Интегрированное занятие "В гостях у сказки" разработано в рамках городской проблемно-методической площадки "Интеграция общего и дополнительного образования как средство создания единого образовательного пространства для реализации ФГОС второго поколения". Занятие проводилось с первоклассниками. Ребята узнали много интересного о театре,познакомились с новыми терминами, повторили правила поведения в общественных местах. Затем выполняли практическую часть. Изготовили пальчиковые куклы к сказке "Теремок", затем эта сказка была разыграна детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Интегрированное занятие
«В гостях у сказки»
Авторы:
Викина Оксана Владимировна учитель
начальных классов,
МОУ ООШ №7
Недашковская Екатерина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «ЦВР»
г. Оленегорск
2014 год
Тема: В гостях у сказки. Инсценировка сказки «Теремок».
Цель: Научить изготавливать куклы для пальчикового театра и применять их в постановке сказки «Теремок»
Задачи:
1. Углубление знаний о театре, обогащение активного словаря, формирование умений и навыков создания кукол по шаблону.
2. Привитие интереса к народному творчеству.
3. Развитие творческих способностей, произвольного внимания, зрительной памяти, тонкой моторики.
4. Воспитание любви к животным.
5. Формирование культуры поведения в общественных местах.
Формы и методы:
- словесные,
- наглядные;
- игровая деятельность;
- практическая работа.
Оборудование: столы, парты, декорации к сказке, презентация к занятию, ноутбук, проектор, рисунки с изображением сказочных героев, экран.
Материалы и инструменты: карточки- задания, карточки с новыми терминами, сигнальные карточки для самооценки, мягкие игрушки для демонстрации (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), зонт, картон, бумага, клей, карандаши, фломастеры, ножницы, дырокол.
Ход занятия
1. Вводная часть.(Создание мотива для деятельности детей)
Учитель:
Здравствуйте, ребята, гости!!!
Учитель (обращаясь к гостям):
В нашем городе есть школа,
Здесь много умненьких ребят.
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям!
Ребята, поздоровайтесь с гостями!
(Психогимнастика)
А сейчас, чтобы настроиться на работу, давайте поприветствуем друг друга.
Повернитесь вы друг к другу.
Улыбнитесь вы друг другу.
Повернитесь влево, вправо.
Дружно крикнули «Ура!».
Новое занятие начать пора.
2. Основная часть
(В кабинете - выставка картин с изображением персонажей сказок и литературных произведений.
Учитель:
Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает украдкой свечу,
Долгожданная встреча настала, вас в театр пригласить я хочу.
Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и мечта,
Это драмы, комедии, сказки,
Это праздник души без конца.
- Дети, как вы думаете, куда мы с вами пришли? (в театр)
Да это театр!
Сегодня мне хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Вы знаете, что вход в театр возможен по билетам, которые покупают в кассе театра. Сегодня я буду кассиром и раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места за столами, как в театре, соответственно своему номеру билета. За каждым столом 2 места.
Занимайте свои места, устраивайтесь удобнее.
(На столах прикреплены номера, дети занимают места за столами, таким образом, они делятся на пары).
Дети, постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Посовещайтесь с соседом, просигнализируйте мне о готовности поднятием рук, сцепленных между собой.
(Дети рассказывают, что они знают о театре: там есть сцена, зрительный зал, продают билеты, выступают артисты и т.д. )
- А какие театры вы знаете? (ответы детей сопровождаются картинками кукольного театра, театра оперы и балета, драматического, настольного, пальчикового театра).
- Чтобы стать артистами, работниками театра, нам необходимо выполнить следующее задание. Из набора слов, написанных на карточках, выбрать те, которые относятся к театру (пенал, артист, сцена, репетиция, мороз, антракт, художник, тетрадь, аплодисменты, декорация, премьера).
(После выполнения задания проводится опрос).
- Почему данные слова относятся к театру? (карточки с новыми словами прикрепляются на доску: репетиция, премьера, антракт, аплодисменты).
Нам сейчас необходимо будет выяснить, что обозначают эти слова.
Репетиция: предварительное исполнение спектакля, представления, какого-нибудь зрелищного мероприятия, парада.
Премьера: означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино.
Режиссёр: художественный руководитель спектакля, кинофильма, радиопередачи и т.п.; постановщик.
Антракт: перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.
Аплодисменты: рукоплескание в знак одобрения.
(После выполнения задания проводится проверка).
- Что такое репетиция?
- Что такое премьера?
- Что обозначает слово антракт?
- А аплодисменты?
(Физминутка).
Буратино предлагает отдохнуть – сделать антракт.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл -
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
В театре наблюдается большое разнообразие профессий - это и художники, и актёры, и композиторы, и костюмеры. Постарайтесь, пожалуйста, определить роль каждого из них.
Художники рисуют, как украсить сцену, придумывают декорации.
Композитор пишет музыку для спектакля, с музыкой смотреть спектакль интересней.
Любой спектакль начинается с того, что автор придумывает пьесу, актеры получают роли, много репетируют, чтобы зрителям понравилось в театре.
Перед спектаклем костюмер помогает артисту нарядиться, одеть костюм. Пополните свой конвертик «камушком знаний».
Театр - это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?
Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.
Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.
Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.
В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».
В зале, где артисты выступают,
Не жуют.
Фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.
Вы узнали правила поведения в театре.Постарайтесь их всегда соблюдать.
Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы!
(В руках у одного из присутствующих педагогов - красный мешочек, внутри которого находятся игрушки – герои из сказки, он обращается к детям).
Дети! По дорожке мы шли да мешочек нашли. А мешочек не простой, он волшебный – вот какой!
- Молодцы, детки! Все загадки отгадали, вот сколько игрушек подарил нам волшебный мешочек!
(звучит волшебная, сказочная музыка).
О ком вы сейчас говорили?
Дети: Это дикие животные.
Учитель: Почему их так называют?
Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Учитель: А каких диких животных вы знаете? Кого еще можно встретить в лесу? Вы, наверное, догадались о ком сегодня пойдет речь?
Детки, тише, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса...
Сказка спряталась пока!
Не грусти, улыбнись,
Сказка дарит вам сюрприз!
Я предлагаю вам сегодня побывать в роли актёров и с помощью пальчиковых кукол сыграть эту сказку.
(Учитель дотрагивается волшебной палочкой до игрушек и говорит):
Сказка, сказка, приходи, и игрушки оживи!
Где ты, сказка? Покажись!
И ребятам отзовись!
Не отзывается, не приходит. Почему же? Не можем её сыграть, т. к. нет сказочных героев.
Что же делать?
Давайте сделаем куклы из бумаги и затем разыграем маленький спектакль.
Практическая часть
Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами приступим к очень интересной части нашего занятия. Мы сами изготовим героев нашей сказки. Я раздам вам волшебные конвертики, в которых есть шаблоны, по которым мы изготовим героев сказки. Но прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила безопасного труда. Что вы знаете о материалах и инструментах, как мы должны с ними обращаться?
(Дети рассказывают о ножницах, клее, бумаге)
Педагог: Молодцы! Как вы хорошо отвечали.
А сейчас можно приступать к работе, к созданию кукол пальчикового театра. Познакомьтесь, пожалуйста, с содержимым вашего конверта. Разложите шаблоны по очередности изготовления. Первая заготовка - прямоугольник для изготовления трубочки на пальчик, вторая - мордочка зверя и элементы для ее украшения и последняя - туловище или костюм.
Приступим к работе.
Примерим на указательный пальчик свернутую в трубочку заготовку, отметим карандашом место склеивания и склеим ее.
(Дети выполняют первое задание)
Молодцы! Все справились. Приступим к следующему этапу работы - изготовлению мордочки. Обводим по шаблону мордочку героя и вырезаем ее. Далее вырезаем элементы украшения – накладку на мордочку, глаза,носик.
(Дети выполняют второе задание)
Переходим к изготовлению туловища или костюма для героя. Обводим по шаблону туловище и вырезаем его.
(Дети выполняют третье задание)
Молодцы, и с этим заданием все справились.
А теперь соединим все детали вместе. Сначала приклеим голову куклы к костюму или туловищу, а затем готовую куклу к трубочке на пальчик.
Вот и готовы наши куклы, герои сказки. Давайте представимся нашим гостям.
Чтобы каждый красиво сыграл свою роль, я предлагаю сделать гимнастику для рук.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Ну а этот уж заснул.
Тише, братцы, не шумите,
Братиков не разбудите.
Встали пальчики – ура!
Нам играть уже пора.
Учитель: Артистом стать нелегко. Для этого надо изменять голос, говорить красиво, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться.
Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». У меня в руках кубик, на сторонах которого изображены различные фрукты и овощи. Нужно на лице изобразить вкус выпавшего фрукта или овоща (кислый, горький, сладкий, кислый).
А теперь - игра «Мимический веер». На экране я вам показываю выражение лица, с которым надо произнести фразу «У нас гости» (испуганно, радостно, сердито и т.д.).
Давайте на мгновение закроем глаза и позовем сказку такими словами: Где ты, сказка, покажись. И ребятам отзовись!
(Дети закрывают глаза, в это время учитель ставит на стол теремок и декорации к нему).
Учитель:
Сказку дети очень ждали.
Сказку дети в гости звали?
Сказка здесь уже, друзья.
Сказка вновь пришла сюда!
А как называется она?
Дети: Теремок!
(герои сказки садятся к детям на стулья)
Учитель: Русская народная сказка «Теремок».
(В зале стоит теремок, около теремка заборчик,
вблизи елочки, березка. Выходит учитель под зонтиком.)
Учитель:
Промчалось лето красное.
Настали дни ненастные.
Нет, сыровато под дождем, (показывает на теремок)
А вот сухой отличный дом.
Он, право слово, не плохой.
Но до сих пор стоит пустой.
Ему хозяин очень нужен...
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
(Все дружно строят теремок под веселую музыку).
Учитель:
И новый теремок на диво построят быстро и красиво!
Да станут жить, да поживать, прохожих в гости зазывать!!!
Артистами ребята побывали! И сказку, вы, ребята, показали!
Артисты и зрители - все были хороши!
Похлопаем друг другу от души!!!
Заключительная часть
Учитель: Что вы, ребята, узнали нового на занятии? Чем бы вы поделились со своими друзьями?
Существует много разных театров, в которых мы еще не были: театр теней, зверей, марионеток.
В театре есть много интересных профессий: художник, костюмер, осветитель, режиссер, рабочий сцены.
Прежде, чем зрители увидят спектакль, его долго репетируют.
Первая постановка называется премьера.
Руководит спектаклем режиссер.
Мы познакомились еще с одним новым словом – аплодисменты. Этим обычно заканчивается интересный спектакль в театре, если он понравился зрителям. Хочется верить, что ваши аплодисменты относятся и к нашему занятию.
Ребята, просим вас закончить предложение:
(начала фраз учитель и педагог произносят поочередно)