Детство, опаленное войной.
Цель: создать условия для понимания трудности и героизма жизни детей нашей страны в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
ПУУД: узнают детей войны нашего сельсовета, особую тяжесть жизни детей в блокадном Ленинграде, познакомятся с судьбой Тани Савичевой, узнают о трагедии Хатыни, концентрационных лагерях, подвигах пионеров –героев, деятельности детей в тылу. Познакомятся с книгами о войне.
ЛУУД: оценить себя, свое поведение, свои потребности, представить, как изменилась бы своя жизнь войны, желание оказать посильную помощь детям войны, расспросить их о войне.
КУУД: Внимательно слушать рассказ учителя и подготовленных учащихся, отвечать на вопросы учителя, вести диалог. Стремиться к общению с взрослыми для того, чтобы узнать о войне и оказать посильную поддержку и внимание.
Ход :
Ребята, сколько лет прошло с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война? (70 лет)
Почему на митингах, посвященных Дню Победы уже нет ветеранов войны? (почти все умерли или очень старые и тяжело болеют) А сколько лет тем, кто в годы войны был ребенком? Кто, из живущих в нашем селе и соседних деревнях, в военное время был ребенком, школьником, подростком? ( Вострякова Любовь Александровна, Вострякова Зинаида Александровна, Шелениной Фаине Павловне, Катин Николай Константинович и др.) А сколько лет вашим прабабушкам, прадедушкам? Сколько лет им было в годы войны? Как же жилось детям в военное время, что они делали, что ели, во что играли, как помогали тем, кто на фронте защищает Родину? Как мы об этом можем узнать? (поговорить с ними, расспросить их, прочитать в книгах, старых газетах, посмотреть на фотографиях)
Давайте сегодня представим, что мы попробуем это сделать, всмотримся в лица этих ребятишек, послушаем, что они рассказывают о войне, подумаем, а как мы поступили в такой ситуации, смогли бы мы выдержать то, что выдержали они?
А эту женщину вы знаете? Это жительница нашего села Вострякова Любовь Александровна, много лет она работала в сельской затем школьной библиотеке. Когда началась война, Любе было 11 лет.
Ученица: «22 июня 1945 года было воскресенье, - вспоминает она,- теплый солнечный день. Мы играли около старой аптеки в овраге, догоняли друг друга, прыгали, баловались Было очень весело. Наше внимание привлек голос, который раздавался по радио, черной тарелке, висевшей рядом на столбе. Мы подошли поближе. Мужчина говорил, что началась войны. Мы очень испугались, побежали домой. Над Хвощевкой пролетали фашистские самолеты бомбить Горький, и мы выходили смотреть зарево от горящего города. Мама работала от темна до темна. Получали женщины за свою работу в лучшем случае полпуда зерна на год. Лучшим кушанье были крахмальники и подыханки, которые готовили из тертой картошки».
Матери старались как-то накормить семью, но продуктов очень мало, их приходиться растягивать. Вы порой капризничаете, суп не вкусный, каши не хочу. Молоко не люблю. В войну простая еда была лакомством. Картошка в мундире лучшим кушаньем. Кусок сахара – роскошью.
Особенно это чувствовали жители Ленинграда, оказавшегося в блокаде с первых месяцев войны, которая длилась 900 дней. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия. Дома не отапливались. Не было электричества, весь город погрузился во тьму. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. В магазинах продавали только хлеб и то по карточкам. На каждого человека была норма: рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Люди ели столярный клей, варили кожаные ремни и ботинки, охотились за собаками, кошками и птицами. Очень трудно нам представить то состояние постоянного голода, которое было у ленинградцев.
Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Те, кто был покрепче дежурили ночью на крыше, гасили зажигательный бомбы, чтобы предотвратить пожары. Были среди дежурных и дети. Рушились жилые здания, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Мертвых не успевали хоронить, а порой у живых не было сил для этого. В домах и на улицах лежали тысячи трупов. Всему миру после войны стал известен дневник Тани Савичевой девочки- ленинградки. В конце мая 1941 года она закончила третий класс, с начала блокады Ленинграда она начала вести дневник в записной книжке. Но она записывала в нем не радостные и приятные события. В её дневнике всего девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Давайте прочитаем этот дневник, и подумаем, что чувствовала эта девочка, когда делала очередную запись.
Дети читают:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня. Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. Мама — 13 мая в 7.30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Что чувствовала Таня, теряя близких дорогих людей?( одиночество, горе, страх)
Таню с другими детьми вывезли в Горьковскую область. Однако последствия голода оказались необратимыми, и Таня умерла 1 июля 1944 года в больнице поселка Шатки Горьковской области. Похоронили Таню на местном кладбище.
Могилу Тани Савичевой нашли следопыты. Дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны, обвинительных документов на судебном процессе против фашизма. Сейчас в Шатках создан мемориальный комплекс в память о Тане Савичевой и о трагедии города на Неве.
Страшно было тем, кто жил на границе, на территории, которая вскоре была оккупирована фашистами. Они вели себя нагло, им не жаль было никого, они убивали не только взрослых, но и детей.
Зинаида Александровна Вострякова, которой в начале войны было 8 лет, жила в деревне Верхосемье Курской области. Помнит она, как пришли фашисты.
Ученица: «Это было в сентябре 1941 года, все копали картошку, вдруг видят, по дороге спокойно идут немцы. Они заняли деревню, сторожили склады, но с населением сильно не зверствовали. Солдаты приходили в дом, удивлялись, как много в русских семья детей, показывали фотографии, на которых их дети, говорили, что в немецких семья, обычно, по три ребенка. В оккупации жили голодно, спасались травой: щавелем, диким луком. Видя это, немецкие солдаты иногда приносили хлеб, который пекли в своей пекарне. Некоторые из них говорили, что не хотят воевать, но Гитлер заставляет. Когда начались освободительные бои, и немцы стали отступать, то они сожгли все дома в деревне. Большинство населения спрятались в погреба. Мы сидели в погребе и боялись, что плач сестренки услышат фашисты. Немцы все же заглянули, осветили яму фонариком, искали партизан, но увидев, что партизан тут нет, не тронули нас».
Но так было не везде. Были такие деревни, в которых фашисты убивали всех, не щадя ни стариков, ни детей. Так было в деревне Хатынь. После войны ее название стал знать каждый. А вот деревни не осталось. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Все дома фашисты сожгли. Остались только печи, а людей согнали в один сарай и тоже подожгли. Ни в чем не повинным людям фашисты вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Погибли 149 человек, из них 75 детей.
Посмотрите на этих детей, они не похожи на людей, это кости, обтянутые кожей. Почему они показывают руку? У них там выколот номер, потому что фашистам не нужно было знать имен. Таких лагерей было много Майданек, Освенцим, Саласпилс, Дахау. Наши солдаты содрогались от ужаса при освобождении Освенцима, лагеря на территории Польши.
По стране было много сирот и детей потерявших своих родителей, оставшихся без родных. Только представьте себе, как это страшно ребенку остаться одному. Папа на фронте, мать погибла или потерялась.
А иногда мальчишки, оставшиеся без родителей, прибивались к частям Красной Армии и становились «детьми полка». Их берегли, старались не посылать туда, где опасно, но они сами рвались в бой, чтобы отомстить за погибших родителей, загубленное детство. Таких ребятишек было много, о них писатель Валентин Катаев написал книгу «Сын полка», в которой в образе Вани Солнцева показал судьбу этих ребят.
А сколько мальчиков и девочек погибли, защищая Родину от фашистов. Сколько детей получили ордена и медали, потому что сражались наравне со взрослыми. Четверо ребят получили высшую награду Родины, стали Героями Советского Союза. Вот их имена: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик. Они сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций, свои жизни отдали в борьбе с фашистами.
Ученик: Лёня Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор, почти километр мальчик преследовал врага, убил его, в портфеле фашиста оказались очень важные документы.
Ученица: Зину Портнову схватили фашисты, юную партизанку пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.
Ученик: Марат Казей с командиром разведки возвращались с задания и наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат отстреливался, но патроны быстро кончились, осталась одна граната, Марат подпустил врагов поближе и сдернул чеку, он взорвался сам и погубил фашистов, которые подошли к нему.
Ученик: Четырнадцатилетний Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза. 16 февраля 1944 года он был смертельно ранен в бою за город Изяслав. До войны будущий пионер-герой Валя Котик окончил пять классов. В партизанский отряд Валя, его брат и их мама ушли в августе 1943. Командир отряда Музалев не всегда допускал Валю к боевым действиям. Но и в разведке, и в дозоре Вале не было цены. К 1944 на его груди уж е были ордена Ленина и Отечественной войны 1 степени и медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени.
На территориях, не оккупированной фашистами, было легче. Но и в тылу жили по принципу: «Все для победы!». Нужно было работать на заводах, выпускать оружие, патроны, снаряды. Мужчины ушли на фронт и вместо них к станкам встали сыновья, дочери. Порой такой работник не доставал до станка и ему приходилось ставить скамеечку или табуретку, но продукцию он выпускал, как взрослый. Работали по двенадцать часов, падали с ног от усталости. Ребята не ходили домой, спали здесь же. В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.
В сельской местности дети работали в поле наравне со взрослыми. Шелениной Фаине Павловне было 11 лет, когда началась война, уже в 1941году она стала работать в колхозе. Она вспоминает, что часто работали ночью, собирали снопы, потому что днём боялись налётов, вывозили навоз, нужно было съездить не менее сорока раз, только тогда давали немного хлеба.
Особая страница военной жизни в нашем селе – это строительство противотанкового рва, который проходил рядом. Глубина его 4 метра, такая же ширина. Он проходил по населённым пунктам Шарголи- Новинки- Крутиха-Хвощёвка- Сохтанка – Алексеевка – Вязовец- Ивановское – Шониха и должен был помещать фашистским танкам прорваться к Горькому
( Нижнему Новгороду). Его протяжённость составляла более 15 км. На эти тяжелые работы привлекались школьники старших классов Хвощевской, Шаргольской школ, учащиеся кожтехникума из Богородска.
Везде, где была возможность, дети участвовали в сборе посылок для бойцов Красной Армии: шили кисеты, вязали варежки, отправляли продукты. Часто в такую посылку вкладывали письмо незнакомому бойцу, в котором призывали бить врага. Школьники приходили в госпитали, устраивали для раненых концерты, помогали написать письма родным тем раненым бойцам, которые сами не могли это сделать.
Почему посылали подарки любому неизвестному солдату? ( Почему такие концерты были приятны раненым солдатам? ( вспоминали своих детей)
День Победы оставил у каждого свои воспоминания. Меня поразил рассказ Зинаиды Александровны Востряковой.
Ученица: «Мы были на ферме, когда бригадир сказал, что закончилась война. Женщины закончили свою работу, потом собрались в сторожке и плакали, потому что у одних пришли с фронта мужья искалеченные: без рук, без ног, на костылях, у других погибли на фронте. Было страшно видеть, как женщины пережившие оккупацию, голод, голосили, выли, бились в истерике».
9 мая наша страна будет отмечать великую дату 70 лет окончания Великой Отечественной войны. Мало осталось у нас ветеранов. Но еще живы дети войны. Нужно окружить их заботой, вниманием оказать посильную помощь.