kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему: "Воспитание толерантности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по проблеме духовно-нравственного воспитания «Воспитание толерантности»

Цели:

1)Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

2)Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности;

3)Формировать терпимое отношение к людям, опираясь на умение видеть и принимать различия между людьми;

4)Формировать уважительное отношение к одноклассникам, учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, развивать навыки разрешения конфликтов.

1.Вступительная беседа учителя с учениками.

Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

-почему нужно быть терпимыми?

-что вы понимаете под словом «терпимость»?

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час на тему: "Воспитание толерантности" »

Классный час по проблеме духовно-нравственного воспитания «Воспитание толерантности»

Цели:

1)Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

2)Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности;

3)Формировать терпимое отношение к людям, опираясь на умение видеть и принимать различия между людьми;

4)Формировать уважительное отношение к одноклассникам, учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, развивать навыки разрешения конфликтов.

1.Вступительная беседа учителя с учениками.

Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

-почему нужно быть терпимыми?

-что вы понимаете под словом «терпимость»?

1 слайд

Терпимость-способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

-как, по-вашему, должен поступать терпимый человек?

Терпимость- это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен уметь сдерживать себя. Нужно уметь избегать конфликтных ситуаций. Конфликтность отрицательно влияет на здоровье: повышает артериальное давление, напрягаются мускулы, нарушается пищеварение, усиливается нервное напряжение, возможны головные боли. Можно дать советы тем, кто хочет избавиться от привычки конфликтовать.

2 слайд

Правила управления конфликтом:

  1. Не прерывайте. Слушайте.

  2. Не делайте предположений.

  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

  5. Закончите на позитивной ноте.

-подберите синоним к слову «терпимость» (толерантность)

-давайте посмотрим, что понимают под словом «толерантность» разные культуры

3 слайд

Tolerancia ( испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.

Kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

-какое из определений вам импонирует более всего?

-почему в разных странах определения различны?

-а что объединяет эти определения?

-почему так актуальна толерантность в настоящее время?

2.16 ноября - Международный день толерантности. Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписано 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию)

Сообщение ученика: Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

3.Толерантность – глобальная проблема. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

4 слайд

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

-Подожди, я подойду к нему,- сказала девушка.

-Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

-Отпусти. Видишь, что у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

-А нам- то что? Он сам виноват.

-Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

-Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

-Я всё равно подойду.- Девушка вырвала руку.

-Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

-Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

-Что с вами? – спросила она мужчину.- Что с вашей ногой?

-Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

-Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

-Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним,- у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

-Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

-Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

-У вас открытый перелом,- проговорила она.- Я пойду вызвать врача. Потерпите,- она быстро подошла к телефонному аппарату.

-Девушка!- окликнул её мужчина.- Спасибо вам!- Девушка обернулась и улыбнулась.

-Вы обязательно найдёте себе счастье.

Вопросы к классу:

-почему молодой человек отказался помочь?

-как бы вы поступили в этом случае?

-как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

-как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг,- это и будет проявление доброты.

4.Работа учащихся в группах.

Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Задание для 1 группы – описать основные черты, присущие толерантной личности. Задание для 2 группы – описать черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность:

-уважение мнения других

-доброжелательность

-желание что-либо сделать вместе

-понимание и принятие

-чуткость, любознательность

-снисходительность

-доверие, гуманизм

Интолерантная личность:

-непонимание

-игнорирование

-эгоизм

-нетерпимость

-выражение пренебрежения

-раздражительность

-равнодушие

-цинизм

-немотивированная агрессивность

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

5.Выразительное чтение учеником «Сказочки о счастье»

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!



Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?



И вот король в карету сел-

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.



-О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-



Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.



-О, мой король,- вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.



-А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.



-Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова-

Тяжёлая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…



Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…



Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

-В путь пора,

Ещё немного - и ура!

Своё настигну счастье!



И всё бы кончилось бедой-

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!



Ты ищешь счастья для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдёшь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Всё это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезёшь дрова,

Распилишь и уложишь…»



Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелёгкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к классу:

-как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

-почему изменился король?

-всегда ли происходят в жизни такие изменения?

-чему нас учит эта история?

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

6.Работа учащихся в группах.

Задание - нарисуйте символ толерантности.

-можно ли жить мирно и не ссориться?

-как это сделать?

Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважения к его ценностям и традициям.

Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он тебе не враг.

-какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

-какие нормы поведения в классе считаете толерантными?

Давайте подведём итоги.

5 слайд

1)Ученик может выразить своё отношение к одноклассникам великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.

2)Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

3)Не делай другому того, от чего больно тебе.

4)В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.

5)Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.

6)Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

7)Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

8)Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

7.Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

6 слайд

Китайская притча «Ладная семья».

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

-любовь

-прощение

Терпение

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И всё?

-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-И мира тоже.

8.Заключительная беседа.

-какой урок вы вынесли для себя из этого классного часа?

-сформулируйте тему нашего классного часа.

-сформулируйте цели нашего урока.







Используемая литература:

1.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой.- М.: ТЦ СФЕРА, 2003

2.Толерантность. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
классный час на тему: "Воспитание толерантности"

Автор: Кузнецова Ирина Вячеславовна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 108024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Классный час на тему: "Я голосую за мир""
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi_chas_na_temu_ia_golosuiu_za_mir"
    ["file_id"] => string(6) "481446"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540119194"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Научный проект «Воспитание толерантной личности»"
    ["seo_title"] => string(51) "nauchnyi_proiekt_vospitaniie_tolierantnoi_lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "420822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496818856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Сценарий классного часа по теме "Урок толерантности, или Учимся сочувствовать". "
    ["seo_title"] => string(84) "stsienarii-klassnogho-chasa-po-tiemie-urok-tolierantnosti-ili-uchimsia-sochuvstvovat"
    ["file_id"] => string(6) "130871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416000436"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Классный час: Моя страна, мой призедент. "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-moia-strana-moi-priziedient"
    ["file_id"] => string(6) "138271"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417521274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час: "Моя страна , мой президент " "
    ["seo_title"] => string(41) "klassnyi-chas-moia-strana-moi-priezidient"
    ["file_id"] => string(6) "140364"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417946774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства