kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа "Детство, опаленное войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство, опаленное войной.

Цель: создать условия для понимания трудности и  героизма   жизни  детей  нашей страны  в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

ПУУД: узнают  детей войны нашего сельсовета,   особую тяжесть жизни детей в блокадном Ленинграде, познакомятся с судьбой  Тани Савичевой, узнают о   трагедии Хатыни, концентрационных лагерях,    подвигах пионеров –героев,   деятельности   детей в тылу. Познакомятся с книгами о войне.

ЛУУД: оценить себя, свое поведение, свои потребности, представить,  как изменилась бы   своя жизнь  войны,  желание оказать посильную помощь детям войны, расспросить их о войне.

КУУД: Внимательно слушать рассказ учителя и подготовленных учащихся, отвечать на вопросы учителя, вести диалог. Стремиться к общению с взрослыми для  того, чтобы узнать о войне и оказать посильную поддержку и внимание.

Ход :

Ребята, сколько лет прошло с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война? (70 лет)

Почему на митингах,  посвященных Дню Победы уже нет ветеранов войны?  (почти все умерли или очень старые и тяжело болеют) А сколько лет тем, кто в годы войны был ребенком? Кто, из живущих в нашем селе и соседних деревнях, в военное время был ребенком, школьником, подростком? ( Вострякова Любовь Александровна, Вострякова Зинаида Александровна, Шелениной  Фаине Павловне,  Катин Николай Константинович и др.) А сколько лет вашим прабабушкам, прадедушкам? Сколько лет им было в годы войны?  Как  же жилось   детям в военное время,  что они делали, что ели,  во что играли, как помогали тем, кто на фронте защищает Родину? Как мы об этом можем узнать? (поговорить с ними, расспросить их, прочитать в книгах, старых газетах, посмотреть на фотографиях)

Давайте сегодня представим, что мы  попробуем это сделать, всмотримся в лица этих ребятишек, послушаем, что они рассказывают о войне,  подумаем,  а как мы поступили в такой ситуации, смогли бы мы выдержать то, что выдержали они?

А эту женщину вы знаете? Это жительница нашего села Вострякова Любовь Александровна, много лет она работала в сельской затем школьной библиотеке. Когда началась война,  Любе было 11 лет.

Ученица: «22 июня 1945 года было воскресенье, - вспоминает она,-  теплый солнечный день. Мы играли около старой аптеки в овраге, догоняли друг друга, прыгали, баловались Было очень весело. Наше внимание  привлек голос, который раздавался по радио, черной тарелке,  висевшей рядом на столбе. Мы подошли поближе. Мужчина  говорил, что  началась войны. Мы очень испугались, побежали домой. Над  Хвощевкой   пролетали фашистские  самолеты  бомбить Горький, и мы выходили смотреть  зарево от горящего города.  Мама работала от темна до темна.  Получали женщины за свою работу в лучшем случае   полпуда зерна на год.  Лучшим кушанье были крахмальники и подыханки, которые готовили из тертой картошки».  

Матери  старались как-то накормить семью, но продуктов очень мало, их приходиться растягивать. Вы порой капризничаете, суп не вкусный, каши не хочу. Молоко не люблю.  В войну простая еда была лакомством. Картошка в мундире лучшим кушаньем. Кусок сахара – роскошью.

 Особенно это чувствовали жители Ленинграда, оказавшегося в блокаде  с первых месяцев войны, которая длилась 900 дней. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия. Дома не отапливались. Не было электричества, весь город погрузился во тьму. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. В магазинах продавали только хлеб и то по карточкам. На каждого человека была норма: рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Люди ели столярный клей, варили кожаные ремни и ботинки, охотились за собаками, кошками и птицами.   Очень трудно нам представить то состояние постоянного голода, которое было у ленинградцев.   

            Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Те, кто был покрепче дежурили ночью на крыше, гасили зажигательный бомбы, чтобы предотвратить пожары. Были среди дежурных и дети. Рушились жилые здания, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Мертвых не успевали хоронить, а порой   у живых не было сил  для этого.  В домах и на улицах лежали тысячи  трупов.  Всему миру после войны стал  известен дневник Тани Савичевой девочки- ленинградки.  В конце мая 1941 года она закончила третий класс,  с начала блокады Ленинграда  она начала вести дневник в записной книжке. Но она записывала в нем не  радостные и приятные события. В её дневнике всего девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей.  Давайте прочитаем этот дневник, и подумаем, что чувствовала эта девочка, когда делала очередную запись.  

Дети читают:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня. Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. Мама — 13 мая в 7.30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Что чувствовала Таня, теряя близких дорогих людей?( одиночество, горе, страх)

Таню с другими детьми вывезли в Горьковскую область. Однако последствия голода оказались необратимыми, и Таня умерла 1 июля 1944 года  в больнице поселка  Шатки Горьковской области. Похоронили Таню на местном кладбище.

 Могилу Тани Савичевой нашли следопыты. Дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны, обвинительных документов на судебном процессе против фашизма. Сейчас в Шатках создан мемориальный комплекс в память о Тане Савичевой и о трагедии города на Неве.

Страшно   было тем, кто жил на границе, на территории, которая вскоре была оккупирована фашистами. Они вели себя нагло, им не жаль было никого, они убивали не только взрослых, но и детей.

Зинаида Александровна Вострякова, которой  в начале войны было  8 лет,  жила  в деревне Верхосемье Курской области. Помнит она, как  пришли фашисты.

Ученица: «Это было в сентябре 1941 года, все копали картошку, вдруг видят,  по дороге спокойно идут  немцы. Они заняли деревню,  сторожили склады, но с населением сильно не зверствовали. Солдаты приходили в дом, удивлялись, как много в русских семья детей, показывали фотографии, на которых их дети, говорили, что  в немецких семья, обычно, по три ребенка. В оккупации  жили голодно, спасались травой: щавелем, диким луком. Видя это,   немецкие солдаты иногда  приносили хлеб, который пекли в своей пекарне. Некоторые  из них говорили, что не хотят воевать, но Гитлер заставляет.   Когда начались освободительные бои,  и немцы стали отступать, то они сожгли все дома в деревне. Большинство населения спрятались в погреба.  Мы сидели в погребе и  боялись, что плач сестренки услышат фашисты. Немцы все же заглянули, осветили яму фонариком,  искали партизан, но увидев, что партизан тут нет, не тронули нас».

Но так было не везде. Были такие деревни, в которых фашисты убивали всех, не щадя ни стариков, ни детей. Так было в деревне Хатынь. После войны ее название стал  знать каждый. А вот деревни не осталось. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Все дома фашисты сожгли. Остались только печи, а людей согнали в один сарай и тоже подожгли.  Ни в чем не повинным людям фашисты  вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.  Фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Погибли 149 человек, из них 75 детей.

Посмотрите на этих детей, они не похожи на людей, это кости, обтянутые кожей.   Почему они показывают руку? У них там выколот номер, потому что фашистам не нужно было знать имен. Таких лагерей было много Майданек, Освенцим, Саласпилс,  Дахау. Наши солдаты содрогались от ужаса при освобождении Освенцима, лагеря на территории Польши.

По стране было много сирот и детей потерявших своих родителей, оставшихся без родных. Только представьте себе, как это страшно ребенку остаться одному. Папа на фронте, мать погибла или потерялась.

А иногда мальчишки, оставшиеся без родителей, прибивались к частям Красной Армии и становились «детьми полка». Их берегли, старались не посылать туда, где опасно, но они сами рвались в бой, чтобы отомстить за  погибших родителей, загубленное детство.  Таких ребятишек было много, о них  писатель Валентин Катаев написал книгу «Сын полка», в которой в образе Вани Солнцева показал судьбу этих ребят.

А сколько мальчиков и девочек погибли, защищая Родину от фашистов. Сколько детей получили ордена и медали, потому что сражались наравне со взрослыми. Четверо ребят получили высшую награду Родины, стали Героями Советского Союза. Вот их имена: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик. Они сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций, свои жизни отдали в борьбе с фашистами.

Ученик: Лёня Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор, почти километр мальчик   преследовал  врага, убил его, в портфеле  фашиста оказались  очень важные документы.

Ученица:  Зину Портнову  схватили фашисты, юную партизанку пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.  

Ученик: Марат Казей  с командиром разведки возвращались с задания и  наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат отстреливался, но патроны быстро кончились,   осталась  одна граната, Марат  подпустил врагов поближе и сдернул чеку, он взорвался сам и погубил фашистов, которые подошли к нему.

Ученик: Четырнадцатилетний Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза. 16 февраля 1944 года он был смертельно ранен в бою за город Изяслав.   До войны будущий пионер-герой Валя Котик окончил пять классов. В партизанский отряд  Валя, его брат и их мама ушли в августе 1943. Командир отряда Музалев  не всегда допускал Валю к боевым действиям. Но и в разведке, и в дозоре Вале не было цены. К 1944 на его груди уж  е были ордена Ленина и Отечественной войны 1 степени и медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени.

На территориях, не оккупированной фашистами,  было легче.  Но и  в тылу жили по принципу:  «Все для победы!». Нужно было работать на заводах, выпускать оружие, патроны, снаряды.  Мужчины ушли на фронт и вместо них к станкам встали сыновья, дочери. Порой такой работник не доставал до станка и ему приходилось ставить скамеечку или табуретку, но продукцию он выпускал, как взрослый. Работали по двенадцать часов, падали с ног от усталости.  Ребята не ходили домой, спали здесь же. В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

В сельской местности дети работали в поле наравне со взрослыми.  Шелениной  Фаине Павловне было    11 лет, когда началась война,  уже в 1941году она стала работать в колхозе.  Она вспоминает, что часто работали ночью, собирали снопы, потому что  днём боялись налётов, вывозили навоз, нужно было съездить не менее сорока  раз, только тогда давали немного хлеба.

Особая страница военной жизни  в нашем селе – это строительство противотанкового рва, который проходил рядом. Глубина его 4 метра, такая же ширина. Он проходил по населённым пунктам Шарголи- Новинки- Крутиха-Хвощёвка- Сохтанка – Алексеевка – Вязовец- Ивановское – Шониха и должен был помещать фашистским танкам прорваться к Горькому

( Нижнему Новгороду).  Его протяжённость составляла более 15 км.  На эти тяжелые работы привлекались школьники старших классов Хвощевской,  Шаргольской школ, учащиеся кожтехникума из Богородска.

Везде, где была возможность, дети участвовали в сборе посылок для бойцов Красной Армии: шили кисеты, вязали варежки, отправляли продукты. Часто в такую посылку вкладывали   письмо незнакомому бойцу, в котором призывали бить врага. Школьники приходили в госпитали, устраивали для раненых концерты, помогали написать письма родным тем раненым бойцам, которые  сами   не могли это сделать.

 Почему посылали подарки  любому неизвестному солдату? ( Почему такие концерты были приятны раненым солдатам? ( вспоминали своих детей)

День Победы оставил у каждого свои воспоминания. Меня поразил рассказ Зинаиды Александровны Востряковой.

Ученица:  «Мы были на ферме, когда  бригадир сказал, что закончилась война. Женщины закончили свою работу, потом собрались в сторожке и плакали, потому что  у одних пришли с фронта  мужья искалеченные: без рук, без ног,  на костылях, у других погибли на фронте. Было страшно видеть, как женщины пережившие оккупацию, голод,   голосили, выли, бились в истерике».

9 мая наша страна будет отмечать великую дату 70 лет окончания Великой Отечественной войны. Мало осталось у нас ветеранов.  Но   еще живы дети войны. Нужно окружить их заботой, вниманием оказать посильную помощь.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Детство, опаленное войной"»

Областной конкурс методических разработок "Великой Победе посвящается ..."

Номинация № 2

"Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5 класса"

Детство, опаленное войной. (классный час )

Автор:

Зуева Елена Николаевна

МБОУ «Хвощевская школа»

Должность: учитель истории

2015

Цель: создать условия для понимания трудности и героизма жизни детей нашей страны в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

ПУУД: узнают детей войны нашего сельсовета, особую тяжесть жизни детей в блокадном Ленинграде, познакомятся с судьбой Тани Савичевой, узнают о трагедии Хатыни, концентрационных лагерях , подвигах пионеров –героев, деятельности детей в тылу. Познакомятся с книгами о войне.

ЛУУД: оценить себя, свое поведение, свои потребности, представить, как изменилась бы своя жизнь войны, желание оказать посильную помощь детям войны, расспросить их о войне.

КУУД: Внимательно слушать рассказ учителя и подготовленных учащихся, отвечать на вопросы учителя, вести диалог. Стремиться к общению с взрослыми для того, чтобы узнать о войне и оказать посильную поддержку и внимание.

Ход :

Ребята, сколько лет прошло с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война? (70 лет)

Почему на митингах, посвященных Дню Победы уже нет ветеранов войны? (почти все умерли или очень старые и тяжело болеют) Посчитайте, сколько лет сейчас самым молодым солдатам, участникам войны, если призывали с восемнадцати лет? А сколько лет тем, кто в годы войны был ребенком? Кто, из живущих в нашем селе и соседних деревнях, в военное время был ребенком, школьником, подростком? ( Вострякова Любовь Александровна, Вострякова Зинаида Александровна, Шелениной Фаине Павловне, Катин Николай Константинович и др.) А сколько лет вашим прабабушкам, прадедушкам? Сколько лет им было в годы войны? Как же жилось детям в военное время, что они делали, что ели, во что играли, как помогали тем, кто на фронте защищает Родину? Как мы об этом можем узнать? (поговорить с ними, расспросить их, прочитать в книгах, старых газетах, посмотреть на фотографиях)

Давайте сегодня представим, что мы попробуем это сделать, всмотримся в лица этих ребятишек, послушаем, что они рассказывают о войне, подумаем, а как мы поступили в такой ситуации, смогли бы мы выдержать то, что выдержали они?

А эту женщину вы знаете? Это жительница нашего села Вострякова Любовь Александровна, много лет она работала в сельской затем школьной библиотеке. Когда началась война, Любе было 11 лет.

Ученица: «22 июня 1945 года было воскресенье, - вспоминает она,- теплый солнечный день. Мы играли около старой аптеки в овраге, догоняли друг друга, прыгали, баловались Было очень весело. Наше внимание привлек голос, который раздавался по радио, черной тарелке, висевшей рядом на столбе. Мы подошли поближе. Мужчина говорил, что началась войны. Мы очень испугались, побежали домой. Я мчалась, что есть мочи, задохнулась, еле перевела дыхание, закричала родителям: «Мама, тятя, война!» Они переглянулись. «Ты чего придумала, с кем война?» «С каким-то немцем»,- сказала я. «Ну, идем на бойню»,- сказал тятя, - с войны он и не пришел, больше мы его не видели. Над Хвощевкой пролетели фашистские самолеты бомбить Горький, и мы выходили смотреть зарево от горящего города. Мама работала от темна до темна. Получали женщины за свою работу в лучшем случае полпуда зерна на год. Лучшим кушанье были крахмальники и подыханки, которые готовили из тертой картошки».

Матери старались как-то накормить семью, но продуктов очень мало, их приходиться растягивать. Вы порой капризничаете, суп не вкусный, каши не хочу. Молоко не люблю. В войну простая еда была лакомством. Картошка в мундире лучшим кушаньем. Кусок сахара – роскошью.

Особенно это чувствовали жители Ленинграда, оказавшегося в блокаде с первых месяцев войны, которая длилась 900 дней. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия. Дома не отапливались. Не было электричества, весь город погрузился во тьму. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. В магазинах продавали только хлеб и то по карточкам. На каждого человека была норма: рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Люди ели столярный клей, варили кожаные ремни и ботинки, охотились за собаками, кошками и птицами. Очень трудно нам представить то состояние постоянного голода, которое было у ленинградцев.

Как вы думаете, как можно было использовать чеснок, лавровый лист, банку, из под варенья, которую забыли когда- то помыть?

«Оказывается, лавровый лист можно класть в кипяток, и по запаху он будет как суп, его можно есть ложками, налив в тарелки, и нести ко рту, подставив ломтик хлеба. Когда на хлеб будет капать, хлеб пропитывается тоже запахом настоящего супа. Это так вкусно! А чесноком можно натереть кусочек хлеба, тогда самый черствый, самый сырой и непропеченный хлеб становится похожим на копченую колбасу. А в банку от варенья налить воды и добавлять в чай из этой банки по одной чайной ложечке, и это уже будет не просто кипяток, а чай с запахом клубничного варенья». Эти рецепты из книги Николая Богданова о блокаде Ленинграда «Бессмертный горнист»

Люди умирали от голода. Но даже в этих условиях дети продолжали учиться. Тех, кто не мог ходить в подвал, где были классы, учительница обходила сама, проверяла домашнее задание и объясняла новый материал.

Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Те, кто был покрепче дежурили ночью на крыше, гасили зажигательный бомбы, чтобы предотвратить пожары. Были среди дежурных и дети. Рушились жилые здания, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Мертвых не успевали хоронить, а порой у живых не было сил для этого. В домах и на улицах лежали тысячи трупов. Всему миру после войны стал известен дневник Тани Савичевой девочки- ленинградки. В конце мая 1941 года она закончила третий класс, с начала блокады Ленинграда она начала вести дневник в записной книжке. Но она записывала в нем не радостные и приятные события. В её дневнике всего девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Давайте прочитаем этот дневник, и подумаем, что чувствовала эта девочка, когда делала очередную запись.

Дети читают по одной строчке:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.

Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.

Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.

Мама — 13 мая в 7.30 утра 1942 года.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня».

Что чувствовала Таня, теряя близких дорогих людей?( одиночество, горе, страх)

Таню с другими детьми вывезли в Горьковскую область. Однако последствия голода оказались необратимыми, и Таня умерла 1 июля 1944 года в больнице поселка Шатки Горьковской области. Похоронили Таню на местном кладбище.

Могилу Тани Савичевой нашли следопыты. Дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны, обвинительных документов на судебном процессе против фашизма. Сейчас в Шатках создан мемориальный комплекс в память о Тане Савичевой и о трагедии города на Неве.

Страшно было тем, кто жил на границе, на территории, которая вскоре была оккупирована фашистами. Они вели себя нагло, им не жаль было никого, они убивали не только взрослых, но и детей.

Зинаида Александровна Вострякова, которой в начале войны было 8 лет, жила в деревне Верхосемье Курской области. Помнит она, как пришли фашисты.

Ученица: «Это было в сентябре 1941 года, все копали картошку, вдруг видят, по дороге спокойно идут немцы. Они заняли деревню, сторожили склады, но с населением сильно не зверствовали. Солдаты приходили в дом, удивлялись, как много в русских семья детей, показывали фотографии, на которых их дети, говорили, что в немецких семья, обычно, по три ребенка. В оккупации жили голодно, спасались травой: щавелем, диким луком. Видя это, немецкие солдаты иногда приносили хлеб, который пекли в своей пекарне. Некоторые из них говорили, что не хотят воевать, но Гитлер заставляет. В лесу действовали партизанские отряды, стала партизанкой наша тетя Вера, которая была коммунисткой. Партизаны вредили немцам, взрывали склады, дома, где жили фашисты. Немцы партизан ловили собаками. Окровавленных, разорванных собаками, партизан, вели на виселицу. Всех жителей села собирали, чтобы они смотрели на эту казнь и видели, что будет с теми, кто идет против их власти. Когда начались освободительные бои, и немцы стали отступать, то они сожгли все дома в деревне. Большинство населения спрятались в погреба. Мы сидели в погребе и боялись, что плач сестренки услышат фашисты. Немцы все же заглянули, осветили яму фонариком, искали партизан, но увидев, что партизан тут нет, не тронули нас». Что вас удивило в этом воспоминании?( фашисты, кажутся не очень жестокими)

Но так было не везде. Были такие деревни, в которых фашисты убивали всех, не щадя ни стариков, ни детей. Так было в деревне Хатынь. После войны ее название стал знать каждый. А вот деревни не осталось. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Все дома фашисты сожгли. Остались только печи, а людей согнали в один сарай и тоже подожгли. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизаны обстреляли автоколонну фашистов и в убили немецкого офицера. Ни в чем не повинным людям фашисты вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти их. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было. Среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек». Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации. Только в Белоруссии было сожжено 186 деревень.

А теперь, фашисты вам тоже не кажутся жестокими?



На оккупированных территориях фашисты создавали концентрационные лагеря. Что такое лагерь? ( место отдыха) Эти лагеря были созданы, чтобы там убивать людей, в том числе детей. Некоторых сразу после прибытия расстреливали или отправляли в газовую камеру, где отравляли газом. Других покрепче оставляли пока жить за колючей проволокой, кормили очень плохо, брали у них кровь для раненых немецких солдат, проводили медицинские опыты. Посмотрите на этих детей, они не похожи на людей, это кости, обтянутые кожей. Почему они показывают руку? У них там выколот номер, потому что фашистам не нужно было знать имен. Таких лагерей было много Майданек, Освенцим, Саласпилс, Дахау. Наши солдаты содрогались от ужаса при освобождении Освенцима, лагеря на территории Польши.

Что теперь вы можете сказать о «доброте» фашистов?

По стране было много сирот и детей потерявших своих родителей, оставшихся без родных. Только представьте себе, как это страшно ребенку остаться одному. Папа на фронте, мать погибла или потерялась.

Кто помог им выжить? Послушайте отрывок из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» и попробуйте ответить на этот вопрос.

Ученица: «Обойдя копну, Мария увидела протоптанную в снегу тропу.

Она наклонилась, разгребла сено. Увидела смуглое лицо худенькой девочки, ее широко раскрытые, полные страха карие глаза.

— Не бойтесь, деточки, — негромко сказала Мария. — Выходите! Немцев тут нет… Я одна… Тетя Мария меня зовут… Выходите, прошу вас…

Из копны вылезла черноглазая девочка лет тринадцати, такая изможденная и худая, что Мария дрогнула от жалости.

— Откуда вы, детки, и сколько вас тут? — спросила она, обняв девочку.

Девочка заплакала навзрыд, невнятно залепетала:

— Нас тут много… Семеро… Мы из Ленинграда, из детского дома… Эвакуированные… Нас долго везли поездом, потом, когда немцы стали бомбить поезд, наши воспитатели были убиты и много детей сгорело… А мы, которые остались живыми, убежали… Бежали долго и заблудились… Нас было восемнадцать, осталось семеро… Одиннадцать умерло по дороге с голода — три девочки и восемь мальчиков… Не обижайте нас, тетечка… миленькая… нам всем очень холодно, и мы хотим кушать…

Мария забормотала, содрогаясь от рыданий:

— Голубяточки мои… Деточки родные… Выходите все… Все выходите… Я вас накормлю, напою, искупаю… Мы будем жить вместе… Я одна, совсем одна… и голоса человеческого давно не слышала…

Из копны стали вылезать дети. Худые, полуголые, забитые, придавленные страхом и голодом, с глазами, полными слез, они сгрудились вокруг рыдающей Марии, навзрыд заплакали сами, повисли на ее шее, на плечах, прижимались к ней. — Не плачь, деточка, — сказала Мария. — Не плачь и ничего не бойся. Теперь все будет хорошо… У меня вот тоже сыночек был, Васенька… такой примерно, как вы… так немцы его повесили…Мария тоже заплакала.

Мария, пытаясь обнять и согреть их всех, целовала грязные их ножонки, жалкие, запавшие животы, давно не стриженные волосы.

Весь вечер Мария грела на печке воду, поочередно искупала детей, приспособив для этого большой алюминиевый термос из немецкой походной кухни, помыла им головы, напоила всех теплым молоком и уложила спать, а сама, поглядывая на спавших детей, принялась стирать их ветхие лохмотья».

(Помогли люди, которые относились к чужим детям так же, как к своим. )

А иногда мальчишки, оставшиеся без родителей, прибивались к частям Красной Армии и становились «детьми полка». Их берегли, старались не посылать туда, где опасно, но они сами рвались в бой, чтобы отомстить за погибших родителей, загубленное детство. Таких ребятишек было много, о них писатель Валентин Катаев написал книгу «Сын полка», в которой в образе Вани Солнцева показал судьбу этих ребят.

Так рассказывает о ней капитан Егоров:

Ученик: «Дело известное, отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню заняли немцы. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестрёнка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом — чуть не помер, но всё же кое- как сдюжил. Потом убежал. Почитай, два года бродил. Прятался в лесах, всё хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос полосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоян­но с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздём какого-нибудь фрица убить. А ещё в сумке у Него мы нашли букварь. Рваный, потрёпанный. «Для чего тебе букварь?» спрашиваем. «Чтобы грамоте не разучиться», говорит. Ну что вы скажете!»

Что вас удивило в этом отрывке? Меня удивило то, что он носил с собой букварь. Для чего он был нужен мальчику? (Чтобы грамоте не разучиться)

Как вы думаете, после двух лет скитаний хочется мальчику спокойной жизни в тылу, где относительно хорошо кормят, можно помыться, спокойно спать в кровати, а не в грязной луже? Нет, Ваня сбежал от разведчика, который повез его в тыл, и снова вернулся на передовую.

Ваню оставили в части, отмыли, добыли обмундирование. Какое счастье было для него после трех лет скитаний почувствовать, что тебя любят, о тебе заботятся. Сначала Ваня был с разведчиками, а затем с артиллеристами. Нашелся ему и приемный отец. Но война бессердечна, второй раз осиротел Ваня. Чтобы мальчишка уцелел не погиб во время страшной бойни, его определяют в военное училище.

А сколько мальчиков и девочек погибли, защищая Родину от фашистов. Сколько детей получили ордена и медали, потому что сражались наравне со взрослыми. Четверо ребят получили высшую награду Родины, стали Героями Советского Союза. Вот их имена: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик. Они сражались в партизанских отрядах, были членами подпольных организаций, свои жизни отдали в борьбе с фашистами.

Ученик: Лёня Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор, почти километр мальчик преследовал врага, убил его, в портфеле фашиста оказались очень важные документы.

Ученица: Зину Портнову схватили фашисты, юную партизанку пытали. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Ученик: Марат Казей с командиром разведки возвращались с задания и наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Марат отстреливался, но патроны быстро кончились, осталась одна граната, Марат подпустил врагов поближе и сдернул чеку, он взорвался сам и погубил фашистов, которые подошли к нему.

Ученик: Четырнадцатилетний Валя Котик был удостоен звания Героя Советского Союза. 16 февраля 1944 года он был смертельно ранен в бою за город Изяслав. До войны будущий пионер-герой Валя Котик окончил пять классов. В партизанский отряд Валя, его брат и их мама ушли в августе 1943. Командир отряда Музалев не всегда допускал Валю к боевым действиям. Но и в разведке, и в дозоре Вале не было цены. К 1944 на его груди уж е были ордена Ленина и Отечественной войны 1 степени и медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени. Его везли на тряской телеге в госпиталь. «Вдруг Валя открыл глаза.

— Дядя Степан, ты тут? — спросил шепотом.

— Тут я, тут, Валик,— склонился над ним Музалёв.

— Ты маме ничего не рассказывай, я из госпиталя сам... напишу,— помолчал,— ...когда поправлюсь.

— Ладно, лежи спокойно.

— А когда я поправлюсь, то поеду в Москву?

— Конечно. Кремль увидишь...

— Дядя Степан...— снова заговорил и умолк.

— Что, хуже тебе?

Валя молчал. Полуоткрытые, померкшие глаза смотрели в небо, где над освобожденным Изяславом самолеты с красными звездами на крыльях преследовали убегающего врага», - это строки из рассказа «Последний бой», который написала Анна Котик, мама Вали.

Все по-настоящему по присяге, данной при поступлении в отряд, было для этих ребят: ««За сожженные города и села, за смерть жен и детей наших, за муки и насилие над моим народом я клянусь мстить врагу беспощадно и без устали. Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагами, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство кровавому фашизму...»

Ребята, почему эти дети пошли на смерть, они могли бы спрятаться, не помогать партизанам и подпольщикам, тогда они может, и уцелели бы и прожили до глубокой старости? ( ненавидели фашистов, мстили за смерть родных)

На территориях, не оккупированной фашистами, было легче. Но и в тылу жили по принципу: «Все для победы!». Нужно было работать на заводах, выпускать оружие, патроны, снаряды. Мужчины ушли на фронт и вместо них к станкам встали сыновья, дочери. Порой такой работник не доставал до станка и ему приходилось ставить скамеечку или табуретку, но продукцию он выпускал, как взрослый. Работали по двенадцать часов, падали с ног от усталости. Ребята не ходили домой, спали здесь же. В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. На пермском моторостроительном заводе N 19 им. Сталина, выпускавшем авиадвигатели, в то время трудилось около восьми тысяч подростков. Большинству было 14 - 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Ученик: «Отца и старших братьев забрали на фронт. Мы с мамой остались в деревне Орлово Вологодской области. В 1943 году мне принесли повестку на трудовой фронт - в Пермь, - вспоминает Иван Шилов, мобилизованный на завод в 14 лет. - Мама плакала: "Куда тебя, такого маленького, забирают?" Но спорить не стала: уложила в сумку две пары белья, кружку, ложку, три пары лаптей да мешок сухарей - вот и вся амуниция. Снова я увидел маму лишь после войны, в 1946 году. Она сразу руками всплеснула: "Что же ты, сынок, с тех пор так и не вырос?"

Ребята, как вы думаете, почему так плохо росли в войну ребята?

( Недоедали, много и тяжело работали)

В сельской местности дети работали в поле наравне со взрослыми. Шелениной Фаине Павловне было 11 лет, когда началась война, уже в 1941году она стала работать в колхозе. Она вспоминает, что часто работали ночью, собирали снопы, потому что днём боялись налётов, вывозили навоз, нужно было съездить не менее сорока раз, только тогда давали немного хлеба.

Особая страница военной жизни в нашем селе – это строительство противотанкового рва, который проходил рядом. Глубина его 4 метра, такая же ширина. Он проходил по населённым пунктам Шарголи- Новинки- Крутиха-Хвощёвка- Сохтанка – Алексеевка – Вязовец- Ивановское – Шониха и должен был помещать фашистским танкам прорваться к Горькому

( Нижнему Новгороду). Его протяжённость составляла более 15 км. На эти тяжелые работы привлекались школьники старших классов Хвощевской, Шаргольской школ, учащиеся кожтехникума из Богородска. В нашем музее сохранились воспоминания Елисеева М.И., который к началу войны закончил 9 классов.

Ученик: «Мы бы хотели уйти на фронт, но военкомат не брал нас и добровольцами. Нам говорили: «Учитесь, придет и ваш черёд». Поэтому мы все силы отдали строительству рва, по­нимая, как он будем нужен воинам, если гитлеровцы придут в нашу область. Усталые до предела, возвращались и юноши, и девушки в село - путь был длиной в 4 км. Но придя домой и увидев мать, спешившую накормить тебя, тоже замаявшуюся за день на колхозной ра­боте, старался помочь ей: принести воды, встретить и загнать скот. А забежишь в дом, увидишь на столе плошку пшенника и кринку молока и ещё чего-то, что мать успела приготовить для меня, обнимешь её, старенькую, поцелуешь и сядешь за стол. Да всё, что приготовлено, вмиг и съешь».

Что вас удивило в этих воспоминаниях? (отношение к маме) В словах какого героя сегодняшнего урока вы тоже почувствовали бережное отношение к маме?( Валя Котик) А вы, когда устаете, также помогаете маме?

Катин Николай Константинович, который в 1941 закончил 9 классов, тоже работал на противотанковом рве. Он вспоминает трагический случай, который произошёл во время строительства.

Ученик: «Зимой на помощь приехали взрывники. Взрывники закладывали взрывчатку вечером, а рано утром производили взрыв. Однажды рабочие пришли раньше взрывников. Ночью прошёл снег, и замело следы вечерней работы. Рабочие, ничего не подозревая, развели костёр. Начались взрывы один за другим. Погибли почти все около 60 человек, среди них были и школьники».

Почему произошел такой случай? О чем необходимо было помнить всегда? (Техника безопасности, соблюдение инструкций. В данном случае нарушение привело к гибели людей, это произошло не на фронте, а глубоко в тылу)

Везде, где была возможность, дети участвовали в сборе посылок для бойцов Красной Армии: шили кисеты, вязали варежки, отправляли продукты. Часто в такую посылку вкладывали письмо незнакомому бойцу, в котором призывали бить врага. Школьники приходили в госпитали, устраивали для раненых концерты, помогали написать письма родным тем раненым бойцам, которые сами не могли это сделать.

Почему посылали подарки любому неизвестному солдату? ( Почему такие концерты были приятны раненым солдатам? ( вспоминали своих детей)

День Победы оставил у каждого свои воспоминания. Меня поразил рассказ Зинаиды Александровны Востряковой.

Ученица: «Мы были на ферме, когда бригадир сказал, что закончилась война. Женщины закончили свою работу, потом собрались в сторожке и плакали, потому что у одних пришли с фронта мужья искалеченные: без рук, без ног, на костылях, у других погибли на фронте. Было страшно видеть, как женщины пережившие оккупацию, голод, голосили, выли, бились в истерике».

9 мая наша страна будет отмечать великую дату 70 лет окончания Великой Отечественной войны. Мало осталось у нас ветеранов. Но еще живы дети войны. Нужно окружить их заботой, вниманием оказать посильную помощь. За какие поступки, действия вам после нашего классного часа стало стыдно? ( отношение к еде, к маме, отношение к учебе) Какие желания у вас появились после нашего классного часа?( помочь детям войны, поздравить их с Днем Победы, побеседовать лично с «детьми войны») Захотелось вам больше узнать о жизни детей в военное время? О чем вам бы хотелось узнать подробнее?(О блокаде Ленинграда, о концлагерях, пионерах - героях) Как вы можете это сделать?(расспросить родных, побеседовать с «детьми войны», прочитать книгу, почитать в интернете) Какую из приведенных книг вам захотелось прочитать? Мы может провести еще классные часы на ту тему, которая вас особенно заинтересовала.









Литература:

1. Богданов Н. «Бессмертный горнист», М.: «Советская Россия» 1971

2. Внеклассные мероприятия 5 класс М.: «ВАКО»,2014

3. Закруткин В. «Матерь человеческая»,М.: Современник, 1974

4. Катаев В. «Сын полка»,М.:Дет.лит.,1981

5. Классные часы 5 класс М.: «ВАКО»2014



Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Савичева,_Татьяна_Николаевна

http://www.khatyn.by/ru/tragedy

https://ru.wikipedia.org/wiki/







3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект классного часа "Детство, опаленное войной"

Автор: Зуева Елена Николаевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства