Просмотр содержимого документа
«Классный час "На войне детей не бывает"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ключевская основная общеобразовательная школа
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан
70-летию Победы посвящается
Классный час "На войне детей не бывает"
Учитель начальных классов: Семьянова Ольга Ивановна
Май 2015
Классный час "На войне детей не бывает"
Целевая аудитория: Данная разработка предназначена для учащихся начальных классов. Цель: воспитывать патриотическое отношение к своей стране. Задачи: прививать любовь к Родине; воспитывать чувство гордости за свой народ; развивать гражданскую позицию знающего свою историю гражданина.План проведения классного часа:
Вводное слово учителя.
Гостья делится своими воспоминаниями о блокадном Ленинграде.
Ребята совместно с учителем рассказывают о детях войны.
Учитель: 9 мая наша страна будет отмечать 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне над фашизмом. Тема нашего классного часа «Дети войны». Представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война.22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на наше государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны! Фашистская хроника демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители. Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.
Ученица читает стихотворение:
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
Учитель: Я хочу вам представить Веру Петровну. Её мама ребенком пережила блокаду Ленинграда. К сожалению, мамы уже нет в живых, но остались в памяти Веры Петровны воспоминания мамы о страшных блокадных днях. Давайте предоставим слово нашей гостье.
Рассказ Веры Петровны
Учитель: В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей.
Ученик:
Тянулась к солнцу дыма тень,
Чертою черной бесконечной.
Горели камни мостовых.
Металл корежился в пожаре.
И в узких щелях земляных
Мы задыхалися в угаре.
Среди горящих головней
Среди обугленных развалин
То звали матери детей,
То дети матерей искали.
Учитель: Во время войны дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Все, в том числе и дети, работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В "буржуйку" была пущена мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски и топить ими печку. После работы ели хлеб, мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.
Учитель: Несмотря на суровую обстановку приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. "К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя". Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах…»
Ученик:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Учитель: 5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100 детей. Впереди учитель, Януш Корчак. По приказу фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор». Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо.
Учитель: Война заставила многих детей повзрослеть. Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.
Ученик1:Леня Голиков в четырнадцать лет стал Героем Советского Союза. Погиб смертью храбрых в неравном бою под селом Острая Лука.
Ученик2:Марат Казей в боевых операциях награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Посмертно присвоено звание Героя Советского союза.
Ученик3:Лара Михеенко четырнадцатилетняя партизанка расстреляна 4 ноября 1943 года.
Ученик4:Валя Котик за отвагу и находчивость, проявленные при выполнении заданий в тылу врага, был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель: Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.
Почтим минутой молчания детей, совершивших героический подвиг и невинно убиенных в годы Великой Отечественной войны.
Заключение: Над чем вас заставили задуматься слова звучавшие сегодня?