мастерскую, библиотеку, организовал постройку археологического музея. Благодаря его хлопотам в Феодосии был сооружен торговый порт, и построена железная дорога, в 1882 году провел водопровод от источника, который находился в его имении, так как жители города страдали от недостатка воды.
4. Просмотр всей презентации под «Лунную сонату» Бетховена.
(Продолжительность демонстрации всей презентации, рассчитана на продолжительность исполнения сонаты.)
5. Подведение итогов.
Вопросы к учащимся:
- Что нового вы сегодня узнали на нашем классном часе?
- Художником, какого направления являлся И.К.Айвазовский?
- Объясните значение слова меценат.
6. Заключительное слово учителя.
Искусство Айвазовского – это богатство всей нашей страны. Мы, Крымчане, должны по праву, гордится свом художником. Каждый, кто побывает в картинной галереи Феодосии, на всю жизнь унесет с собой радость бытия и счастья!
На каникулах мы обязательно поедем на экскурсию в Феодосийскую картинную галерею Айвазовского.