Использование технологий инклюзивного образования.
Использование технологий инклюзивного образования.
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное обучение позволяет ребенку:
Ø Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
Ø Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;
Ø Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
Главный принцип инклюзивного образования:
«не ребенок подгоняется под существующие в ОУ условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.» Б.Шоу
Принципы инклюзивного образования:
1) принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивное обучение позволяет ребенку:
Ø Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
Ø Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;
Ø Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают ИТ.
При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ИНКЛЮЗИВНОЕ (включающее) ОБРАЗОВАНИЕ - это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Инклюзивное обучение позволяет ребенку:
Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;
Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
Главный принцип инклюзивного образования:
«не ребенок подгоняется под существующие в ОУ условия и нормы, а, наоборот , вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.» Б.Шоу
Принципы инклюзивного образования:
принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Инклюзивное обучение позволяет ребенку:
Накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
Найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект;
Не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.
Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают ИТ.
При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Вариант схемы плана-конспекта урока в инклюзивном классе
Дозировка времени
на каждый вид деятельности
Оргмомент
1-2 мин.
Работа с учителем. (описание деятельности учащихся с предварительными заданиями).
10 мин.
Самостоятельная работа учащихся.
15 мин
Работа с учителем.
15 мин
Физминутка – работают учащиеся всего класса
Работа с терминами – дети работают, самостоятельно собирают пазлы, работают с терминами из текста, их записывают, дают определение. В это время учитель работает вместе с детьми, потом объясняет новую тему.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образовательными потребностями. Если тема общая (Повторение изученного в 4 классе «Природа и человек» или «Влияние человека на природу»), то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Потом идет закрепление изученного материала. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале.
Другой вариант урока - учитель может приступить к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам работать индивидуальные задания самостоятельно, а в это время объяснит более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
Каждое задание. Которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц
Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем
Письменные задания:
Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя
Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке)
Проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.