В мае 2015 года весь российский народ отмечает 70-летие Великой Победы. Большая победа в Великой Отечественной складывалась из побед и успехов каждого его участника. Целое поколение детей выросло в это нелегкое время. Дети страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Сегодня дети войны – это наши дедушки и бабушки, их память хранит события военных лет. Что же именно они помнят? О чем могут рассказать нам?
Сегодня мы пригласили на нашу встречу людей, в чье детство ворвалась война, и они поделятся своими воспоминаниями о ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Детство, опаленное войной" »
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
Классный час
на тему:
«Детство, опаленное войной»
февраль 2015г.
Ведущий: В мае 2015 года весь российский народ отмечает 70-летие Великой Победы. Большая победа в Великой Отечественной складывалась из побед и успехов каждого его участника. Целое поколение детей выросло в это нелегкое время. Дети страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Сегодня дети войны – это наши дедушки и бабушки, их память хранит события военных лет. Что же именно они помнят? О чем могут рассказать нам?
Сегодня мы пригласили на нашу встречу людей, в чье детство ворвалась война, и они поделятся своими воспоминаниями о ней.
Светкина Карина (читает отрывок из стихотворения Ю. Друниной «Я родом из детства»):
Для меня война – не чей-то сказ,
Не воспоминания старух:
Страхов навидался детский глаз,
Напитался ужасами слух.
Ощутила я дыханье зла,
Я войне все детство отдала.
Ведущий: Дети рано и быстро повзрослели. Не детская это ноша – война, а им она досталась сполна. Но дети не склонили головы перед жестоким врагом, познав тяжелую науку ненависти.
Пятницына Ольга (читает стихотворение С.Михалкова «Десятилетний человек»):
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И в след ему не поглядел.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его как друга в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза,
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
За эти месяцы страданья,
Которые равны годом…
Но ты, фашистская Германия,
За все сполна ответишь нам!
Детоубийцы и грабители,
Вам ничего не скрыть вовек!
Он будет первым обвинителем –
Десятилетний человек!
Ведущий: Слово предоставляется ___________________________________ очевидцу военных лет.
Ведущий: Бесконечные вереницы взрослых и детей двигались на Восток нескончаемым потоком. Обездоленные, измученные они шли по своей земле, спасаясь от свиста снарядов и грохота взрывов. Шли в надежде на то, что теплые руки Родины примут их и помогут преодолеть все лишения.
А каково было тем, кто ехал в обратную сторону, туда, где обещанный врагом рай превратится в сплошной ад и без пощады растопчет их тела и души. Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Саласпилс были оснащены газовыми камерами и крематориями. Фашисты отправляли наших женщин и детей в ад печей и душегубок.
Каклюгина Александра (читает отрывок из стихотворения Г.Горбовского «Беженцы»):
Куда они шли – неизвестно,
Но знали, что шли на восток.
О, лямок знамения крестные,
О, пыль вековая у ног.
Канавы им были диванами,
Гостиницей были леса.
Над ними лохматились рваные,
Пробитые сплошь небеса.
Ведущий: Слово предоставляется ___________________________________ очевидцу военных лет.
Ведущий: Душу пробирает холод, когда вспоминается немецкий плакат: детское сердце с аккуратным кружком в самом центр. Подпись обещает эсэсовцу, который будет метко стрелять и попадет ребенку точно в сердце, дополнительный отпуск…
Маслова Светлана (читает отрывок из стихотворения М.Джалиля «Варварство»):
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли кучка дикарей –
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Детей внезапно охватил испуг –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук,
Прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку прятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи –
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И страшен плачь, и голос тонок,
И в сердце он вонзается как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
Вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи! Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь.
Две жизни – и одна любовь.
Ведущий: Слово предоставляется ___________________________________ очевидцу военных лет.
Ведущий: Хочется вспомнить детей Ленинграда, переживших блокаду.
Колевид Нина (читает отрывок из стихотворения М.Джалиля «Варварство»)
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда вовеки!
Я видел плакали, как дети, реки,
И в ясности рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Камфарина Дарья (читает отрывок из стихотворения О. Шестинского «Ленинградская лирика»):
Нет, я в детстве не был,
Я сразу в мужество шагнул,
Я молча ненавидел небо
За черный крест, за смертный гул.
Я песни пел, осколки собирал,
В орлянку меж тревогами играл.
А если неожиданный налет,
А если в расписаньи мой черед,
То, с кона взяв поставленный пятак,
Я шел с противогазом на чердак.
А было мне всего тринадцать лет…
Коцюбинский Павел (читает стихотворение В. Коростылева «Ленинградцы»):
В далеком тревожном военном году,
Под гром батарей, у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь –
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они – Ленинградцы!
Ведущий: Холод и голод мучил детей военных лет. Но дети старались забыть об этом, погружаясь в волшебный мир школы, куда вели их бледные и исхудавшие учителя.
Барков Дмитрий (читает отрывок из стихотворения Ю. Воронова «В школе»):
Ведущий: Сердца не могут вместить всей любви и благодарности к поколению, спасшему нас. Чем больше отделяет нас время от событий, тем острее осознаем мы цену победы. Шестьдесят миллионов погибших на войне. Весь путь к победе отмечен безымянными могилами, скромными обелисками и величественными памятниками воинам-освободителям.
Мусатов Георгий и Маслов Владислав (читают стихотворение С.Орлова):