Метод обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер).
В определении понятия «метод обучения» главное — способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях преподавателя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения»
Выступление на «Школе педагогического мастерства»
Преподаватель Солоимова И.Н.
Тема: «Характеристика и классификация инновационных технологий обучения»
1. Понятие о методах обучения и их классификация
Метод обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер).
В определении понятия «метод обучения» главное — способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях преподавателя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов).
Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели.
Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.
ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ (Перовский Е.И. , Верзилин Н.М.)
Словесные Наглядные: Практические
Словесные:
Наглядные:
Практические:
- рассказ
- лекция
- беседа
- дискуссия
- демонстрация
- иллюстрация
- упражнение
- лабораторная работа
- практическая работа
2. ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Скаткин М.Н., ЛернерИ.Я.)
• объяснительно- иллюстративный (репродуктивный)
• проблемное изложение
• частично-поисковый (эвристический)
• исследовательский
3. ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ( Данилов А.М., Есипов Б.П.)
• методы изучения новых знаний
• методы закрепления знаний
• методы контроля.
4. ПО МЕСТУ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.К. Бабанский)
исходя из структуры деятельности, в ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Он выделил три группы методов по их месту в структуре обучения:
• методы организации и осуществления учебной деятельности;
• методы ее стимулирования и мотивации;
• методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
5. ПО УРОВНЮ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ (Голант Е.Я)
• Пассивные (рассказ, лекция, демонстрация)
• Активные (работа с книгой, лаборт. Работа и др)
6. ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ И ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Онищук В.А.)
• Коммуникативный метод (изложение, беседа, работа с текстом и др.)
В каждой группе имеется совокупность методов. Так, в 1-ой группе помещены методы по названным выше классификациям. Во 2-й; группе — методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры. В 3-й группе — методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Ниже характеризованы основные методы обучения.
2. Методы обучения по источнику знаний
А) Словесные методы
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.
Рассказ – это сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах. У нас редко.
Лекция — систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика учебной лекции требует, чтобы преподаватель руководил записями студентов , их работой в ходе лекции.
Беседа — подача информации в виде диалога преподавателя со студентами по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической).Преподаватель ведет студентов к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.
Дискуссия — обсуждение проблемы в виде высказываний студентов, руководимое преподавателем (обычно в старших классах).
Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм — засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
Б) Наглядные методы
Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
К наглядным методам относятся:
иллюстрация — показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического);
демонстрация — показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.
Применение наглядных методов сочетается со словесными, что основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функции наглядных методов:
• обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем;
• создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.
Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.
В) Практические методы
Источником знания является практическая деятельность студентов. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы.
Упражнение — многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.
Лабораторная работа — проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики, химии, биологии и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.
Практическая работа — выполнение практических манипуляций, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках и пр.
Цель практических работ — применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.
Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными. Преобладание методов одной из этих групп снижает эффект обучения. «Обучение через делание» (Д. Дьюи) привело в США к снижению уровня образования.
3. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
В этой классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом — метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод — лекцию, демонстрацию, лабораторную работу - можно построить традиционно и проблемно.
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает знания, а студент воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что преподаватель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.
Проблемное изложение заключается в том, что преподаватель ставит проблему, показывает путь ее решения, а студент усваивает логику решения.
Частично-поисковый метод включает студентов в решение проблемы, поставленной преподавателем , на отдельных этапах.
Исследовательский метод предполагает, что студенты под руководством преподавателя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.
4. Выбор методов обучения
Выбор методов обучения осуществляется преподавателем на основе дидактических и методических знаний. Наблюдается три подхода к определению методов обучения на уроке (теме).
1. Стереотипное решение — преподаватель действует по сложившимся в его
практике привычкам.
2. Решение путем проб и ошибок — выбор не обоснован научно.
3. Оптимизированное решение — опираясь на научные знания, преподаватель руководствуется критериями выбора методов (или условиями).
Критерии требуют, чтобы методы были адекватны:
Закономерностям и принципам обучения, которые вытекают из них.
Целям и содержанию обучения,
Содержанию и методам определённой науки вообще и предмета и темы в частности.
Возможностям студентов ( возраст, уровень подготовки, познавательные возможности, особенности коллектива, отношение к данному предмету и преподавателю).
Внешним условиям (материальная база: наглядность, дидактический материал, компьютеры, видеофильмы, программы и др.).
Выбор методов обучения является делом творческим, но основанным на знании теории обучения.
5. Активные и интенсивные методы обучения
В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.
Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике. Болгарский ученый Г. Лозанов создал направление в педагогике — суггестопедию — обучение посредством внушения, использования скрытых возможностей обучаемых. Эти методы пока мало разработаны в дидактике средней школы. Ниже описаны некоторые из них.
5.1. Метод дидактических игр
Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры — моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.
Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе — деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра «Пруд» — диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.
Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества". Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры (КВН и пр.). Вот примеры некоторых.
Дидактическая игра-конкурс
«Аукцион знаний» проходит в школе № 825 г. Москвы. Урок повторения темы проводится как аукцион. Например, в 7 кл. по теме «Киевская Русь периода феодализма». Сюжет: с аукциона «продают» шапку Мономаха, погребальную маску Святослава, русскую избу и другое (копии, сделанные учениками). «Покупает» тот, кто больше и глубже знает о предмете продажи. «Торг» ведут группы учащихся по 5—6 человек, которые готовятся, глубоко изучая тему. Каждый член группы узнает об 1—2 предметах, обмениваясь знаниями с другими, чтобы происходило взаимообогащение и сотрудничество. Аукцион ведет учитель, ему помогают старшеклассники как эксперты. Результаты: интерес к познавательной деятельности, ее активизация, умение самостоятельно учиться, сотрудничать в ходе учебы.
Творческая учеба
Творческая учеба (ТУ) в школе № 825 г. Москвы: регулярные воскресные встречи по «коммунарской методике» проведения коллективного творческого дела (КТД). Встреча состоит из двух частей, познавательной и творческой. Первая часть — встреча с интересными людьми, познавательные рассказы в какой-либо области. Вторая часть — КТД, познавательная игра. Например, «защита» времени года (1—4 кл.). Ученики делятся на разновозрастные отряды, равные по силам и «защищают» свое время года: стихи, рассказы, сцены и т.п.
«День веселых друзей». Игра-путешествие в страну веселых друзей, заседание клуба почемучек, веселые старты (1—3 кл.). Путешествие в Читай-город (1—3 кл.). Азбука человеческих знаний (4—5 кл.). Заседание ученого совета (старшеклассники) на тему «Наука и молодежь».
Результаты: развитие интереса к знаниям, формирование умений добывать знания, воспитание коллективизма и пр.
5.2. Обучение по алгоритму
Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне. Пример. Алгоритм действий по распознаванию видов простых предложений. При анализе предложений ученик должен последовательно отвечать на вопросы.
1. Есть ли в предложении подлежащее?
ДА
2. Есть ли сказуемое?
I ДА вывод:
предложение двусоставное
НЕТ
вывод: предложение односоставное назывное
НЕТ
2. Не выражено ли сказуемое глаголом 1 и 2 лица?
I
ДА
вывод:
предложение односоставное определенно-личное
НЕТ
3. Не выражено ли сказуемое глаголом 3 лица множ. числа или прошедшим врем. множ. числа?
ДА-----------------
вывод: предложение односоставное неопределенно-личное
НЕТ
(далее аналогичное рассуждение)
6. Методы науки в качестве учебных методов
Дидактика в последние годы обогащает состав методов обучения, трансформируя методы научного исследования в методы обучения, что расширяет возможности учебного процесса. Вот примеры.
6.1. Мозговая атака
Метод научного исследования — мозговая атака — может использоваться как метод обучения. Характеристика метода. Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10—30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки(штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение
участникам.
В школе метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, пленке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности. 13.6.2.
Внеконтекстные операции с понятиями
Научный метод оперирования с понятиями можно использовать как учебный. Ниже это показано на материале педагогики, но аналогичное можно делать в школе по основным предметам.
Научные знания (в отличие от бытовых) отражены в понятиях. Знание понятий говорит об усвоении основ науки. Обучающиеся обычно излагают педагогику в описательной форме, на уровне здравого смысла. Во избежание этого следует анализировать педагогические явления в терминах науки, мыслить понятиями. Работа с педагогическими понятиями развивает понятийное, абстрактное, научное мышление, освобождает от бытового пересказа. Для овладения предметом выделены пять операций с понятиями.
1. Узнавание термина — отнесение его к определенной области знания. Пример: треугольник — геометрия, урок — дидактика.
2. Определение понятия — отнесение его к роду предметов и указание существенных признаков. Пример: урок — форма обучения с постоянным составом
учащихся... и пр.
3. Раскрытие объема и содержания понятия. Объем — перечень классов предметов, отраженных понятием
Содержание — характеристика главных признаков. Пример: типы уроков и их структура.
4. Установление связей данного понятия с другими по принципу ниже, выше, рядом и отдельно стоящее понятие. Пример:
-------------ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ -1----------1
урок экскурсия факультатив
I
типы уроков___________________
комбинированный повторения ........
5. Практическая интерпретация понятия — раскрытие практических действий, отражаемых понятием. Пример: подготовка к уроку, требования к уроку и пр.
Как можно было заметить, в данном пособии в контрольных заданиях используются упражнения с понятиями, что должно способствовать формированию понятийного, научного мышления в педагогике. В настоящее время почти все школьные учебники содержат словарь терминов по предмету, что говорит о том, какое значение придается знанию научной терминологии.