Классный час по теме «Наркотики, их последствия для здоровья».
Цель: формирование знаний о вреде наркотиков для человека.
Задачи:
1. Закрепить в сознании воспитанников понимание того, что здоровье - важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
2. Вооружить подростков знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
3. Формировать устойчивое отношение к принятию обучающимися только ЗОЖ.
Оборудование: Листы белой бумаги. Ручки. Карандаши. Рисунки с информацией о наркотиках.
Ход
I. Организационный момент.
Игра, направленная на формирование навыков ответственного поведения.
Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют воспитанники; найти наиболее эффективные.
Материалы: листы бумаги, ручки (на каждого воспитанника).
Педагог предлагает подросткам дополнить предложенную ситуацию 2-3 предложениями:
- Что будет, если меня попросят выпить пиво...
- Что будет, если мне будет очень плохо...
- Что будет, если я буду одинок...
- Что будет, если я серьезно заболею...
- Что будет, если лучший друг отвернется от меня, потому что я не курю...
- Что будет, если я попробую наркотик...
- Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика... (После выполнения задания проводится обсуждение).
- Чем заканчивались истории?
- Какие выходы были предложены?
- Сколько было историй, которые оканчивались хорошо?
- Сколько историй с плохой концовкой?
- Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой?
II. Введение в тему.
- Ребята, какие ситуации содержали не рассматриваемые нами ранее подробно вопросы?
- Считаете ли вы, что использование наркотиков не приводит ни к чему плохому?
- Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь?
- Как вы думаете, почему подростки склонны к вредным привычкам?
III. Сообщение т е м ы классного часа .
- Сегодня наш классный час будет посвящен теме «Наркотики и их последствия употребления».
IV. Работа по теме.
1. Игра «Пирамида».
Педагог выбирает двух человек, каждому из которых предлагается пригласить к себе следующих двух и т.д. Игра заканчивается, когда за столами не останется ни одного подростка.
- Чтобы поднять вас всех из-за столов, понадобилось очень мало времени.
- Вот так же быстро алкоголь, табак, наркотики разрушают человека, входя в его жизнь.
2. Беседа по теме.
- В мире ежеминутно происходит множество событий. Одни из них - радостные, другие - не совсем.
- При радостном состоянии человек устойчивее стоит на ногах, и весь организм ощущается устойчивом. Неприятные события, наоборот, делают нас слабыми, неустойчивыми. Это не трудно доказать.
- Прошу всех встать. Кто из вас может дольше простоять на одной ноге? Давайте проведем эксперимент. Часть из вас будет стоять на одной ноге, а часть — на двух, посмотрим, кто из вас дольше простоит: те, кто на двух ногах или на одной.
- Вижу, у вас появилось чувство радости после проведенного эксперимента.
- Радость - это хорошо.
- К чему, по-вашему, можно отнести наркоманию, алкоголизм, табакокурение?
- Такие явления, как алкоголизм, курение, наркомания - являются негативными. Все они неизбежно ведут к нарушению устойчивости, причиняют вред организму.
- Послушайте внимательно отрывок из сказки Дж. Родари «Рыбы» и подумайте, может ли человек оказаться в подобной ситуации?
- Будь осторожна! — сказала как-то большая рыба маленькой рыбке. -Рот это - крючок! Не трогай его! Не хватай!
- Почему? - спросила маленькая рыбка.
• По двум причинам, - ответила большая. - Начнем с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковороде, а затем съедят с гарниром.
• Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А какова же вторая причина?
• А вторая причина в том, - объяснила большая рыба, - что я хочу тебя съесть!
• В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?
• Ребята, нам с вами уже известно, что алкоголь является одурманивающим средством. Есть ли еще что-либо такое, которое при принятии одурманивает сознание людей?
• Существуют и другие одурманивающие средства, которые могут выглядеть очень привлекательно в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Это очень опасные вещества. Попробовав их, человек, даже взрослый, попадает в ситуацию маленькой рыбки - он находится постоянно в ситуации «быть съеденным». Положение детей и подростков еще более серьезное. Вам уже, наверное, известно, что эти вещества называют ... (наркотиками).
• А как вы думаете, опасны ли наркотики для здоровья?
(Выслушиваются ответы воспитанников, которые затем обобщаются). Опасности, связанные с употреблением наркотиков
• сухость во рту:
• расстройство желудка;
• потеря реакции;
• ухудшение зрения;
• агрессивность;
• галлюцинации, непонимание обстановки;
• замедленная речь; неадекватность рассуждений;
• дрожание конечностей; непроизвольное движение глаз;
• нарушение восприятия времени и пространства;
• учащенный пульс и сердцебиение и многое-многое другое.
А самое главное, в жизни наркомана наступает моральная деградация личности.
Кто такой наркоман?
Наркоман – пещерный человек, обычно живет до 30 лет. Наркоманами становятся и остаются обычно те люди, у кого недостаток физических, духовных сил для того, чтобы бороться за хорошую жизнь, найти свое место в жизни. Став наркоманом, человек уже не отвечает за свои поступки. Он становится раздражительным. Часто наркоманы совершают кражи, другие преступления. Наркоманы становятся больными людьми. У таких людей рождаются больные дети. Попробовав наркотики 1 раз, человек становиться обреченным на постоянное их употребление и короткую жизнь.
Какие изменения происходят с людьми употребляющими наркотики?
Наркотики воздействуют на головной мозг. Сначала они оказывают положительный результат. Движения и речь становятся более оживленными, кровяное давление повышается, сердце бьется чаще, дыхание ускоряется. Но скоро наркотик начинает действовать на мозг угнетающе: притупляется способность думать, наблюдать, быть внимательным. Человек не контролирует свое поведение, а поэтому может совершать поступки, которые наносят вред окружающим его людям.
Почему, попробовав 1 раз наркотик, человек навсегда становится наркоманом?
У наркотика коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и требует новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как при сильной жажде, только страшнее. Вот как описывают наркомана: «Высохший человек метался по койке в больнице с решетками на окнах. Его тело корчилось от боли, покрывалось каплями пота. Больной плакал, кричал диким голосом:
- Спасите! Умираю! Доктор укол! Черви белые черви грызут меня!»
Это наркоман.
Когда наркоман примет наркотик, он испытывает облегчение, как голодный, получивший кусок хлеба. Но в эти мгновения он лишается радостей жизни и приговаривает себя к мучительной смерти.
-Почему преступления часто совершают наркоманы?
Человек идет на все – на обман, на воровство и даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотик это безжалостный палач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».
— Ребята, а как вы думаете, можно ли избавиться от наркотической зависимости?
- От наркотической зависимости очень трудно вылечиться. Помните! Наркотики - это болезнь и гибель человека! Тот, кто распространяет наркотики - совершает преступление.
3. Работа с древом решений.
- Ребята, мы с вами уже знаем причины, из-за которых начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики. Можно ли их чем-то заменить?
- Конечно же можно. Для этого не надо быть мудрецом. Важно всегда помнить о том, что все перечисленные причины, из-за которых начинается пристрастие к вредоносным факторам для здоровья не идут ни в какие сравнения со здоровьем человека - основной ценностью. Каждый может найти себе полезное занятие по душе: спори танцы, рукоделие, чтение и т.д.
- Я полагаю, что каждый из вас может гордиться собой, если умеет самостоятельно мыслить, умеет говорить НЕТ любым вредным привычкам. А как вы думаете?
- Сейчас я предлагаю вам нарисовать свое дерево решений, касающихся вопросов вредных привычек.
— Я уверена в том, что каждый из вас может принять правильное решение, и не позволит причинить вред своему здоровью.
V. Итоги.
- О чем шла речь на классном часе?
- Как могут выглядеть одурманивающие средства – наркотики?
Литература:
Матвеева, Е.М., Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек в классах коррекции. – М.: Глобус, 2007.- 206с.