Использование проектной деятельности в образовательном процессе как метод экологического воспитания.
Использование проектной деятельности в образовательном процессе как метод экологического воспитания.
Данный проект направлен на развитие исследовательской деятельности детей, которая дает возможность развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение работать с информацией, сравнивать и сопоставлять.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности в образовательном процессе как метод экологического воспитания.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.МУРМАНСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»
Использование проектной деятельности в образовательном процессе как метод экологического воспитания.
Выполнила: Половинко Татьяна Валерьевна
Должность: Воспитатель
Мурманск 2015
1.Особенности реализации метода проектной деятельности в начальной школе.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей (Горохова Г.Н.).
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни (Горохова Г.Н.).
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи (Жакулина И.В.).
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований (Цветкова И.В. 2005):
-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.
В проектной деятельности учащихся начальной школы выделяется несколько этапов , соответствующих структуре учебной деятельности. На первом этапе учитель заявляет о цели проекта и создает положительный мотивационный настрой. Второй этап - подготовительный: определяются задачи проекта, составляется план действий, устанавливаются критерии оценки результатов, согласовываются способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности). Третий этап - информационно-операционный: учащиеся собирают материал, работают с литературой, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сообщает необходимую информацию. Четвертый, заключительный этап — рефлексивно-оценочный; учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют устную и фиксированную самооценку (Цветкова И.В. 2005).
Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Однако, с точки зрения А. Б. Воронцова, это либо, простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д., либо, механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы.
Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи. Решение дидактических проектных задач в начальных классах не нацелено на получение объективно новых результатов, и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден… чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор». Главным компонентом проектной деятельности в начальной школе должен быть интеллектуальный поиск.
Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи младшим школьником. Главное отличие учебных проектов от профессиональных – они должны быть сугубо дидактическими – «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний умений и навыков». В начальной школе проектная деятельность это, прежде всего, вид учебной деятельности (Горохова Г.Н.).
2. Экологический проект «Птицы нашего города».
Пояснительная записка.
Данный проект направлен на развитие исследовательской деятельности детей, которая дает возможность развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение работать с информацией, сравнивать и сопоставлять. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.
Проект реализован для учащихся первых классов, так как, просмотрев содержание учебного курса в разделе «Как, откуда и куда?» я нашли тему «Как зимой помочь птицам».
Продолжительность проекта: краткосрочный, 10 дней, начало декабря.
Участники проекта: ученики 1-го класса, родители, учитель.
Цель проекта:расширить и обобщить представления о зимующих птицах в нашем городе.
Задачи:
Образовательные
-систематизировать и закрепить имеющиеся знания младших школьников о птицах нашего города;
-пронаблюдать за повадками пернатых в парке нашего города;
Воспитательные
-воспитывать разумное, бережное отношение к природе;
Развивающие
-развивать коммуникативные способности.
Проект состоит из трех этапов:
-подготовительный
-основной
-заключительный
Таблица№1. Содержание проекта
Этапы проекта
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Содержание работы
1.Подготови-тельный
1.Учитель на уроке « Как зимой помочь птицам» сообщает тему проекта;
2. Беседа о том, что зимой птицам голодно и холодно, как им можно помочь;
3. Информирует об этапах проекта и оценкой каждого этапа;
5.Организационные моменты, как будет проходить защита проекта.
Внимательно слушают учителя.
Цель проекта: Расширить и обобщить представления о зимующих птицах в нашем городе.
Задания:
- Научиться различать птиц, зимующих в нашем городе;
- Сделать кормушку для зимующих птиц (домашнее задание); - Наблюдать за птицами у кормушек;
- Подобрать корм для птиц;
- На основе наблюдений сделать вывод о зимующих птицах.
2.Основной
1.Рассказывает на уроке, какие птицы встречаются в нашем городе зимой, по каким признакам их можно отличить, рассказ сопровождает презентацией с картинками птиц;
2.Рассказывает о видах кормушках, которые можно сделать из подручного материала;
3.На наглядном примере показывает, как правильно оформить дневник наблюдений;
4.Вместе с учениками в течение пяти дней, после уроков, наблюдает за птицами;
1.Дети на уроке записывают в тетрадь название птиц и их характерные признаки;
2. Оформляют на уроке дневник наблюдений;
3. Дома вместе с родителями изготавливают кормушку для птиц;
4. В течение пяти дней, после уроков, наблюдают за птицами вместе с учителем;
5.Дома ведут записи в дневник.
В нашем городе Мурманск рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, вороны, синицы, сороки.
Воробьи - длина тела до 16 см, масса 23—35 г. Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, крылья с желтовато-белой полосой.
Голуби - длина тела 29—36 см, размах крыльев 50—67 см, вес 265—380 г, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди.
Вороны – оперение чёрное с зелёными или фиолетовыми отблесками. Клюв, лапы и стопы тоже чёрные
Сороки - черно-белое оперение и необычно длинный хвост, голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным отливом, живот и плечи белые.
Синицы - длина 13—17 см, масса 14—21 г., имеет довольно яркое оперение, выделяется, прежде всего ярко-жёлтым брюшком с «галстуком». Верх головы, чёрный с синим металлическим блеском. Щёки белые.
3.Заключительный этап
1. После последней экскурсии дети возвращаются в класс, и учитель задает им вопросы;
2. Помогает детям сформулировать вывод о зимующих птицах.
1.Ученики отвечают на вопросы и записывают вывод, сдают учителю для оценивания работ;
2.Делятся своими впечатлениями о проделанной работе.
1. В какое время дня птиц было больше у кормушки?
Больше всего птиц у кормушки было днем.
2.При какой погоде птиц у кормушки больше?
Птиц больше было при погоде без осадков.
3.Какие птицы чаще прилетают к кормушке?
Голуби и воробьи чаще всего прилетали к кормушке.
4.Как вы думаете, отчего зависит время пребывания птиц у кормушки?
Это зависит от еды и погоды.
5.Какие особенности поведения разных птиц у кормушек вы заметили?
Когда мы положили в кормушку семена , вороны не стали их есть. Воробьи боятся голубей, поэтому улетают от кормушки. Сороки очень быстро едят хлебные крошки, любят сало. Воробьи очень медленно едят крупу.
Вывод: Сначала к кормушке птицы прилетали с опаской. Потом стало больше. В основном у кормушки были воробьи, сороки и иногда прилетали голуби. Все птицы хорошо ели хлебные крошки, ягоды, семечки. А вот семена арбуза птицы ели плохо.
После проверки работ учитель озвучивает отметки учащихся.
Таблица№2. Пример оформления дневника наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке.
Дата и время
Погодные условия
Корм для птиц
Прилетевшие птицы (название и количество)
Особенности поведения птиц
01.12.14
18.00
облачно
Крошки хлеба
----
----
02.12.14 16.00
снег
Пшено
3 вороны
Летают с опаской
03.12.14 16.00
облачно
Семечки
11 воробьев
3 голубя
Берут по одному семечку
04.12.14
15.45
облачно
Хлеб, сало
12 воробьев
Слетелись быстро
05.12.14
15.00
облачно
Каша гречневая
9 воробьёв,
4 сороки
Ели медленно
Заключение
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
Список литературы
1. Богданец Т.П. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. – 2005.-№10. –С.58-62.
2. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию // Начальная школа. -2007. -№12. –С. 63-67.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. - М.: «Академия», 2003. - 315 с.
5. Жакулина И.В. Проектная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] / Жакулина И.В. –Режим доступа: http://www.nachalka.com/proekty (Дата обращения: 26.11.15)
6. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. - М.: Перемена, 1996. -123с.
7. Петросова Р.А., Голов В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.: «Академия», 2007. – 245с.
8. Лихачев Б.Т., Социология воспитания и образования. – М.: Владос, 2010. – 95с.
9. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Учебник для 3-го класса часть 1.[Текст] / А.А.Плешаков- М.: Просвещение , 2012. -173с.
10. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Учебник для 3-го класса часть 2. - М.: Просвещение , 2012. -173с.
11. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 1-го класса часть 1. - М.: Просвещение, 2012. –141с.
12. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник для 2-го класса часть 2. - М.: Просвещение, 2012. –141с.
13. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.: Просвещение, 2003. - 167с.
14.Салеева, Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М.: «Гном», 2003.
15. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа.- 1998.- №6. – С. 17-20.
16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль.: Академия развития, 2005. - 223 с.
17. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас // Начальная школа плюс и минус. - 2000. - №8. –С. 14-28.
18. Шептуховский М.В. Образ природы у младших школьников // Народное образование. – 2005.-№9. –С. 138-145.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(246) "Статья Из опыта работы по теме «Реализация идей экологического образования в дошкольной организации через разные виды деятельности»"
["seo_title"] => string(80) "stat_ia_iz_opyta_raboty_po_tiemie_riealizatsiia_idiei_ekologhichieskogho_obrazov"
["file_id"] => string(6) "387636"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1486204418"
}
}