Классный час «МАЛЕНЬКИМ ГЕРОЯМ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»
ЦЕЛЬ: Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Ведущий: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.
Июнь… клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Во всех школах страны в этот летний день был выпускной вечер. В каждой школе дети-выпускники танцевали прощальный вальс. Они прощались со школой.
Июнь… Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м, в мае.
…Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,-
Это значит – против нас.
Из сообщения по радио страна узнала страшную весть.
ГОЛОС ЛЕВИТАНА (звучит запись голоса Левитана – объявление начала войны)
Началась война. И вчерашние школьники уходили на войну защищать Родину вместе с отцами
ПЕСНЯ "Священная война"
( звучит песня) Началась война. И вчерашние школьники уходили на войну защищать Родину вместе с отцами. А дома остались старики, женщины и дети. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Дети полностью старались заменить ушедших на фронт отцов. Они помогали на заводах, фабриках.
Женя, 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. К этому моменту почти все мужчины ушли воевать. Цех раньше выпускал детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. Вот что писал мальчик отцу на фронт.
«Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от фашистов! Ждём тебя. Твой сын Женя»
Мечта была у Женьки, чтобы попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
СЛАЙД
Девочки тоже не оставались в стороне. Они вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали они по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота.
СЛАЙД БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД
Дома семьям было очень тяжело. Было холодно, голодно. Из продуктов мало что можно было купить. Хлеб давали по карточкам, их потерять было нельзя. На каждого ребёнка по 125 граммов. В состав хлеба входили: мука, жмых – семечки вместе с кожурой, целлюлоза, перемолотые, соль, вода, дрожжи иногда, формы смазывали машинным маслом. Голодали все.
История 2 детей, которые ждут маму.
СЦЕНКА (брат и сестра)
Сестра Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать.
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное, фашисты далеко.
Да и кому в стране легко?
Сестра А помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра А вот и мамины шаги слышны!
Брат Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Ведь дети рождаются для жизни. А война эту жизнь отнимает. Тяжелее всех приходилось детям блокадного Ленинграда. 900 дней и ночей в окружённом фашистами городе. Какой же главный подвиг совершали дети и подростки Ленинграда? Они учились! В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.
Дети Ленинграда, Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы И читать бы книжки.
Все перечеркнула Фашистская громада,
Рано повзрослели Дети Ленинграда.
Началась бомбежка, И они узнали,
Как заклеить стекла, Чтоб не вылетали.
И какой в убежище Ведет теперь маршрут,
Сколько завтра хлеба По карточкам дадут.
Среди этих детей жила самая обыкновенная семья Савичевых. В этой семье была самая обыкновенная девочка Таня. Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в Ленинграде в самое трудное время. До войны это была большая семья. Мама, бабушка, 5 детей. Однажды во время войны не вернулась Танина старшая сестра. Она умерла от тяжёлой работы на заводе. В память о сестре мама передала Тане её записную книжку. Потом в этой записной книжке Таня запишет о смерти всей своей семьи. Последней её записью будет « Савичевы умерли. Осталась одна Таня». Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Таню удалось вывезти из блокадного Ленинграда, но она умерла, не выдержав истощения от голода и страданий.
СЛАЙД ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ
По дороге из Питера к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая каменная ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. Более 15 тысяч мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где и поныне врыты в землю противотанковые надолбы – здесь проходила Дорога жизни, по которой в осаждённый город везли хлеб. В числе создателей памятника было более 5 тысяч детей. Возводили они «Цветок жизни» вместе со строителями и теми людьми, детские годы которых связаны с блокадным Ленинградом. На каменных лепестках цветка заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»
слайд В суровую пору войны дети были не только жертвами – они становились воинами. В одном из дневников немецкого солдата была сделана такая запись: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них воюют и погибают, как герои». И таких детей было тысячи. Они не все смогли дожить до победы. Но каждый из них отдал дорогое – своё детство, жизнь.
СЛАЙД БОМБЁЖКИ
Каждая бомбёжка начиналась воем сирен. Это противовоздушная оборона предупреждала жителей городов о том, что летят самолёты немцев и будут бомбить. Каждый, кто мог ходить, спускался в подвал, бомбоубежище, в погреб, ночью завешивали окна чёрной тканью, чтобы не видно было из окон света. Часто немцы с самолётов сбрасывали бомбочки -зажигалки. Если она взрывалась на крыше, то сгорал дом. Мальчишки подростки вместе со взрослыми дежурили по ночам на крышах и успевали эти бомбочки сбрасывать с крыши домов. За одну ночь могло быть сброшено до 300 зажигалок на город. Во время таких бомбёжек погибали и взрослые и дети. Многие становились инвалидами. Люди оставались без дома. Без нужных вещей. Все старались друг другу помогать. Если погибали взрослые, детей старались забрать в детский дом, или соседи забирали к себе жить, многие мальчишки становились сыновьями полка. Они жили вместе с солдатами. В списках воинских частей часто даже не значились. Но они были обеспечены формой, как военные, принимали активное участие в боях, награждались орденами и медалями. Часто эти дети были сиротами, и они случайно попадали в часть.
КОНЦЛАГЕРЯ
Дети и война. Самое страшное в ней – дети концлагерей. В бывшем фашистском концлагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись только дети и женщины, есть фотография детского сердца, в центре которой аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласит, что эсесовец, который так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребенка, будет получать дополнительные дни к отпуску. В это трудно поверить, но это было. Как дети попадали в концлагеря? У каждого своя судьба. Там были дети разных возрастов: в основном без родителей. Детей отнимали у родителей, проводили облавы и насильно увозили в Германию, помещали за колючую проволоку, заставляли работать в тяжёлых условиях, травили собаками, забирали кровь для раненых немецких солдат. Жили дети в не отапливаемых деревянных бараках, впроголодь. Много их умирало от болезней. Даже рассказывать об этом страшно. А взрослые солдаты, которым удалось освобождать этих детей, плакали навзрыд.
СЛАЙД ТРАГЕДИЯ ХАТЫНИ
Белоруссия. В марте 1943 года партизаны устроили засаду немцам. В ответ на это немцы наказали всю деревню, которая рядом находилась. Они согнали всех жителей в деревянный сарай, обложили его соломой и подожгли. Люди кричали. Им удалось выбить дверь. Кто ещё не сгорел, бежал, но немцы, стоящие рядом расстреливали их из пулемёта. В этот день погибла вся деревня, в основном маленькие дети.
СЛАЙД
На месте уничтоженной деревни создали мемориал памяти и назвали его «Хатынь». Сюда приходят люди, чтобы поклониться памяти погибших.
Всё это произошло 70 лет назад. А сейчас спокойно на земле? Вот уже год на Украине идёт война, гибнут мирные жители, дети.
2 СЛАЙДА
Давайте почтим память погибших минутой молчания
МИНУТА МОЛЧАНИЯ метроном
СЛАЙД ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА
У каждого из вас на груди сегодня георгиевская ленточка. Эта лента имеет 2 цвета :
Чёрный цвет – символ дыма Оранжевый - символ огня.
Называется она георгиевской в честь Георгия Победоносца - христианского воина.
Слава о его подвигах, как и слава о людях, которые воевали в годы ВОВ была большая.
Каждый раз, соприкасаясь с Георгиевской лентой, вспомните о тех, кто погиб, кто воевал, вспомните о всех, кому война принесла горе.
Ты живёшь, потому, что когда-то
На земле умирали солдаты,
Ты поёшь, а их звонкая песня
До конца не могла дозвенеть.
Умирали они молодыми,
Чтоб над полем была тишина,
Чтобы чистое небо сияло,
И раздольная песня звучала,
Чтоб над Родиной нашей любимой
Никогда не взметнулась Война.
ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
Один рассвет для всех горстями дарит солнце
Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб жили твои дети.
ПРИПЕВ Не отнимайте солнце у детей
И жизнь земли вовеки не прервётся,
Чтоб над землёй, звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет солнце.
Мы вырастим и всё поможем вам исправить.
И крест ваш понесём, и не порушим память.
Луч солнца из окна, что утром мирно светит,
Ты защити страна, чтоб улыбались дети.
Давайте мы вместе с вами запустим самолетики, пусть в небе летают только мирные самолеты и никогда не будет больше войны.