kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: "Нестандартные способы вычисления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                        Содержание.

1.     Введение……………………………… 3.

2. Теоретическая………………………….4.

3. Практическая часть…………………5-7.

  1. Вывод формул.
  2. Эксперимент.

4.Заключение……………………………...8.

5. Литература……………………………..9.

6.  Приложение…………………………10-15.

 

Введение.

В современном мире процессы проходят очень быстро, и поэтому от человека требуется умение быстро принимать решения, в том числе и в математических действиях. Как-то на уроке у нас возникла проблема с подсчётом суммы некоторых чисел. Если не знаешь определённые способы вычислений, то задача может оказаться непосильной,  либо занять для  решения очень много времени.  

Гипотеза: если найти способ «быстрых» вычислений, то его можно будет применить при решении ряда задач, тем самым сократить время при их решении.

Цель: определить способ решения задач на нахождение суммы чисел, позволяющий экономить время при их решении.

Для реализации цели и проверки гипотезы я поставил следующие задачи:

1.     Изучить литературу по данному вопросу.

2.     На основе анализа условий и решений задач определить более простые способы их решения

3.     Провести эксперимент.

    Значимость работы заключается в том, что найдены способы быстрого счёта при решении задач на нахождение суммы чисел, которые могут применяться учащимися разных классов.

    Новизна работы. Найденные способы решения задач отличаются от традиционных способов формулировкой и простотой применения.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Нестандартные способы вычисления". »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Ивановка».



Исследовательская работа:






Автор: Хакбердиев Амир,

ученик 6Б класса.


Руководитель: Лебедева Л. Б.

учитель математики.







С. Ивановка

2014 год.

Содержание.
  1. Введение……………………………… 3.

2. Теоретическая………………………….4.

3. Практическая часть…………………5-7.

    1. Вывод формул.

    2. Эксперимент.

4.Заключение……………………………...8.

5. Литература……………………………..9.

6. Приложение…………………………10-15.

































Введение.

В современном мире процессы проходят очень быстро, и поэтому от человека требуется умение быстро принимать решения, в том числе и в математических действиях. Как-то на уроке у нас возникла проблема с подсчётом суммы некоторых чисел. Если не знаешь определённые способы вычислений, то задача может оказаться непосильной, либо занять для решения очень много времени.

Гипотеза: если найти способ «быстрых» вычислений, то его можно будет применить при решении ряда задач, тем самым сократить время при их решении.

Цель: определить способ решения задач на нахождение суммы чисел, позволяющий экономить время при их решении.

Для реализации цели и проверки гипотезы я поставил следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. На основе анализа условий и решений задач определить более простые способы их решения

  3. Провести эксперимент.

Значимость работы заключается в том, что найдены способы быстрого счёта при решении задач на нахождение суммы чисел, которые могут применяться учащимися разных классов.

Новизна работы. Найденные способы решения задач отличаются от традиционных способов формулировкой и простотой применения.

























Теоретическая часть.

В основе моей работы лежит идея подсчёта натуральных чисел от 1 до 100, которую применил Карл Гаусс в десятилетнем возрасте, когда школьный учитель предложил классу сложить все числа от одного до ста. Пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. На его грифельной доске было написано: 101*50=5050.

Очень рано раскрылись дарования у Карла Гаусса, позднее ставшего одним из крупнейших математиков XIX ве­ка (его даже называли «королем математиков»).

Рассказывают, что в возрасте трех лет он заметил ошибку, сделанную его отцом в расчетах. А семи лет мальчик пошел в школу. В дальнейшем Гаусс сделал много замечательных открытий в математике.

В новом учебнике Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс рассматривается решение задач с применением метода Гаусса – удивительного метода.

Способ, который применил маленький Карл, был следующим: первое число сложено с последним, второе с предпоследним и так далее (1+100=101, 2+99=101), и подсчитано количество таких пар, их 50. Чтобы понять и уметь применять метод Гаусса, рассмотрим следующие задачи.


























Практическая часть.

  1. Вывод формул

Задача 1. Найдите сумму всех чисел от 1 до 10.

Решение:

+1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10

10+ 9 + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1

11+11 +11+11+11+11+11+11+11+11

Итак, получилось 10 пар, по11, но так как числа брали 2 раза, то надо 10 : 2 = 5. Значит 11* 5 = 55. Можно так: 10:2*11=55.


Если требуется сложить натуральные числа от 1 до какого-либо чётного числа, то для определения количества пар достаточно последнее чётное число разделить на 2. А как поступить, если последнее число нечётное? Например, необходимо сложить натуральные числа от 1 до 111? На основе метода К. Гаусса сложим 1 и 111, 2 и 110, 3 и 109 и так далее. Каждая такая сумма равна 112. Подсчитаем количество пар. Здесь возникает проблема, так как 111 на 2 не делится и при подсчёте пар одно число остаётся без пары.

Возникает вопрос: сколько получится пар и какое число останется без пары? Чтобы определить количество пар, надо из последнего числа вычесть первое и результат разделить на 2, т.е. (111-1) : 2 = 110 : 2 = 55 (пар), тогда число, стоящее посередине ряда (без пары) будет равно 56. Можно сделать иначе: 1+111 = 112, затем 112 : 2 = 56 – это среднее число, тогда количество пар равно 55 (112*55 + 56 = 6 216).

Однако, мы сделали по-другому: мы решили найти сумму чисел от 1 до 110, а затем к полученному результату прибавить 111. (1+110=111, 111 * (110 : 2) + 111= 6 216)

Таким образом, формула для подсчёта подобных сумм выглядит следующим образом:

1) для подсчёта суммы натуральных чисел от 1 до некоторого чётного числа формула такая: (1 + Ч)*Ч/2, где Ч - наибольшее чётное число.

2) для подсчёта суммы натуральных чисел от 1 до некоторого нечётного числа формула такая: Н*(Н-1)/2 +Н, где Н –наибольшее число в сумме.









Предлагаю рассмотреть задачи, если сумма натуральных чисел начинается не с 1, а с 2-х или 3-х?

Для определения способов решения исследуемых задач нам необходимо было подобрать задачи данного вида, исследовать их на наличие закономерностей и описать эти закономерности.


Задача 2.

Найти сумму всех натуральных чисел от 2 до 17.

2+3+…+17=

Такой пример позволяет легко определить количество пар равных сумм: их 8. Тогда решение: (2+17)*8=152

Для определения закономерности необходимо подобрать ещё несколько примеров:

2+3+4+5+6+7 . Пар получается 3, попытаемся найти закономерность:

2+3+4+5+6+7 = (2+7)*(7-2+1)/2) = 9*3 = 27.

Применим данный способ к примеру в задаче 1.

2+3+…+17= (2+17)*(17-2+1)/2 ) = 19*8 = 152. Найденную закономерность можно описать с помощью формулы: (П+Н)*(( Н - П +1)/2), где П = 2, Н - наибольшее число в сумме, а П – первое число суммы.

Задача 3.

Проверим, подойдёт ли эта формула для случая, если П = 3, 4 и т.д. Обратим внимание на то, что последнее наибольшее натуральное число в ряду складываемых чисел в сумме с первым должно быть нечётным.

Вычислим: 3 + 4 + 5 + … + 16 по формуле: (3+16)*(16-3+1)/2 = 19*7 = 133.

Вычислим без формулы: 3 + 4 + 5 + … + 16 = (3 + 16)*7 = 19*7 = 133, значит, формула подходит.

Задача 4.

Проверим для ряда, начинающегося с 4:

4+5+6+7+8+9+10+11=(4+11)*(11-4+1)/2=15*4=60.

Непосредственное сложение приводит нас к такому же результату.







Задача 5.

Определим формулу для случая, когда сумма первого и последнего чисел ряда будет чётной.

Вычислим: 2+3+…+18. Здесь останется число без пары. Способ определения среднего числа трудоёмкий, поэтому лучше сложить все числа до последнего числа, а затем последнее число прибавить к полученной сумме.

2+3+…+18=(2+3+…+17)+18=19*16/2+18=170.

В данном случае применяем формулу, выявленную ранее (П+Н)*((Н-П+1)/2)+Ч и к полученному результату прибавляем наибольшее чётное число.

Таким образом, мы определили формулы для решения данного вида задач на сложение всех натуральных чисел от заданного числа.

  1. Эксперимент.


Далее мы провели эксперимент, в котором участвовали 19 учеников 5А класса, 22 ученика 5Б класса и 19 учеников 5В класса (декабрь 2012 года). Учащимся было предложено в течение получаса решить следующие примеры:



1) 1+2+3+…+300=

2) 1+2+3+…+301=

3) 2+3+4+…+352=

4) 2+3+4+…+353=

5) 3+4+5+…+300=

6) 4+5+6+…+300=



Результаты эксперимента представлены в таблице (Приложение).

Со всей работой справился 2 ученика из 5А класса, 6 учеников из 5Б класса, и 4 ученика из 5В класса, следуя способу Гаусса. Ещё 2 человека верно решили пример №5.

Через некоторое время (январь 2013 года) мы с учителем математики предложили найденные нами способы решения учащимся 5-х классов, и результат был другим. Из 60 человек все примеры решили 38 человек, 12 допустили вычислительные ошибки и 10 человек всё - таки не справились с заданиями (Приложение).

Также мы дали учащимся совет: если вам необходимо найти закономерность при решении громоздкой задачи, то можно попробовать обнаружить эту же закономерность на аналогичной задаче с более простыми данными, а затем применить найденное решение к заданной задаче.







Заключение.

В результате исследования определён способ решения задач на нахождение суммы последовательных натуральных чисел, позволяющий экономить время при их решении. Данные формулы можно использовать: первую, если последовательность натуральных чисел с 1 до любого чётного числа.(1+Ч)*Ч/2,где Ч- наибольшее чётное число. Вторую, если последовательность натуральных чисел с 1 до любого нечётного числа (1+Ч)*Ч/2+Н, где Ч- наибольшее чётное число в сумме, Н- наибольшее число суммы. Третью формулу применяем если последовательность натуральных чисел с любого числа до любого числа имеет чётное число слагаемых, (П+Н)*( Н - П +1)/2), где Н - наибольшее число в сумме, а П – первое число суммы. Если же количество слагаемых нечётное, то (П+Н)*( Н - П +1)/2)+Ч, где Ч- наибольшее чётное число.

Цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась.

Перспективы работы: в дальнейшем мы попытаемся найти способ решения аналогичных задач с шагом равным 2, 3 , 4 и так далее.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что определены формулы, которые успешно могут применяться для нахождения суммы последовательных натуральных чисел. Результаты эксперимента тому доказательство. Зная формулы, большая часть пятиклассников справилась с заданиями правильно.















Литература.



1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаусс,_Карл_Фридрих

2.Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. M: МЦНМО, 2001, глава «Король математиков».

3. Академический школьный учебник. Математика Арифметика Геометрия 5 класс. Москва «Просвещение», 2012.































Результаты эксперимента. Приложение

Дата проведения: декабрь 2013 года.

Класс: 6А

Количество учащихся: 19 человек


Фамилия, имя

пример №1

пример №2

пример №3

пример №4

пример №5

  1. Акимова Виктория


+

-

-

-

-

  1. Белоус Ирина


+

+

-

-

-

  1. Белоусов Евгений


+

+

+

-

-

  1. Василенко Николай


+

+

-

-

-

  1. Вивдыч Влада


+

-

-

-

-

  1. Гордымов Николай


-

-

-

-

-

  1. Долин Семён


+

+

-

-

-

  1. Дынников Илья


-

+

-

-

-

  1. Захарченко Антон


+

-

-

-

-

  1. Корш Валерия


-

-

-

-

-

  1. Колягинова Альбина

+

+

-

-

-

  1. Козлов Данил

+

+

-

-

-

  1. Птица Ульяна

+

+

+

-

-

  1. Праскова Дарья

+

-

-

-

-

  1. Пилипчук Вадим

+

-

-

-

-

  1. Романчук Леонид

+

+

+

+

+

  1. Саяпин Богдан

+

+

+

+

+

  1. Симонова Ирина

-

-

-

-

-

  1. Юдин Филипп

-

-

-

-

-





Дата проведения: январь 2014 года.

Класс: 6А

Количество учащихся: 19 человек



Фамилия, имя

пример №1

пример №2

пример №3

пример №4

пример №5

  1. Акимова Виктория


+

+

+

+

+

  1. Белоус Ирина


+

+

+

+

+

  1. Белоусов Евгений


+

+

+

+

+

  1. Василенко Николай


+

+

+

+

+

  1. Вивдыч Влада


+

+

+

+

+

  1. Гордымов Николай


-

-

-

-

-

  1. Долин Семён


+

+

+

+

+

  1. Дынников Илья


-

-

-

-

-

  1. Захарченко Антон


+

+

+

+

+

  1. Корш Валерия


+

-

-

-

-

  1. Колягинова Альбина

-

-

-

-

-

  1. Козлов Данил

+

+

+

+

+

  1. Птица Ульяна

+

+

+

+

+

  1. Праскова Дарья

+

-

-

-

-

  1. Пилипчук Вадим

+

-

-

-

-

  1. Романчук Леонид

+

+

+

+

+

  1. Саяпин Богдан

+

+

+

+

+

  1. Симонова Ирина

-

-

-

-

-

  1. Юдин Филипп

-

-

-

-

-






Дата проведения: декабрь 2013 года.

Класс: 6Б

Количество учащихся: 22 человека


Фамилия, имя

пример №1

пример №2

пример №3

пример №4

пример №5

  1. Богомаз Семён


+

+

+

+

+

  1. Власенко Максим


+

+

-

-

-

  1. Волканов Кирилл


+

+

-

-

-

  1. Волканова Кристина


+

+

+

-

-

  1. Геращенко Данил


+

-

+

-

-

  1. Геращенко Кирилл


+

-

-

-

-

  1. Данько Кира


+

+

+

+

+

  1. Еретнов Глеб


+

+

+

+

+

  1. Кушнарёв Владимир


-

-

-

-

-

  1. Кулагин Владислав


+

+

-

-

-

  1. Киселёв Роман

+

+

+

+

+

  1. Малышева Анастасия

+

+

-

-

-

  1. Морозов Дмитрий

+

+

-

-

-

  1. Мухортова Ангелина

+

+

-

-

-

  1. Науменко Павел

+

+

+

+

+

  1. Остапенко Анастасия

-

-

-

-

-

  1. Решетова Виктория

+

+

-

-

-

  1. Селивёрова Милана

+

+

+

-

+

  1. Сергиенко Владислав

+

+

+

+

+

  1. Тимофеева Олеся

+

+

-

-

-

  1. Шинкевич Виктория

+

-

-

-

-

  1. Шкапов Никита

-

-

-

-

-

Дата проведения: январь 2014 года.

Класс: 6Б

Количество учащихся: 22 человека


Фамилия, имя

пример №1

пример №2

пример №3

пример №4

пример №5

  1. Богомаз Семён


+

+

+

+

+

  1. Власенко Максим


+

+

+

+

+

  1. Волканов Кирилл


+

+

+

+

+

  1. Волканова Кристина


+

+

+

+

+

  1. Геращенко Данил


+

+

+

+

+

  1. Геращенко Кирилл


+

+

+

-

-

  1. Данько Кира


+

+

+

+

+

  1. Еретнов Глеб


+

+

+

+

+

  1. Кушнарёв Владимир


-

-

-

-

-

  1. Кулагин Владислав


+

+

+

+

+

  1. Киселёв Роман

+

+

+

+

+

  1. Малышева Анастасия

+

+

+

+

+

  1. Морозов Дмитрий

+

+

+

+

+

  1. Мухортова Ангелина

+

+

+

+

+

  1. Науменко Павел

+

+

+

+

+

  1. Остапенко Анастасия

+

+

+

-

-

  1. Решетова Виктория

+

+

+

+

+

  1. Селивёрова Милана

+

+

+

+

+

  1. Сергиенко Владислав

+

+

+

+

+

  1. Тимофеева Олеся

+

+

+

+

+

  1. Шинкевич Виктория

+

+

+

+

+

  1. Шкапов Никита

-

-

-

-

-

Дата проведения: декабрь 2013 года.

Класс: 6В

Количество учащихся: 19 человек


Фамилия, имя

пример №1

пример №2

пример №3

пример №4

пример №5

  1. Алексеев Виктор


-

-

-

-

-

  1. Бакланов Максим


+

+

-

-

-

  1. Вайтовский Александр


+

+

+

-

-

  1. Василец Екатерина


-

-

-

-

-

  1. Варжавинова Ирина


+

+

-

-

-

  1. Горенюк Яна


+

+

+

+

+

  1. Голубев Сергей


+

+

+

+

+

  1. Еньшин Виктор


+

+

-

-

-

  1. Киселёв Максим


+

+

-

-

-

  1. Корш Максим


-

-

-

-

-

  1. Корякин Никита

+

+

+

-

-

  1. Нетреба Альбина

+

+

-

-

-

  1. Петрашов Евгений

+

+

-

-

-

  1. Попова Елизавета

+

-

-

-

-

  1. Пономарёв Никита

+

+

+

+

+

  1. Семёнов Николай

+

+

-

-

-

  1. Филиппова Светлана

+

+

+

+

+

  1. Зиновьев Александр

-

-

-

-

-

  1. Горина Наталья

+

+

-

-

-









Дата проведения: январьрь 2014 года.

Класс: 6В

Количество учащихся: 19 человек


Фамилия, имя

пример №1

пример №2

пример №3

пример №4

пример №5

  1. Алексеев Виктор


-

-

-

-

-

  1. Бакланов Максим


+

+

-

-

-

  1. Вайтовский Александр


+

+

+

-

-

  1. Василец Екатерина


-

-

-

-

-

  1. Варжавинова Ирина


+

+

+

+

+

  1. Горенюк Яна


+

+

+

+

+

  1. Голубев Сергей


+

+

+

+

+

  1. Еньшин Виктор


+

+

+

+

+

  1. Киселёв Максим


+

+

+

+

+

  1. Корш Максим


-

-

-

-

-

  1. Корякин Никита

+

+

+

+

+

  1. Нетреба Альбина

+

+

-

-

-

  1. Петрашов Евгений

+

+

-

-

-

  1. Попова Елизавета

+

-

-

-

-

  1. Пономарёв Никита

+

+

+

+

+

  1. Семёнов Николай

+

+

-

-

-

  1. Филиппова Светлана

+

+

+

+

+

  1. Зиновьев Александр

-

-

-

-

-

  1. Горина Наталья

+

+

+

+

+





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа: "Нестандартные способы вычисления".

Автор: Лебедева Людмила Борисовна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "исследовательская работа по математике "Интересные методы быстрого счета""
    ["seo_title"] => string(83) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-matiematikie-intieriesnyie-mietody-bystrogho-schieta"
    ["file_id"] => string(6) "248253"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446704497"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "ОТЧЕТ О РАБОТЕ  учителя математики  I квалификационной  категории Королюк Светланы Викентьевны за   2014/2015 уч.г. "
    ["seo_title"] => string(125) "otchiet-o-rabotie-uchitielia-matiematiki-i-kvalifikatsionnoi-katieghorii-koroliuk-svietlany-vikient-ievny-za-2014-2015-uch-gh"
    ["file_id"] => string(6) "216612"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433079712"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Вычислительные навыки "
    ["seo_title"] => string(24) "vychislitiel-nyie-navyki"
    ["file_id"] => string(6) "175271"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424255874"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415283395"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Планета Знаний. Рабочая программа по математике, 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "planieta-znanii-rabochaia-proghramma-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294797"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455721699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства