Как развить свои способности.
Добрый день!
Ребята! Сегодня мы снова с вами вместе. Чтобы наше сегодняшнее общение было приятным, надо чтобы между нами возник контакт, чтобы между нами пробежала искорка. Встаньте, пожалуйста, и давайте сделаем такую искорку. По счёту «3» дружно, все вместе хлопнем в ладоши … Молодцы!
Я хочу начать наш классный час со сказки:
Жили-были пальцы. Нет, конечно, они жили не сами по себе, а вместе с человеком (девушкой).
Только пальцы были слишком неугомонными. И свободолюбивыми. Они не любили кольца, а уж о лаке и подавно надо было забыть. А ещё ногти надо было постоянно стричь. А если девушка пыталась отрастить их, после какой-нибудь очередной авантюры пальцев ногти всё равно ломались. Руки постоянно обветривали, потому что пальцы не признавали и перчаток с варежками.
Что же они любили?
Ну, во-первых, лезть куда не надо. Девушка доставала железки из огня. Её ударяло током много раз. Один раз пальцы полезли в включённый вентилятор, но хозяйка их вовремя остановила. Хорошо хоть, клептоманией пальцы не страдали.
Они не могли долго ничем не заниматься. Им обязательно надо было к чему-то притрагиваться. К тёплому, пушистому, вибрирующему меху кошки. К тёмной шероховатости бумаги. К холодной гладкости железа. К прозрачному свету стекла...
Пальцам хотелось что-то создавать.
Создавать музыку. Они долго выстукивали какой-то дикий, сумасшедший ритм, а потом хозяйка взялась за гитару. Пальцы, перебарывая боль (это разве боль! с какой только болью они не встречались раньше!), учили всё новые аккорды, приёмы игры. Хозяйка за ними не успевала. Пальцы играли даже ночью, даже за столом и на занятиях.
Звуки... Они были не просто подвластны пальцам. Они не просто рождались благодаря им. Звуки и были душой пальцев. Неужели вы думаете, что душа есть только у самого человека?!
У пальцев появилось настоящее увлечение. Они даже перестали соваться в розетки и пасти собак.
Но у пальцев есть не только душа, но и разум.
И в перерывах между музыкой они стали осваивать шашки, шахматы и бесчисленное множество других игр. Музыке это нисколько не мешало. Пальцы чувствовали музыку и там.
Но даже этого им стало мало. Они начали видеть. Видеть свет, мир, краски. Какие картины они создавали... Эти картины не просто ощущались и осязались. В них не просто звучала музыка. Это была ещё одна частичка души пальцев.
Осталось только одно, неподвластное пальцам. Слово. Но вот они уцепились за ручку... И больше не отпускали её. Разве что только ради музыки и красок.
И много-много ещё профессий освоили пальцы.
А все поражались способностям девушки.
Скажите, пожалуйста, о чём эта сказка?
А что такое, по-вашему мнению, «способности»? …
Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми человек может успешно осуществлять ту или иную деятельность.
Как вы считаете, у вас есть способности? Назовите, пожалуйста, какие способности у вас есть. …( Способности – это не только успехи в физике, поэзии, спорте. А «золотые руки» - не способности, не талант?)
Какие талантливые у меня собрались ребята.
Я сказала «талантливые», а талант и способности связаны между собой?...
Талантливыми называют исключительно способных, очень способных людей.
Скажите, а как вы узнали, что у вас есть способности? …
Вот у нас уже есть первый вывод – сначала надо узнать, есть ли способности. Для этого надо смело посещать секции, клубы, кружки и т.д. Если что-то получается лучше, значит, похоже, у вас способности в этой области.
Как вы думаете, а у всех ли людей есть способности? …
Я тоже верю, что способности есть у всех. (Наукой давно доказано, что, например, при обучении используется 7—10% этих возможностей. Человек способен выучить 20—30 языков, усвоить курс 10—12 институтов. Не правда ли, эти цифры впечатляют и заставляют задуматься?)
Только иногда не каждый знает, какие есть способности у него.
«Давным- давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали индийского бога, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда индийский бог решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».
Так что в душе мы все обязательно талантливы.
А вот как развивать способности? Может быть, они сами разовьются, с возрастом с переменой в жизни или как?... Молодцы!
Замечательный географ, геолог и писатель Владимир Афанасьевич Обручев (автор знаменитого романа «Земля Санникова») говорил, что «способности, как и мускулы, растут при тренировке».
Я могу вам привести такие примеры.
В Древней Греции высоко почитали талант величайшего оратора Демосфена. С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием, юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление, однако, было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актерской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом — он завоевал славу лучшего оратора.
Случай с Демосфеном произошёл давно. Но вот в школе у меня была девочка, у которой были проблемы с уроками физкультуры. Мало того, что ей всё время ставил плохие оценки учитель, так ещё и одноклассники смеялись. У девчонки был характер, она не стала кукситься, а стала бегать каждый день на стадионе, делать зарядку. Вы не поверите, меньше года прошло, как она стала участвовать в соревнованиях. Сейчас она уже взрослая, но я до сих пор восхищаюсь её упорством и силой волей. Кстати, я уверена, что и в жизни ей качества не раз помогали.
А вы знаете подобные примеры. …
А что нужно для того, чтобы способности развивались?.... Это легко? Приходится ли от чего-то отказываться ради развития своих способностей?
Я часто слышу, что, например, многими видами спорта начинают заниматься в раннем детстве. Приходится рано вставать, отказываться от просмотра телевизора, иногда от сладкого и даже часто от общения с друзьями.
Это трудно? …
Я хочу посоветовать вам ещё один способ развития ваших способностей – читайте!
Журналы и подобное “легкое чтение” могут пригодиться для отдыха, но они не слишком помогут в развитии ваших умственных способностей. Читая только подобную литературу, вы совершаете ошибку: такое чтение мешает вам развивать гибкость ума. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу для того, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные.
Какие качества нужны, чтобы помочь в развитии ваших способностей? …
Есть такое выражение «Зарыть талант», как вы его понимаете? …
Нужно ли показывать свои таланты или это нескромно? ...
Ребята, у меня есть большая нить в форме круга. А каждому из вас я даю маленькую цветную ниточку. Давайте поделимся, сто мы сегодня узнали и прикрепим свои ниточки к большой нити.
Итак, я узнала, что способности – это определённые качества человека, применяя которые он может очень хорошо осуществлять какую-то деятельность. …
Посмотрите, какая у нас получилась яркая лента! Я от души желаю вам, чтобы каждый день в вашей жизни был таким же ярким и помочь в этом, я думаю, могут как раз уникальные способности, которые есть в каждом из вас. Только говорите себе чаще: «Я могу, я сумею».
А так как древние индусы считали, что способности находятся глубоко в душе, то я закончу маленьким четверостишием:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Спасибо вам ребята. Мне было очень приятно общаться с вами. Наша встреча закончена.