Урок проводится в 7 классе по программе под ред. Б.М.Неменского.
Тема1:"Изображение фигуры человека и образ человека"
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель:
1Дать представление об историческом характере художественного процесса.
2.Показать особенности изображения человека в истории искусства.
3. Дать возможность понять и прочувствовать произведения искусства.
Ход урока:
Слайд 1-2 .Человек всегда был и остается главной темой в искусстве всех времен и народов. Представления о красоте человека, о его облике и действиях постоянно менялись в истории искусства. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.
Слайд 4-5. Среди самых древних изображений, дошедших до наших дней, интересны женские статуэтки, которые ученые назвали «палеолические Венеры». С одной стороны – примитивность, а с другой стороны – мастерство исполнения видим мы в этих древних скульптурах.Почему древние художники именно так изобразили женскую фигуру? Почему мужскую фигуру древний художник изображал обощенно?
Слайд 6. Совсем иное изображение человека было у древних египтян. Как вы думаете, что старался в первую очередь передать художник: образ какого-то конкретного человека, или обобщенный образ? Что в изображении фигуры человека вам кажется неестественным? Необычная пластичность фигуры – плечи развернуты в фас, а голова и ноги нарисованы в профиль. Однако такое расположение фигуры дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения, мы получаем наиболее полную информацию об изображении. В построении всей фигуры просматривается некая схематичность. Учащиеся знакомятся с понятием "канон" (свод правил и законов, которыми руководствуется художник при построении рисунка).
Слайд 7. А вот античное искусство Греции показывает красоту и физическое совершенство человека. Вспоминаем с детьми, что родина Олимпийских игр- Древняя Греция.Скульптуры античности были настолько совершенными и гармоничными, что, казалось, художники идеализировали облик человека, уподобляли его богам. Например, статуя Мирона «Дискобол» - идеальная передача движения – все тело атлета в минуту движения становится подобно изогнутому луку.
Слайд 8-9. Римские статуи показывают всю мощь и могущество императоров-воинов. Но, вот, например, тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Но в лице императора скульптор сумел запечатлеть портретное сходство. Для усиления величия скульптор позаимствовал композиционное решение у великого скульптора Фидия, автора статуи бога Зевса в Олимпии.
Слайд 10-11. Культура Византии изменила взгляд на красоту человека. Тело закрыто плотными одеждами, выразительный взгляд, большие, выразительные глаза.Появляется понятие "духовная красота"
Слайд 12-13. Русские иконописцы стремились показать духовную красоту - КРАСОТУ ДУХА.
Слайд 14-15. Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием всех видов науки и искусств, в том числе анатомии, знаний о правилах перспективы. Эти знания повлияли на изображение человека. Эпоха итальянского Возрождения наряду со скульптурными образами подарила миру множество живописных произведений
Слайд 16. Великий итальянский скульптор Микеланджело избрал главной темой своего творчества духовную и физическую красоту человека. «Давид» - прекрасный юноша, благородный, смелый. Это монумент настоящей героической личности, человеку, духовно и физически совершенному.
Кто такой Давид, чем он прославился? «Согласно библейской легенде юный Давид убил великана Голиафа, сразив его камнем, пущенным из пращи. Микеланджело создал статую для своей родной Флоренции, ибо Давид защитил свой народ и справедливо им правил: так великий скульптор своим искусством хотел утвердить тот идеал гражданственности, в котором он видел спасение униженной родины»
Слайд 17-18. Русские художники 19 века стремились через изображение человека создать образ России, поставив во главу творчества судьбу народа. Внимание к людям всех слоев общества стало основной задачей их произведений. Работа Аркадия Александровича Пластова «Весна». Художник посредством красок передает всю трепетность материнских чувств, теплоту человеческих отношений. Эта картина излучает внутреннее спокойствие и тишину.Идея добра и красоты.
Слайд 19-21 Скульпторы современности пытаются ответить на вопрос «Что же такое человек?»
Слайд 22-23.Художники- новаторы пытаются найти нестандартные формы в передаче изображения человека.
Выводы.
Посмотрите на произведения искусства, которые мы с вами рассмотрели и постарайтесь ответить на вопросы:
-Что общего во всех этих произведениях?
- Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление?
- Что в вашем понимании красота человека?
- Объясните понятие: "духовная красота"