Классный час по проблеме духовно-нравственного воспитания «Воспитание толерантности»
Цели:
1)Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
2)Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности;
3)Формировать терпимое отношение к людям, опираясь на умение видеть и принимать различия между людьми;
4)Формировать уважительное отношение к одноклассникам, учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, развивать навыки разрешения конфликтов.
1.Вступительная беседа учителя с учениками.
Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
-почему нужно быть терпимыми?
-что вы понимаете под словом «терпимость»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час на тему: "Воспитание толерантности" »
Классный час по проблеме духовно-нравственного воспитания «Воспитание толерантности»
Цели:
1)Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
2)Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности;
3)Формировать терпимое отношение к людям, опираясь на умение видеть и принимать различия между людьми;
4)Формировать уважительное отношение к одноклассникам, учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, развивать навыки разрешения конфликтов.
1.Вступительная беседа учителя с учениками.
Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
-почему нужно быть терпимыми?
-что вы понимаете под словом «терпимость»?
1 слайд
Терпимость-способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
-как, по-вашему, должен поступать терпимый человек?
Терпимость- это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен уметь сдерживать себя. Нужно уметь избегать конфликтных ситуаций. Конфликтность отрицательно влияет на здоровье: повышает артериальное давление, напрягаются мускулы, нарушается пищеварение, усиливается нервное напряжение, возможны головные боли. Можно дать советы тем, кто хочет избавиться от привычки конфликтовать.
2 слайд
Правила управления конфликтом:
Не прерывайте. Слушайте.
Не делайте предположений.
Не переходите на личности и не оскорбляйте.
По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
Закончите на позитивной ноте.
-подберите синоним к слову «терпимость» (толерантность)
-давайте посмотрим, что понимают под словом «толерантность» разные культуры
3 слайд
Tolerancia ( испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность.
Kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
-почему так актуальна толерантность в настоящее время?
2.16 ноября - Международный день толерантности. Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписано 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию)
Сообщение ученика: Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
3.Толерантность – глобальная проблема. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность, растёт количество антиобщественных молодёжных организаций радикального толка, вовлекающих неискушённую молодёжь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
4 слайд
«Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
-Подожди, я подойду к нему,- сказала девушка.
-Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
-Отпусти. Видишь, что у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
-А нам- то что? Он сам виноват.
-Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
-Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
-Я всё равно подойду.- Девушка вырвала руку.
-Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
-Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
-Что с вами? – спросила она мужчину.- Что с вашей ногой?
-Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
-Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
-Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним,- у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
-Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
-Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
-У вас открытый перелом,- проговорила она.- Я пойду вызвать врача. Потерпите,- она быстро подошла к телефонному аппарату.
-Девушка!- окликнул её мужчина.- Спасибо вам!- Девушка обернулась и улыбнулась.
-Вы обязательно найдёте себе счастье.
Вопросы к классу:
-почему молодой человек отказался помочь?
-как бы вы поступили в этом случае?
-как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
-как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг,- это и будет проявление доброты.
4.Работа учащихся в группах.
Есть два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Задание для 1 группы – описать основные черты, присущие толерантной личности. Задание для 2 группы – описать черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность:
-уважение мнения других
-доброжелательность
-желание что-либо сделать вместе
-понимание и принятие
-чуткость, любознательность
-снисходительность
-доверие, гуманизм
Интолерантная личность:
-непонимание
-игнорирование
-эгоизм
-нетерпимость
-выражение пренебрежения
-раздражительность
-равнодушие
-цинизм
-немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
5.Выразительное чтение учеником «Сказочки о счастье»
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
-О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
-Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
-О, мой король,- вскричал солдат,-
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
-А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
-Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом - вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова-
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
-В путь пора,
Ещё немного - и ура!
Своё настигну счастье!
И всё бы кончилось бедой-
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастья для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезёшь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к классу:
-как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
-почему изменился король?
-всегда ли происходят в жизни такие изменения?
-чему нас учит эта история?
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
6.Работа учащихся в группах.
Задание - нарисуйте символ толерантности.
-можно ли жить мирно и не ссориться?
-как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважения к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он тебе не враг.
-какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
-какие нормы поведения в классе считаете толерантными?
Давайте подведём итоги.
5 слайд
1)Ученик может выразить своё отношение к одноклассникам великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
2)Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
3)Не делай другому того, от чего больно тебе.
4)В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
5)Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
6)Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
7)Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
8)Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
7.Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
6 слайд
Китайская притча «Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
-любовь
-прощение
Терпение
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И всё?
-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
-И мира тоже.
8.Заключительная беседа.
-какой урок вы вынесли для себя из этого классного часа?
-сформулируйте тему нашего классного часа.
-сформулируйте цели нашего урока.
Используемая литература:
1.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой.- М.: ТЦ СФЕРА, 2003
2.Толерантность. (Материал из Википедии – свободной энциклопедии) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность)