Просмотр содержимого документа
«Игра – путешествие «В стране занимательной Математики»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ОКТЯБРЬСКИЙ
УФИМСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
Игра – путешествие
«В стране занимательной Математики»
3а класс
Мухина Р.З.
учитель начальных классов
2016 г.
Тема: Закрепление табличного умножения и деления.
Цели:
• Закрепить навык табличного умножения и деления; отрабатывать навык решения задач разных видов;
• Развивать интерес детей к математике; их математические способности, учить выполнять логические операции; расширять кругозор учащихся.
• Учить ребят работать в группах; воспитывать взаимовыручку, чувство взаимопомощи.
Оборудование: карточки с заданиями, диаграмма «Миром управляют числа», медали.
Презентация «Занимательная математика»
Ход занятия.
1. Организационный момент. (слайд № 2)
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час!
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». (слайд № 3)
- Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? (слайд № 4)
Дети:«Заниматика» - это занимательная математика.
Учитель: Правильно!
Ученик 1
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 3
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Учитель: А сейчас давайте поприветствуем царицу этой страны – Царицу Математики.
Царица: А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по происшествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.
( Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами)
(слайд № 5)
- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
(слайд № 6)
Дети: «Миром управляют числа»
Королева: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся и в нашем путешествии по Стране занимательной математики.
Учитель: Спасибо, уважаемая Королева. А я объясню правила игры.
(слайд № 7)
Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания. За правильный ответ вы будете получать звёздочку. В конце занятия ученик, набравший наибольшее количество звёздочек получит медаль «Знаток математики».
Итак, игра начинается!
Вам надо разгадать соображалку. (слайд № 8)
Сектора на игровом поле
1. Арифметика (слайд № 9)
(слайд № 10)
Учитель: Это, пожалуй, самая древняя область математики.
Задание: Работая в паре, выполните вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложите пословицу.
9 • 9 4 • 7 24 • 1
8 • 5 7 • 9 9 • 2
5 • 3 6 • 4 3 • 4
3 • 9 20 • 2 7 • 4
6 • 2 5 • 9 9 • 7
12 15 18 24 27 28 36 40 45 63 64 81
У з а н м к в е т и г б
(Без муки нет науки)
Учитель: Какую науку принято считать царицей всех наук?
Дети: Математику.
2. Геометрия (слайд № 11)
Учитель: Один из разделов математики - геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
1) Разгадайте кроссворд (слайд № 12 – 17)
2) Дать названия всем геометрическим фигурам. (слайд № 18)
3) А сейчас мы проверим, у кого из ребят глаз-алмаз. (слайд № 19)
Физминутка (слайд № 20)
3. Фольклор
Учитель: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
-Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?
Дети: тринадцать.
Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
- Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».
(слайд № 21)
Дети: - Семеро с ложкой – один с сошкой.
- Лук – от семи недуг.
- За семью морями.
- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
- Семи пядей во лбу.
- Седьмая вода на киселе.
- Семь верст до небес.
- На седьмом небе.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед- один ответ.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Семь пятниц на неделе.
- У семи нянек дитя без глазу.
Учитель: Вспомните и назовите мультфильмы, в названиях которых встречаются цифры?
«З богатыря на дальних берегах»
«Али Баба и 40 разбойников»
«38 попугаев»
«12 месяцев»
«Цветик - семицветик»
«101 далматинец»
«Белоснежка и 7 гномов»
«3 поросенка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Три толстяка»
4. Величины
Учитель: С какими величинами вы знакомы?
Дети: Длина, время, масса.
Учитель: Расположить в порядке возрастания:
Масса
Килограмм, тонна, центнер, грамм.
Длина
Метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр.
(слайд № 22)
Меры длины в старину (слайд № 23)
5. Математика и экология
Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.
Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
(слайд № 24)
1 ряд:
* - 14 = 51
* • 7 = 56
-65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
-1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен
2 ряд
90 : * = 45
100: * = 2
-Человеку в день требуется 2 литра воды
-За сутки из неисправленного крана вытекает 50 литров воды.
3ряд
96 : * = 12
63 + * = 80
-1 гектар леса поглощает 8 кг углекислого газа за час.
-17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
(слайд № 25)
Решить экологическую задачу:
На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
6. Логика
Учитель: Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли.
Работа в группе
- Вот и сейчас вам предлагается поработать в группе, рассуждать и вставить в выражения слова «некоторые» или «все».
(слайд № 26)
Учитель: А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный
«Найдите закономерность»
(слайд № 27)
Итог урока
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Вам было интересно?