РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье показаны инновационные технологии и методы, применяемые на уроках истории, как средство развития компетентности обучающихся.В статье показаны инновационные технологии и методы, применяемые на уроках истории, как средство развития компетентности обучающихся, а также отмечается роль инновационных технологий обучения в повышении качества исторического образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Самсонова Г.М.
учитель истории
высшей квалификационной
категории, «старший учитель»
Амвросиевской
общеобразовательной
школы I-III ступеней №2
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье показаны инновационные технологии и методы, применяемые на уроках истории, как средство развития компетентности обучающихся.
Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, творческий поиск, познавательная деятельность.
Политические, социально-экономические и культурные перемены, происходящие в современном обществе, ставят перед системой образования задачу сформировать у выпускников компетенции, отвечающие требованиям времени. Это особенно актуально для такого школьного предмета как история.
История. Это слово мы употребляем едва ли не каждый день и при различных обстоятельствах, как правило, не задумываясь над его многозначительностью. История человека, история общества, история как наука, история как школьный предмет. С какой же целью мы изучаем историю?
«Один из лучших способов, который делает человека мудрым, - писал французский историк XV столетия Филипп де Коммин, - это чтение древней истории и на прошлых событиях и примерах наших предшественников обучение того, как мудро себя вести, поступать, чего остерегаться».
Изучая прошлое, мы познаем настоящее и умом охватываем будущее.
Так уже сложилось: в особо критические моменты истории человеку свойственно обращаться к прошлому опыту для извлечения из него определённых уроков. Куда нас несет исторический поток? Что день грядущий нам готовит?
Опыт истории помогает сделать моральную оценку современной действительности и соответствующим образом определить поведение. История – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.
Педагоги-специалисты понимают, что история всегда выходит на сложные политические, правовые, национальные и другие проблемы, поэтому они всегда в творческом поиске новых идей преподавания своего предмета.
Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Элементы интерактивного обучения мы видим уже в трудах Сухомлинского, у учителей-новаторов Амоношвили, Шаталова, Лысенковой и др. Однако их методика была скорее исключение из правил. Сегодня интерактивное обучение повсеместно входит в жизнь. Слово «интерактив» (англ.) от слова «interact»,где «inter» -взаимный и «act» - действовать (взаимодействие). Значит, интерактивный способ обучения заключается в постоянном, активном взаимодействии всех учеников и учителя в процессе обучения.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. «Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы, отмечает В.Г. Богин. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности». [1, с.273]
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Технологии и методы чаще других используемые мною на уроках истории.
Проблемное обучение. В технологии проблемного обучения очень уместен «Кейс-метод» или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего: улучшает владение теорией, развивает аналитическое мышление, развивает навыки разработки и оценки альтернативы. [5,с.27]
Метод проектов. Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. [3, с. 97]
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом занятии. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет учащимся истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и в письменной форме, важноне слишком явно контролировать и регламентировать учащихся, желательно поощрять их самостоятельность; вводить и некоторый дополнительный материал. Проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это ещё раз подчёркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. [2, с.57]
Метод проектного обучения позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные: повышает интерес к предмету,
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». [4, с.42]
Одной из составляющих успешности процесса обучения является использование групповых технологий.
Групповой способ обучения обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, основой данного подхода является сотрудничество.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, распределение начальных действий и т.д.
Групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач.
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри - классные групповые. [6, с.68]
Одной из технологией компетентностно - ориентированного образования выступают дебаты. Они развивают: умение задавать вопросы; умение критически осмысливать полученную информацию; умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению; умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения. [7, с.127]
Специфической чертой исторической науки является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи. Для этого использую воображаемое путешествие; воображаемое интервью; воображаемые встречи с представителями воображаемой эпохи; письма из прошлого; репортаж с места событий; сообщение участника сражения и др.
В практику работы широко внедряю формы организации учебного процесса, к которым относится урок-семинар, урок-лекция, урок-конференция, урок-игра (деловая или ролевая), урок-соревнование, урок-аукцион, урок-«суд», театрализованные уроки, урок-дискуссия, урок-исследование, урок-панорама, урок-проект и др. Их внедрение обеспечивает повышение активности учебо-познавательной деятельности учащихся; формирование самостоятельности мышления; развитие творчества; углубление знаний учащихся, приобретенных на уроках; формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся: реализацию дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, создание условий для формирования и развития их логического мышления, умения дать объективную оценку.
С интересом учащиеся выполняют задания на исправление ошибок. Такое задание предлагаю в виде викторины.
Как элемент урока предлагаю учащимся хронологическую игру.
Задания творческого плана, например, составить кроссворд по теме или сформулировать вопросы для викторины пробуждают у учащихся активность и моя задача, как педагога, организовать помощь в виде консультации слабым учащимся, разнообразить выполняемую работу.
Часто практикую создание опорных конспектов, позволяющих включать обучающимся два вида памяти: слуховую и зрительную. Это помогает учащимся усвоить основной материал уже на уроке, учит четко излагать исторические мысли, помогает приобретать навыки конспектирования.
Большое внимание уделяю словарной работе, работе с различными понятиями. Этому помогает создание в классе меняющихся групп - справочное бюро, групп исследователей, литераторов, сборщиков информации и др.
Более 2400 лет назад Конфуции сказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю». Эти простые утверждения обосновывают необходимость использования активных методов обучения. Процесс обучения не автоматическое вкладывание учебного материала в голову ученика. Ученик постоянно должен тренировать не сколько память, сколько способность решать творческие задания. Фактический материал - это лишь топливо, но для огня этого мало, необходима искра, чтобы его зажечь, то есть наш разум. Без топлива пламя быстро погаснет, без искры не загорится вообще. В разумном соотношении топлива и искры кроется секрет успеха нашего процесса обучения.
Таким образом, применение инновационных технологий и методов преподавания истории позволяет использование преподавателем и обучающимся самых различных источников информации, получение не только определенной суммы знаний, но и компетентных навыков и умений в их использовании.
Литература:
Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты. – Педагогика, 2002. – 421 с.
Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003, – С. 57.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – С. 97
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. //Директор школы. – 1995. – №6. – С. 39-48.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.:Интер,1996.-129 с.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. –192 с.
Короткова А.М. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Владос-Пресс,2003. – 256 с.