kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Понятие о методах обучения и их классификация

Метод обучения — способ упорядоченной взаи­мосвязанной деятельности преподавателя и обучае­мых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятель­ность учащихся, ведущую, в свою очередь, к дости­жению целей обучения (И.Я. Лернер).

     В определении понятия «метод обучения» глав­ное — способ деятельности, который раскрывается как  система  действий,  ведущих  к  цели.   Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому пра­вильней   говорить   о   целях   и   действиях  преподавателя (преподавание)   и   о   целях   и   действиях  ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому неко­торые дидакты считают, что методам учителя соот­ветствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения»

Выступление на «Школе педагогического мастерства»

Преподаватель Солоимова И.Н.

Тема: «Характеристика и классификация инновационных технологий обучения»

1. Понятие о методах обучения и их классификация

Метод обучения — способ упорядоченной взаи­мосвязанной деятельности преподавателя и обучае­мых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятель­ность учащихся, ведущую, в свою очередь, к дости­жению целей обучения (И.Я. Лернер).

В определении понятия «метод обучения» глав­ное — способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому пра­вильней говорить о целях и действиях преподавателя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому неко­торые дидакты считают, что методам учителя соот­ветствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов).

Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее зна­чение, ибо определяет дидактические действия, опе­рации, ведущие к достижению цели.

Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного осно­вания для выделения всех методов. Поэтому есть не­сколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.


  1. ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ (Перовский Е.И. , Верзилин Н.М.)

Словесные Наглядные: Практические


Словесные:

Наглядные:

Практические:

- рассказ

- лекция

- беседа

- дискуссия

- демонстрация

- иллюстрация

- упражнение

- лабораторная работа

- практическая работа


2. ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Скаткин М.Н., ЛернерИ.Я.)

• объяснительно- иллюстративный (репродуктивный)

• проблемное изложение

• частично-поисковый (эвристический)

• исследовательский


3. ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ( Данилов А.М., Есипов Б.П.)

• методы изучения новых знаний

• методы закрепления знаний

• методы контроля.


4. ПО МЕСТУ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Ю.К. Бабанский)

исходя из структуры деятельности, в ней выде­лены элементы организации, регулирования, контроля. Он выделил три группы методов по их месту в структуре обу­чения:

• методы организации и осуществления учеб­ной деятельности;

• методы ее стимулирования и мо­тивации;

• методы контроля и самоконтроля за учеб­ной деятельностью.

5. ПО УРОВНЮ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ (Голант Е.Я)

• Пассивные (рассказ, лекция, демонстрация)

• Активные (работа с книгой, лаборт. Работа и др)

6. ПО ДИДАКТИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ И ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Онищук В.А.)

• Коммуникативный метод (изложение, беседа, работа с текстом и др.)

• Познавательный (наблюдение, моделирование, анализ)

• Преобразовательный (упражнение, практическая и производственная

деятельность)

• Систематизирующий (обобщающее изложение , беседа, заполнение

таблиц)

• Контрольный (контрольная работа, практические задания).

В каждой группе имеется совокупность методов. Так, в 1-ой группе помещены методы по названным выше классификациям. Во 2-й; группе — методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры. В 3-й группе — методы устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Ниже характеризованы основные методы обучения.

2. Методы обучения по источнику знаний

А) Словесные методы

Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.

Рассказ – это сообщение знаний в виде повествова­ния, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применя­ется в младших классах, реже в старших классах. У нас редко.

Лекция — систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика учебной лекции требует, чтобы преподаватель руководил за­писями студентов , их работой в ходе лекции.

Беседа — подача информации в виде диалога преподавателя со студентами по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, за­крепляющая, контрольная. Беседа может быть репро­дуктивной и поисковой (эвристической, сократиче­ской).Преподаватель ведет студентов к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия — обсуждение проблемы в виде выска­зываний студентов, руководимое преподавателем (обычно в старших классах).

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; форми­руют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познава­тельная активность. Недостатки: вербализм — засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.

Б) Наглядные методы

Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.

К наглядным методам относятся:

иллюстрация — показ и организация позна­вательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического);

демонстрация — показ динами­ческих моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

Применение наглядных методов сочетается со сло­весными, что основано на связи первой и второй сигналь­ной системы. Функции наглядных методов:

• обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем;

• создать условия для освоения существенных ха­рактеристик наблюдаемого явления, не ограни­чиваясь внешними, несущественными чертами.

Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию поня­тий, законов, теорий. Если этого не происходит, на­глядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.

В) Практические методы

Источником знания является практическая дея­тельность студентов. Она обеспечивает не только за­крепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам от­носятся следующие методы.

Упражнение — многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требо­вания к упражнению: уяснение учеником целей, опе­раций, результатов; исправление ошибок в выполне­нии; доведение выполнения до степени, гарантирую­щей устойчивые результаты.

Лабораторная работа — проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики, химии, биологии и т.п.) опы­тов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.

Практическая работа — выполнение практических манипуляций, изготовление предметов, про­дуктов, работа на пришкольных участках и пр.

Цель практических работ — применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.

Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными. Преобладание методов од­ной из этих групп снижает эффект обучения. «Обучение через делание» (Д. Дьюи) привело в США к снижению уровня образования.

3. Методы обучения по характеру познавательной деятельности

В этой классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом — метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод — лекцию, демонстрацию, лабораторную работу - можно построить традиционно и проблемно.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает знания, а студент восприни­мает, осознает, запоминает. Ему соответствует репро­дуктивный метод, который состоит в том, что преподаватель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает уме­ния.

Проблемное изложение заключается в том, что преподаватель ставит проблему, показывает путь ее решения, а студент усваивает логику решения.

Частично-поисковый метод включает студентов в решение проблемы, поставленной преподавателем , на отдельных этапах.

Исследовательский метод предполагает, что студенты под руководством преподавателя решают проблемы, органи­зуют эксперимент и используют другие средства учеб­ного поиска.

4. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения осуществляется преподавателем на основе дидактических и методических знаний. На­блюдается три подхода к определению методов обучения на уроке (теме).

1. Стереотипное решение — преподаватель действует по сложившимся в его

практике привычкам.

2. Решение путем проб и ошибок — выбор не обос­нован научно.

3. Оптимизированное решение — опираясь на на­учные знания, преподаватель руководствуется критериями выбора методов (или условиями).

Критерии требуют, чтобы методы бы­ли адекватны:

  1. Закономерностям и принципам обучения, которые вытекают из них.

  2. Целям и содержанию обучения,

  3. Содержанию и методам определённой науки вообще и предмета и темы в частности.

  4. Возможностям студентов ( возраст, уровень подготовки, познавательные возможности, особенности коллектива, отношение к данному предмету и преподавателю).

  5. Возможностям преподавателя (личные качества, педагогическое мастерство).

  6. Внешним условиям (материальная база: наглядность, дидактический материал, компьютеры, видеофильмы, программы и др.).


Выбор методов обучения является делом творче­ским, но основанным на знании теории обучения.











5. Активные и интенсивные методы обучения


В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей ак­тивизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчи­вом интересе к знанию, в самостоятельных разнооб­разных учебных действиях и пр. В традиционном про­цессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учи­тель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.

Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. По­следние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поиско­вый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных за­дач, обучение по алгоритму и др.

Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использова­нием активных методов. Активизация и интенсифика­ция обучения означает также опору на эмоции и под­сознание. С помощью приемов психологического тре­нинга активизируется восприятие, переработка, запо­минание и применение информации. Чаще это ис­пользуется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической пси­хологии, педагогике. Болгарский ученый Г. Лозанов создал направление в педагогике — суггестопедию — обучение посредством внушения, использования скры­тых возможностей обучаемых. Эти методы пока мало разработаны в дидактике средней школы. Ниже описа­ны некоторые из них.


5.1. Метод дидактических игр


Дидактическая игра имеет целью обучение, раз­витие и воспитание. Сущность обучающей игры — моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действитель­ность и операции участников, имитирующие реаль­ные действия.

Эта разновидность игр называется имитацион­ными играми (в науке, в производстве и высшей школе — деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и при­родными условиями, ископаемыми, с хозяйственны­ми и другими объектами. Требуется обосновать раз­мещение новых промышленных объектов и спрогно­зировать их развитие. Есть игра «Пруд» — диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.

Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется от­ношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к уче­нию; формирует коммуникативные качества". Огра­ничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные иг­ры (КВН и пр.). Вот примеры некоторых.

Дидактическая игра-конкурс


«Аукцион знаний» проходит в школе № 825 г. Москвы. Урок повторения темы проводится как аукцион. Например, в 7 кл. по теме «Киевская Русь периода феодализма». Сюжет: с аукциона «продают» шапку Мономаха, погребальную маску Святослава, русскую избу и другое (копии, сделанные ученика­ми). «Покупает» тот, кто больше и глубже знает о предмете продажи. «Торг» ведут группы учащихся по 5—6 человек, которые готовятся, глубоко изучая те­му. Каждый член группы узнает об 1—2 предметах, обмениваясь знаниями с другими, чтобы происходи­ло взаимообогащение и сотрудничество. Аукцион ведет учитель, ему помогают старшеклассники как эксперты. Результаты: интерес к познавательной деятельности, ее активизация, умение самостоятель­но учиться, сотрудничать в ходе учебы.


Творческая учеба


Творческая учеба (ТУ) в школе № 825 г. Москвы: регулярные воскресные встречи по «коммунарской ме­тодике» проведения коллективного творческого дела (КТД). Встреча состоит из двух частей, познавательной и творческой. Первая часть — встреча с интересными людьми, познавательные рассказы в какой-либо облас­ти. Вторая часть — КТД, познавательная игра. Напри­мер, «защита» времени года (1—4 кл.). Ученики де­лятся на разновозрастные отряды, равные по силам и «защищают» свое время года: стихи, рассказы, сцены и т.п.

«День веселых друзей». Игра-путешествие в страну веселых друзей, заседание клуба почемучек, веселые старты (1—3 кл.). Путешествие в Читай-город (1—3 кл.). Азбука человеческих знаний (4—5 кл.). Заседание уче­ного совета (старшеклассники) на тему «Наука и моло­дежь».

Результаты: развитие интереса к знаниям, форми­рование умений добывать знания, воспитание коллек­тивизма и пр.


5.2. Обучение по алгоритму


Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в пе­дагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учебным мате­риалом, что гарантирует решение учебных задач на вы­соком уровне. Пример. Алгоритм действий по распо­знаванию видов простых предложений. При анализе предложений ученик должен последовательно отвечать на вопросы.


1. Есть ли в предложении подлежащее?

ДА

2. Есть ли сказуемое?

I ДА вывод:

предложение двусоставное

НЕТ

вывод: предложе­ние односо­ставное на­зывное

НЕТ

2. Не выражено ли сказуемое глаголом 1 и 2 лица?

I

ДА

вывод:

предложение односостав­ное опреде­ленно-личное

НЕТ

3. Не выражено ли сказуемое глаголом 3 лица множ. числа или прошедшим врем. множ. числа?

ДА-----------------

вывод: предложение односоставное неопределенно-личное

НЕТ

(далее аналогичное рассуждение)


6. Методы науки в качестве учебных методов


Дидактика в последние годы обогащает состав ме­тодов обучения, трансформируя методы научного ис­следования в методы обучения, что расширяет воз­можности учебного процесса. Вот примеры.

6.1. Мозговая атака

Метод научного исследования — мозговая атака — может использоваться как метод обучения. Характери­стика метода. Руководитель объясняет участникам за­дачу (проблему), которую, предстоит решить. Участни­ки высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10—30 мин.). Затем идеи ана­лизируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки(штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облег­чающих взаимодействие, все идеи записываются веду­щим (его помощником) и обеспечивается их обозрение

участникам.

В школе метод может применяться при повторе­нии раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, плен­ке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслитель­ная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности. 13.6.2.


Внеконтекстные операции с понятиями


Научный метод оперирования с понятиями можно использовать как учебный. Ниже это показано на ма­териале педагогики, но аналогичное можно делать в школе по основным предметам.

Научные знания (в отличие от бытовых) отражены в понятиях. Знание понятий говорит об усвоении ос­нов науки. Обучающиеся обычно излагают педагогику в описательной форме, на уровне здравого смысла. Во избежание этого следует анализировать педагогические явления в терминах науки, мыслить понятиями. Работа с педагогическими понятиями развивает понятийное, абстрактное, научное мышление, освобождает от быто­вого пересказа. Для овладения предметом выделены пять операций с понятиями.

1. Узнавание термина — отнесение его к опреде­ленной области знания. Пример: треугольник — гео­метрия, урок — дидактика.

2. Определение понятия — отнесение его к роду предметов и указание существенных признаков. При­мер: урок — форма обучения с постоянным составом

учащихся... и пр.

3. Раскрытие объема и содержания понятия. Объем — перечень классов предметов, отраженных понятием

Содержание — характеристика главных признаков. Пример: типы уроков и их структура.

4. Установление связей данного понятия с другими по принципу ниже, выше, рядом и отдельно стоящее понятие. Пример:

-------------ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ -1----------1

урок экскурсия факультатив

I

типы уроков___________________

комбинированный повторения ........

5. Практическая интерпретация понятия — раскры­тие практических действий, отражаемых понятием. Пример: подготовка к уроку, требования к уроку и пр.

Как можно было заметить, в данном пособии в контрольных заданиях используются упражнения с по­нятиями, что должно способствовать формированию понятийного, научного мышления в педагогике. В на­стоящее время почти все школьные учебники содержат словарь терминов по предмету, что говорит о том, ка­кое значение придается знанию научной терминоло­гии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационные технологии обучения

Автор: Назарова Елена Николаевна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интерактивные инновационные технологии обучения в колледже "
    ["seo_title"] => string(71) "intieraktivnyie-innovatsionnyie-tiekhnologhii-obuchieniia-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "101737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402429525"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Формирование творческого потенциала личности учащихся с использованием инновационных технологий обучения"
    ["seo_title"] => string(126) "formirovaniie-tvorchieskogho-potientsiala-lichnosti-uchashchikhsia-s-ispol-zovaniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "286666"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454387277"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(98) "rol-innovatsionnykh-tiekhnologii-obuchieniia-v-povyshienii-kachiestva-istorichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "252360"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447357207"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Основы разработки инновационных технологий обучения эстрадному пению учащихся ДШИ."
    ["seo_title"] => string(80) "osnovy_razrabotki_innovatsionnykh_tekhnologii_obucheniia_estradnomu_peniiu_uchas"
    ["file_id"] => string(6) "602638"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647757736"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionnye_tekhnologii_obucheniia_i_vospitaniia_v_detskom_doshkolnom_uchrezh"
    ["file_id"] => string(6) "571558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1611689466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства