Классный час на тему: «Я и мои друзья».
Цель:
- раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;
- способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;
- вызвать потребность в установлении дружеских отношений.
Ход занятия
I. Орг.момент.
— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители. Мне очень приятно снова видеть вас на классном часе. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
- Игра «Молекулы».
Под музыку «Если с другом вышел в путь», дети двигаются по классу. По моей команде соединяетесь в пары, тройки, четвёрки…
— Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, чтобы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.
II. Введение в тему.
— Как называется песня, которая звучала во время игры? О чём говорится в песне?
III. Постановка темы, целей.
— Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).
— О чём бы вам хотелось поразмышлять сегодня, что обсудить?
— Тема нашего классного часа «Я и мои друзья». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.
IV. Экспресс-диагностика
— Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я — настоящий, верный друг», «Я — хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают). В конце занятия мы вернёмся к этим записям.
V. Понятия «друг», «дружба».
— Кто такой друг? (ответы детей)
Я предлагаю заглянуть в толковый словарь Ожегова и прочитать, что означает слово «друг».
«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».
— Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».
«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)
Учитель: В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.
Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и ни за это». Она поможет вам понять , что такое бескорыстие.
Сценка: «Ни за то и ни за это».
В е д у щ и й: Костя сделал скворечник и позвал Вову.
К о с т я: Посмотри, какой птичий домик я сделал.
В е д у щ и й: Вова присел на корточки.
В о в а: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
К о с т я: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель: Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.)
— Кто может быть другом?
— Как завязывается дружба?
— Что доставляет радость в общении с другом?
— Что огорчает?
— Легко ли жить человеку без друзей?
- Работа над притчей.
—А сейчас я познакомлю вас с одной мудрой притчей.
Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Беседа по притче:
— О ком эта притча?
— Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?
— Какова главная мысль притчи?
- Дополнение пословиц
— О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл. Я буду читать начало пословицы, а вы договариваете конец.
Старый друг … (лучше новых двух)
Друг познается … (в беде)
Нет друга — ищи, а найдешь — … (береги)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
Не мил свет, когда друга … (нет)
С другом веселее при удаче, легче в … (беде).
— Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?
— Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?
VI. Разбор ситуаций (работа в группах).
1 группа.
Петя и Коля — друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.
Вопросы:
1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?
2. Что можно посоветовать Пете?
2 группа.
На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.
Вопросы:
1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?
2. Что можете посоветовать им?
3 группа.
Света и Даша — подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.
Вопросы:
1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?
2. Что можно посоветовать Даше?
— Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.
— Просто или сложно сохранить крепкие дружеские отношения?
— А что значит «настоящий друг»?
VII. Работа в парах.
— Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.
Добрый, честный, ленивый, отзывчивый, лживый, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, заботливый, не бросит в трудную минуту, злой, грубый, равнодушный, понимающий.
— Каким же должен быть настоящий друг?
VIII. Составление рассказа о друге.
— Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.
План.
- Как зовут друга?
- Сколько лет?
- Где живёт?
- Где учится, работает?
- Чем нравится?
- Как проводите время?
- Рассказы детей из личного опыта.
— Каким стало Солнце Дружбы?
— Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы — дарите тепло своим друзьям.
Притча о дружбе
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди…
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
— Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
IX. Составление правил дружбы.
Работа в группах.
— не оставляй друга в беде;
— будь требовательным в дружбе;
— будь бескорыстен в дружбе;
— не смейся над недостатками друга;
— умей прощать другу.
— уступать.
— не бояться просить прощения, если обидел друга.
— не грубить. Не злиться.
— не жадничать.
— помогать другу.
— быть честным.
IX. Рефлексия.
— А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).
— Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?
— Что вы хотите пожелать своим друзьям?
Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг.