КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1» Минобразования Чувашии «В стране занимательной математики» Подготовила и провела учитель математики: Надузьева С.В. г. Чебоксары 2009-2010 учебный год В Стране занимательной математики Игра-путешествие Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся. Оборудование. Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма "Миром управляют числа"; эмблемы команд "Круг", "Квадрат", "Треугольник"; ребусы. На доске: ХОД ЗАНЯТИЯ Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? Дети. "Заниматика" – это занимательная математика. У. Правильно! А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке». Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. На доске: Д. "Миром управляют числа". У. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся и в нашей игре-путешествии по Стране занимательной математики. Правила игры. Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания. Путеводителем по стране Заниматике будет большой разноцветный куб. Цвет, который выпадает на кубе, указывает на цвет сектора, и игра продолжается. Бросать куб имеют право только капитаны команд. Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем. – Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков. Для подсчета очков в зале работает жюри. – А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек. Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом. – Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь. Первая команда – "Круг". Вторая команда – "Квадрат". Третья команда - "Треугольник". Итак, игра начинается! Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход, – приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее. На доске: 40 А 3 БУНА С 3 Ж Р 1 А Разделы и сектора на карте Заниматики. 1. АРИФМЕТИКА У. Это, пожалуй, самая древняя область математики. Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу. Каждый член команды должен решить по 3 примера и найти по 3 буквы. На доске: 9 * 9 8 * 5 5 * 3 3 * 9 6 * 2 | 4 * 7 7 * 9 6 * 4 20 * 2 5 * 9 | 24 * 1 9 * 2 3 * 4 7 * 4 9 * 7 | | | | | | 12 | 15 | 18 | 20 | 24 | 27 | 28 | 36 | 40 | 45 | 63 | 64 | 81 | у | з | а | ь | н | м | к | в | е | т | и | г | б | (Без муки нет науки.) | 8 * 4 4 * 6 5 * 2 9 * 5 16 * 2 3 * 8 | 7 * 9 8 * 8 45 : 9 5 * 5 | 30 : 5 24 * 1 72 : 8 12 * 3 | 5 | 6 | 9 | 10 | 24 | 25 | 32 | 36 | 45 | 48 | 63 | 64 | 65 | 81 | е | н | у | р | а | х | ц | к | и | ь | в | с | г | б | (Царица всех наук.) | – Пока члены команды заняты делом, капитаны попытаются заработать дополнительные очки для своей команды. Чтобы выполнить эти задания, вы должны вспомнить правило о том, как складывать и вычитать числа. А зная общее правило, способ решения, можно решать примеры, записанные любыми цифрами, даже самыми необычными. Задания на индивидуальных досках: Запишите ответы: 80 + 7 а x 0+ 5 | 54 – 4 а x 0 + 6 | Сравните числа: | Проводится проверка работ. У. Какую науку принято считать царицей всех наук? Д. Математику. У. А сейчас слово предоставляется жюри. Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно. 2. ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ У. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения. Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске. На доске: – Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части? Дети отвечают. На доске: У. А эти фигуры? Д. По форме, цвету, размеру, настроению. Команда называет по одному признаку по очереди. У. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части. Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вспомнить ее существенные признаки . 3. ФОЛЬКЛОР У. Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? Д. Тринадцать. У. A вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках. Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом "7". Д. Семеро с ложкой – один с сошкой. – Лук – от семи недуг. – За семью морями. – Сам не дерусь, а и семерых не боюсь. – Семи пядей во лбу. – Седьмая вода на киселе. – До седьмого пота. – Семь верст до небес. – За семь верст киселя хлебать. – На седьмом небе. – Семеро одного не ждут. – Семь бед – один ответ. – Семь раз отмерь – один отрежь. – У семи нянек дитя без глазу. – Семь пятниц на неделе. – В осеннее ненастье семь погод на дворе. Подводятся итоги конкурса. 4. ВЕЛИЧИНЫ У. С какими величинами вы знакомы? Д. Длина, время, масса. У. Заполните пропуски в карточках. Учитель раздает командам карточки. Мы живем в __________ веке. Сейчас ______ год, ___ месяц, ___ число. Часы показывают _____ часов ___ минут. Через _____ минут начнется новый час. Через _____ часов ______ минут начнутся новые сутки. До следующего года осталось ______ дней. Подводятся итоги конкурса.
5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ У. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия. А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты. Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии. Посмотрите на доску и решите примеры. Кто знает и может объяснить, поднимите руку. На доске: Д. 65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека. – 17 килограммов чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека. – Человеку в день требуется 2–2,5 литра воды. На доске: ? x 7 = 56 | 32 : ? = 4 | ? – 37 = 13 | – За сутки из неисправного крана вытекает 50 литров воды. – 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен. – 1 гектар леса поглощает 8 килограммов углекислого газа за час. У. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений? Д. Огромное количество кислорода. У. Да, не случайно леса называют легкими нашей планеты. Но, несмотря на их огромную пользу, на Земле каждую минуту вырубают 20 гектаров леса. В отрывке из поэмы Николая Алексеевича Некрасова "Саша" описана трагедия вырубаемого леса. Послушайте внимательно этот отрывок и ответьте на вопросы, предложенные каждой команде. Вопросы записаны на доске. На доске: Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении? Какие живые обитатели леса убегают, сколько их? | Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Столько тут было кудрявых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой. Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились – Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал – и вон убежал, В темную нору забилась лисица, Машет крылом осторожная птица, В недоуменьи тащат муравьи, Что ни попало, в жилища свои. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Дети отвечают. – А теперь вернемся к заданиям. Д . В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях. У. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить? Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца. Подводятся итоги конкурса. 6. ЛОГИКА У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова "некоторые", "все". Учитель раздает командам карточки с выражениями. ________ дети учатся в школе. ________ треугольники имеют три угла. ________ числа четные. ________ примеры мы решаем, пользуясь таблицей умножения. ________ числа меньше 1000. ________ люди любят шоколад. | Подводятся итоги конкурса. 7. Подведение итогов игры. Награждение У. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Интересно было? Д. Да! У. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука. А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике. А сейчас слово для подведения итогов предоставляется жюри. Жюри. Команда, занявшая первое место в сегодняшней игре, награждается золотой медалью "Знаток математики", а остальные – сладким призом. Всем спасибо за игру! |