Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию. Форма проведения: час общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Характер человека создаёт его судьбу »
Классный час: « Характер человека создаёт его судьбу»
Гераклит
Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию. Форма проведения: час общения.
Ход классного часа
1. Просмотр видеосюжета об инвалидах( видеофрагмент передачи «Минута славы».
Классный руководитель.
- Ребята, как вы считаете, была ли минута славы у этих ребят?
- Ребята, скажите, пожалуйста, а могла бы жизнь у этих ребят сложиться совсем по-другому?
- Благодаря каким качествам характера их жизнь стала полноценной и счастливой?
Вокруг столько ярких, сильных твёрдых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремлённых, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер? Об этом мы будем говорить сегодня.
Тема нашего общения «Характер человека создаёт его судьбу»
2. Воспитывающая ситуация « Пример для подражания» Классный руководитель.
-Как же можно воспитывать свой характер?
Чаще всего люди берут чей- то пример для подражания.
-Ребята, назовите мне великого путешественника, который благодаря целеустремлённости и силе воли, преодолев все трудности, открыл Америку и стал знаменитым? ( ответы детей)
Просмотр видеосюжета о Колумбе.
- Какие качества характера известного путешественника помогли Х.Колумбу сделать великое открытие?
3.Упражнение « Мой характер»
Классный руководитель . Характер в переводе с греческого означает « чеканка» , «отпечаток». Это индивидуальное сочетание психических, духовных свойств человека, которые проявляется в его поведении – в отношении к труду, к людям, к самому себе. Сейчас мы с вами выполним упражнение. Перед вами лист бумаги, согните его пополам. Оторвите правый верхний уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок и кусочек в центре. Разверните свой лист и сравните листочки с соседями. Есть ли у кого такой же?
- Какой же вывод можно сделать?
Ответы ребят ( все мы разные, поэтому у всех разные листочки)
-Так и в жизни: каждый человек- это неповторимая личность, у каждого свой характер. Очень важным качеством характера является воля. Воля - способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремлённость, решительность, настойчивость, мужество.
4.Дискуссия « Человек привычки» и « Человек воли»
Классный руководитель.
-Как же научиться преодолевать препятствия? Как воспитывать свою волю? Оказывается, в каждом из нас есть «человек привычки» и « человек воли». «Человек привычки» делает всё, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, ограничивает себя, заставляет себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется. Приглашаю двух участников, которые выступят в роли « Человека привычки» и « Человека воли». Проверяем, как борются в каждом из них эти 2 начала- «человек воли» и «человек привычки». В 7.00 звонит будильник. Что делает «человек привычки» и «человек воли»?
- Ребята, кто из вас поступает как « человек привычки»? А кто как «человек воли»?
Вот такие бои на невидимом фронте могут идти в нашем сознании. У каждого из нас своя жизненная позиция.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение и определить для себя, какая жизненная позиция вам наиболее близка.
-Как менялась жизненная позиция героя стихотворения?
- Какая позиция вам наиболее близка?
-А можно ли в течение жизни поменять свою позицию, воспитывая свой характер?
6. Групповая работа « Лестница жизни»
Классный руководитель.
Известный учёный Новалис сказал: « Судьба и характер- это разные названия одного и того же понятия»
Нет, наверное на Земле человека, который не мечтал узнать свою судьбу. Иногда эта мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Жизнь- как лестница, ведущая в будущее, к своей судьбе. Каждая ступенька на лестнице- это наши поступки, которые определяют наши черты характера. Как построить свою лестницу жизни, чтобы быть счастливым?
Сейчас я хочу познакомить вас мистером Икс. Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный- свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти всё, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава- символ общественного признания.
- Ребята, как вы считаете, прочными будут его ступеньки? Можно ли будет подняться по лестнице жизни, обрести счастье и построить свою судьбу?
( ответы детей)
- А вот ещё одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал её в своей книге. На каждой ступеньке человек должен побороть какой- то свой недостаток: зависть, лживость. Каждая ступенька- это обретение таких ценностей, как вера, любовь, милосердие, доброта, скромность.
- Я предлагаю вам нарисовать свою лестницу жизни, расположив на 6 ступеньках те ценности, которые помогли бы вам добраться до вершины.
8. Заключительный этап .
Классный руководитель.
Сегодня мы говорили о том, как благодаря работе над собой, благодаря силе воли и характеру можно создать свою судьбу, стать лучше, совершеннее и достичь вершины своей лестницы жизни, построить свою судьбу. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание- это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни.
Сегодня я хочу подарить каждому из вас лестницу жизни, символизирующую путь каждого человека к своему будущему, к своей судьбе. Начинается это восхождение от умения воспитывать в себе такие качества как сила воли, выдержка, целеустремлённость. Попробуйте оценить себя, на какой ступени находитесь вы сегодня. Напишите слово «Я» на той ступени лестницы, которая, как вы считаете, вам соответствует. Повесьте ее на стену и, совершив какой-то поступок, подходите к лестнице и примеривайте – поднял вас этот поступок на ступень вверх или опустил на ступень вниз.
А как напутствие я хочу рассказать вам одну притчу.
Однажды старик – индеец рассказал ее своему внуку.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, равнодушие, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
И помните,
«Посеешь поступок — пожнешь привычку,
посеешь привычку — пожнешь характер,
посеешь характер — пожнешь судьбу».
Судьба- это не дело случая, а результат выбора, судьбу не ожидают, её создают.
Уильям Бриан.
9. Подведение итогов. (рефлексия)
-Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли воспитывать свой характер и создавать самим свою судьбу?