АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО |
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока/занятия/мероприятия | Продолжительность этапа (минуты) | Подробное описание АМО по установленной схеме1: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода - Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный) |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Соответствует этапу «Индуктор» (в технологии «Творческая мастерская») Этапы - формирование ожиданий обучающихся | 3-4 минуты | Метод «Дарю сердечко» Цель создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта обучающихся, налаживания отношений. Происхождение метода авторский Необходимые материалы: сердечки 4 цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого) Технология проведения: Перед тем как сесть за парты модератор предлагает выбрать сердечко того цвета, которое каждому нравится. Модератор предлагает выбрать сердечко понравившего цвета, написать на нем пожелание на занятие и подарить однокласснику или учителю. Модератор поясняет выбранный цвет: Красный - способствует активности, уверенности, дружелюбию. Оранжевый – способствует креативному мышлению. Желтый - организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Зеленый - способствует росту и изменению, привлечению энергии, излечивающий недоверие или сомнение. Модератор напутствует: -Подаренные Вам цвета, я надеюсь, настроят Вас на активную деятельность. Нам на занятии сегодня необходимы качества: активность, уверенность, креативность, толерантность, быстрое принятие решений. И я уверена, вы обладаете ими. |
2 минуты | Метод «Футбольное поле» Цель метода: -Выяснение состояния учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке Происхождение метода: Метод предложен Ел.Абрамова, Валентиной Степаненквой, Надеждой Линевой («Копилочка АМО») Необходимые материалы: -Лист А-4 с изображенным на нем полем с игроками в разных позициях: играющие, защитники, нападающие, вратарь отдыхающие, сидящие на скамейке запасных, находящиеся в комнате отдыха, в душе и т.д.( по количеству учащихся), маркеры, Предварительная подготовка Нарисовать футбольное поле с игроками для каждого ученика отдельно (можно откопировать) Технология проведения: Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 1 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние на данном этапе урока. Если есть желающие выступить с объяснениями, выслушивают |
5 минут | Метод «Лингвистическая метафора» Цель: создание условий для развития способности к экстраполяции скрытых смыслов, пробуждения творческих ресурсов Технология проведения: Модератор читает притчу. Обучающиеся внимательно слушают. Однажды два моряка отправились искать свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая —некрасивая. Один из моряков сказал своему другу: — Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя. — Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись. — Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя. — Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень. — Это моё решение, и я это сделаю. Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров. Пригнал он десять коров и подошёл к вождю. — Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров! — Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен. — Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери. -Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень. -Я хочу жениться именно на ней. -Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше. - Нет, я хочу заплатить именно десять коров. Они поженились. Прошло несколько лет, и к ним в гости приехал старый друг. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают. — Как живёшь? — Я счастлив. Тут входит очень красивая женщина. — Вот, познакомься. Это моя жена. — Как? Ты что женился ещё раз? — Нет, это всё та же женщина. — Но как это произошло, что она так изменилась? — А ты спроси у неё сам. Подошёл друг к женщине и спрашивает: -Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной? -Просто, однажды я услышала, что стою десяти коров. После прочтения модератор задает вопросы: -Что произошло с женщиной? Почему она изменилась? -Чему нас учит эта притча (Необходимо говорить людям приятные слова, потому что доброе слов творит чудеса). -Сегодня мы поговорим о добрых словах, которые мы можем дарить людям и получать от них, мы поговорим о комплиментах и их роли в нашей жизни. Примечание: этот метод помогает начать коммуникацию, снимает напряжение и настороженность, раскрывает творческий потенциал обучающих |
5минут | Метод: «Древо ожиданий и опасений» Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12 Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников. Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч. Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по количеству участников, приготовить необходимые материалы. Технология проведения: Модератор заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку. Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. Варианты проведения метода: яблоки можно заменить другим фруктом. |
5 минут | Метод: «Дешифровка» Происхождение метода: авторский Цель: формирование системы знаний Задачи: обеспечить получение знаний на основе соотнесения с уже известными Необходимые материалы: заготовленные заранее листы цветной бумаги, цветные ручки или карандаши Технология проведения Модератор предлагает расшифровать слово КОМПЛИМЕНТ, считая, что это аббревиатура. Проговорите получившееся. |
2-3 минуты | Метод: «Ты мне-я тебе» Происхождение метода: авторский Цель: эмоциональное отражение полученных знаний Технология проведения Модератор предлагает повернуться лицом друг к другу,взяться за руки, сказать друг другу комплименты и описать свое состояние, когда говорят комплименты и когда их слушают. |
2-3 минуты | Знакомы ли вы со словами: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Откуда они? Почему в конце фразы многоточие? Когда мы ставим многоточие? - Как вы относитесь к высказыванию: «Многоточие - это следы на цыпочках ушедших слов». -Эти слова принадлежат Владимиру Набокову. Какие слова ушли из нашей фразы? (песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты») -Кому говорят комплименты? А вы самому себе говорите комплименты? Какие? Когда? -Возьмите зеркало, посмотрите в него и скажите себе комплимент, обсудите слова в паре, если есть желающие, выскажитесь вслух |
4-5 минут | Метод: «Визитная карточка» Происхождение метода: авторский Цель: анализ собственного состояния, умение оценить себя Задачи: обеспечить получение знаний на основе соотнесения с уже известными Необходимые материалы: заготовленные заранее карточки -опоры Технология проведения Модератор предлагает создать визитную карточку по опорной форме. Создаем визитную карточку Я (фамилия имя отчество) я | Мои плюсы | Мои минусы | 1. 2. и т.д. | 1. 2. | Я хочу быть (каким) | Я хочу, чтобы ко мне (как относились) | Я хочу, чтобы меня называли | Я рисую себя | Если бы я был животным | Если бы я был фруктом, овощем, ягодой | Если бы был машиной | Если бы был деревом, цветком | Обсуждение написанного |
5 минут | Метод: «Угадай-ка» Происхождение метода: авторский Цель: умение оценить другого члена коллектива Задачи: обеспечить получение знаний на основе соотнесения с уже известными Технология проведения Модератор предлагает одному ученику выйти за дверь. Остальные обучающие выбирают визитную карточку, обсуждают её, добавляют свою (только положительную) характеристику члену коллектива и приглашают ученика. Ему по очереди зачитывают качества, жестами, мимикой показывая их. Задача обучающего отгадать, о ком идет речь. |
5 минут | Метод: «Азбука качеств» Происхождение метода: авторский Цель: умение оценить себя и свои желания Технология проведения Модератор предлагает выбрать из списка те слова, которые, как ребятам кажется, очень подходят им и записать их в правый столбик. Выбрать качества, которые они бы хотели развить в себе и записать их во второй столбик Аккуратность, альтруизм, активность, Бережливость, бескорыстие, благородство, благодарность, Вдумчивость, вежливость, великодушие, внимательность, веселость, Гибкость, Доброта, добросовестность, доверительность, Заботливость, Жизнерадостность, жизнелюбие искренность, интеллигентность, индивидуальность, изысканность, Красота, культурность, Ласковость, логичность, любознательность, любовь, лаконичность, Мечтательность, мудрость, мягкость, Нежность, настойчивость, непринужденность, надежность, Отзывчивость, обаяние, объективность, обязательность, образованность, Поэтичность, принципиальность, патриотизм, порядочность, приветливость Радушие, рассудочность, решительность, Скромность, самокритичность, сострадательность, сдержанность, справедливость, Терпеливость, толерантность, таинственность, тактичность, Уверенность, уравновешенность, улыбчивость, упорство, уступчивость, Фантастичность, Храбрость, хозяйственность, Целеустремленность, Чистоплотность, чуткость, честность, человеколюбие, Шутливость, широта кругозора, Щедрость, щепетильность, Элегантность, энтузиазм, энергичность, Юмористичность (здоровое чувство юмора), Яркость, явственность.- |
3-5 минут | Метод: «Дерево отношений» Происхождение метода: авторский Цель: создания нового продукта Технология проведения Модератор предлагает создать дерево отношений: -Запишите на розочках (вырезанные заранее листочки), как вы хотели бы, чтобы к вам относились одноклассники, учителя, родители; какие правила общения должны быть в нашем классе. Прикрепите к нашему дереву отношений ( на доске висит ствол с ветками дерева или куста) |
10 минут | Метод: «Разработка устава» Происхождение метода: авторский Цель: создания нового продукта Технология проведения: Модератор предлагает сесть в группы по цвету подаренного в начале урока сердечка и записать устав отношений в коллективе. Затем обсудить полученное и выбрать общий вариант устава жизни класса |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Соответствует этапу «Рефлексия» (в технологии «Творческая мастерская») Этапы: -разминка 2 - подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока) | 3 минуты | Метод: «Дари добро» Происхождение метода: авторский Цель: снятие физической усталости, эмоционального напряжения Технология проведения: Модератор предлагает участникам сесть удобнее друг лицом друг к другу, набрать воздуха в легкие, нарисовать сердечко, выдувая воздух себе на руки, и отнести другу в подарок. Примечание: этот метод позволяет снять физическую усталость, напряжение, дает возможность участникам подвигаться и проявить симпатию, поддержав товарища. |
| Метод: «Лестница ощущений «Поговорим по душам» Происхождение метода: авторский Цель: выяснить отношение к теме занятия Задачи: Необходимые материалы: приготовленные заранее из цветной бумаги рисунок лестницы с комментарием ступенек Технология проведения Модератор предлагает ответить на вопросы: -Что пережито, прочувствовано в процессе урока, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными? -Какие этапы были наиболее трудными? -Что стало результатом работы? Отметьте стикером свое состояние на Лестнице ощущений: Работать было легко и интересно Испытывал незначительные затруднения Работать трудно, но интересно Работать так пока трудно |
3 минуты 3 минуты | Метод: Древо ожиданий и опасений Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12 Цель: создание условий для развития способности оценивать ожидаемый результата обучения Задачи: Развитие рефлексивных умений; Развитие умения прогнозировать; Развитие мотивации к учению Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, лимоны, фломастеры, плакат, скотч. Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок и лимонов по количеству участников, приготовить необходимые материалы. Технология проведения: Модератор обращается к Древу ожиданий и опасений и предлагает, если появилась необходимость, снять фрукты. Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. Метод «Футбольное поле» Цель метода: -Выяснение эмоциональное и физическое состояния учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке Происхождение метода: Метод предложен Ел.Абрамова, Валентиной Степаненквой, Надеждой Линевой («Копилочка АМО») Необходимые материалы: -Лист А-4 с изображенным на нем полем с игроками в разных позициях: играющие, защитники, нападающие, вратарь отдыхающие, сидящие на скамейке запасных, находящиеся в комнате отдыха, в душе и т.д.( по количеству учащихся), маркеры, Предварительная подготовка Нарисовать футбольное поле с игроками для каждого ученика отдельно (можно откопировать) Технология проведения: Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 2 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние на данном этапе урока. Если есть желающие выступить с объяснениями, выслушивают |