Классный час на тему:
«Конституция. Права и обязанности человека и гражданина»
(для 5-6 классов)
Классный час на тему: «Конституция. Права и обязанности человека и гражданина» (для 5-6 классов)
Вид классного часа: урок-путешествие.
Цель:
- образовательная – рассказать учащимся историю Конституции РФ и РТ, познакомиться с разделом № 2 «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина»;
- развивающаяся – формировать навыки работы с документами, понимание важности основного закона страны, прав и обязанностей гражданина;
- воспитывающая – развитие правовой культуры, чувство патриотизма, гражданственности.
Оборудование: классная доска, Конституция РФ и РТ, презентация «Конституция – основной закон страны», мультимедийное оборудование.
Методы: словесные, частично-поисковые.
План:
- Конституция – основной закон страны.
- Права и свободы человека и гражданина.
- Основные обязанности.
Ход классного часа
Эпиграф к уроку:
«Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы»
(К. Ясперс).
- Организационный момент.
Учитель:
- Добрый день. Наш сегодняшний урок посвящен ответу на вопрос «Что такое Конституция?». Нам предстоит познакомиться с Конституцией РФ и РТ, с основными правами и обязанностями человека и гражданина.
- Ребята, давайте подумаем и сформулируем тему нашего урока. (ответы детей). Тема нашего урока «Конституция. Права и обязанности человека и гражданина».
- Изучение нового материала.
Учитель:
- Для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос, мы с вами совершим путешествие, где на каждой остановке нас ждем много интересного и занимательного, а поможет нам в этом наш гость Карлсон. Да, да, тот, который живет на крыше и очень много знает.
Карлсон:
- Здравствуйте, ребята! Очень рад, что я к вам залетел. Сегодня я поделюсь с вами своими знаниями, расскажу много интересного, а вы внимательно меня слушайте. Договорились? (ответы детей)
Учитель:
- Первая наша станция называется «Конституция». Что вы знаете о слове «Конституция»? (ответы детей записываются на доске)
- Ребята, попросим Карлсона рассказать нам об этой станции поподробнее? (ответы детей)
Карлсон:
- С удовольствием. Слово «конституция», в переводе с латинского языка, означает устройство, установление. Главным законом государства выступает конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданином и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Именно поэтому конституцию называют основным законом страны.
Учитель:
- В какой стране мы живём? (ответы детей)
- Молодцы. Наша страна называется Российская Федерация или Россия, сокращённо РФ. 12 декабря 1993 года принята Конституция РФ. Что самое интересное в 2013 году мы отмечаем 20-летие со дня принятия Конституции РФ. (Показ Конституции РФ (по возможности раздать учащимся на каждый стол)). Конституция – это закон прямого действия, что означает следующее: если нарушаются права и интересы, защищаемые Конституцией, любой гражданин имеет право обратиться в суд, ссылаясь на Основной закон страны.
- Российская Конституция содержит вводную часть, где говориться об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучие России. (См. Конституцию РФ).
- Ребята, посмотрите сколько разделов и глав в Конституции? (ответы детей).
- Давайте скажем Карлсону как они называются. (Учащиеся зачитывают название каждой главы по очереди).
Карлсон:
- Ребята, вы уже знаете, Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации и имеет такую же Конституцию РТ, принятую 6 ноября 1992 года. (показ Конституции РТ).
Учитель:
- Подробно мы остановимся с вами на главу 2 в Конституции РФ и глава 4 в Конституции РТ «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», а для этого мы движемся вперед к другой станции под названием «Права и свободы человека и гражданина». (См. глава 2или глава 4)
- Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста Конституции РФ и РТ, а именно: с главой II Конституции РФ «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», попытается найти в нем права человека и гражданина.
(учащие прочитывают найденные ими статьи)
Учитель:
- Молодцы, ребята, мы с вами справились с этой задачей. Карлсон, ты нами доволен.
Карлсон:
- Конечно, да. Хорошо поработали. Сейчас мы отправимся на последнюю станцию «Основные обязанности». У человека и гражданина кроме прав и свобод есть ещё и обязанности, про которые нельзя забывать. Они также прописаны в Конституции. Нам с вами, ребята, нужно их найти и запомнить.
Учитель:
- Мы сейчас этим и займемся. Наша задача выбрать статьи посвященные обязанностям человека и гражданина. (поиск детьми нужных статей из Конституции).
Карлсон:
- Я нисколько не сомневался, что вы ребята справились со всеми заданиями и узнали много нового и интересного. Мне интересно, а хотели ли вы что-нибудь ещё добавить к правам и обязанностям человека и гражданина? (ответы детей).
III. Закрепление.
Учитель:
- Мы с вами изучили Конституцию, но есть и другие правовые документы, защищающие права и свободы человека и гражданина: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка и др. (показ правовых документов).
Карлсон:
- Вот и закончилось наше путешествие. Вспомните, какие станции мы посетили? Что вам запомнилось? О чем новом вы узнали? (ответы детей).
IV. Итог.
Карлсон:
- Сейчас я проверю ваши знания. Предлагаю ответить на мои вопросы:
1. Главным законом государства выступает Конституция страны? Да или нет? (Да)
2. Конституция РФ состоит из двух разделов, 9 глав, 137 статей? Да или Нет? (Да).
3. В 2013 году исполняется 20-летие со дня принятия Конституции РФ? Да или нет? (Да).
Учитель:
- Молодцы, ребята, вы сегодня узнали много нового. Но нам уже нужно прощаться с нашим замечательным гостем. Карлсону нужно посетить других ребят и рассказать им всё, что он знает и узнал про основной закон страны – Конституцию. Давайте поблагодарим Карлсона. (слова детей).
Карлсон:
- Досвидание. До новых встреч друзья.
V. Домашнее задание.
Учитель:
- Жаль, ребята прощаться с Карлсом. Но он обещал к нам ещё прийти, и мы нарисуем ему рисунок на тему «Права и обязанности в классе»
Источники и литература:
- Конституция Российской Федерации
- Конституция Республики Татарстан
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.