КГУ «Аксуатская средняя школа»
Подготовила: педагог-психолог Картавская Е.О.
Тема: Учительские дети: некоторые трудности и как их преодолеть.
Каково живётся им, нашим детям,
рядом с мамой-учителем?
Не чувствуют ли они себя забытыми?
Как не потерять связующую нить
с родными людьми?
Цель: объяснять значимость взаимопонимания в отношениях между учителем (родителем) и учеником (ребенком).
- Хорошо (или нет?), если они учатся в той школе, где работает мама или отец-учитель. Тогда есть возможность хоть изредка увидеться на переменке, а может, даже и на уроке. И хотя приходится называть маму по имени-отчеству, радостно, что есть где-то рядом самый близкий человек, поддержка и опора. И маме радостно повидаться с дочкой или сыном, перекинуться парой слов, незаметно вложить в руку булочку, купленную в буфете, пригладить взъерошенные волосы.
Все дети разные, с разными способностями, и учатся по-разному, независимо от того, кто у них родители.
Можно выделить несколько категорий трудностей, связанных с детьми учителей.
- Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.
- Отсутствие объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.
- Использование своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.
- Возникновение недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.
- Профессиональная деформация педагога-родителя.
- Нехватка времени для своего ребенка при загруженности педагога.
- Усиленный контроль педагога-родителя за своим ребенком.
Психологической подоплекой такого поведения может стать устойчивое представление педагога о том, что его ребенок — это его «лицо», а его «потерять» нельзя. Надо держать марку. Педагога постоянно преследует мысль: «у хорошего учителя должны быть хорошие дети». Добавим к этому, что большинство педагогических коллективов женские, а значит, в них обсуждают друг друга, что сильно влияет на самооценку женщины. Таким образом, тревога педагога связана с поддержанием своего образа — как педагога, так и хорошего родителя.
Другой сложный психологический момент кроется в неосознанном желании не отпускать от себя ребенка, быть для него необходимостью, и профессия в какой-то степени способствует этому. Такое желание часто связано со страхом одиночества. Лучшим лекарством от одиночества служат конструктивные искренние связи с окружающими людьми, открытость миру и интерес к людям. И та же педагогическая профессия дает прекрасную возможность использовать такое «лекарство».
- объективности при оценивании знаний и умений своего ребенка.
Трудность в объективном оценивании знаний и умений своего ребенка психологически также связана с представлением педагога о том, что ребенок — это его лицо. С одной стороны, учителя бывают более строги к работам своих детей, с другой — у них есть возможность «натянуть» им оценку. Это происходит только из-за того, что им стыдно перед другими за своего ребенка, а так хотя бы формально можно быть «не хуже других». Такая двойственность сильно влияет на эмоциональное состояние педагога-родителя, что приводит к нарушению детско-родительских отношений.
Выход из ситуации заключается в поиске конструктивных решений проблем вашего ребенка.
Надо разобраться, что не получается, почему не получается, когда, при каких обстоятельствах не получается. Консультация специалиста, занятия с репетитором, посещение психологического тренинга, совместное участие в каком-нибудь конструктивном сообществе (типа отрядов «Аванпост» или «Москвоходы»), волонтерском движении и др. поможет разрешить трудности.
Главное — начать действовать и перестать прятаться под маской.
- своего служебного положения при наличии трудностей у ребенка.
Большинство матерей сделают все что угодно для блага своего ребенка, тем более когда у него есть трудности. Иногда родители идут в педагогическую профессию в связи с проблемами своего ребенка. В моей практике встречались дети, у которых были серьезные трудности с письменной речью (а в старших классах это катастрофа), и наоборот, с письменной все в порядке, а устно ребенок два слова не может связать.
Были и ребята, блестяще решавшие сложные математические задачи, но с русским языком у них были нелады. И наоборот, подростки, пишущие стихи, грамотно выражающие свои мысли, с трудом выполняли задания, скажем, по геометрии. Таким детям в обычной школе трудно.
Низкая успеваемость по основным предметам снижает самооценку, и у ребенка совсем опускаются руки. В таких ситуациях педагог-родитель старается найти общий язык с коллегами и подыскать варианты исправления ситуации: договаривается о переписывании самостоятельных и контрольных работ, о вариантах зачетной сдачи пройденного материала. Как правило, все это в рамках закона, различных положений и правил внутреннего распорядка. Любой родитель, заинтересованный в успехе своего ребенка, также может поддерживать тесную связь с педагогами, что только приветствуется специалистами, работающими в школе.
- недопонимания, обид и конфликтов во взаимодействии с коллегами при наличии трудностей у ребенка.
Хорошо, когда тебя понимают, идут навстречу, но иногда бывает наоборот. Попадаются принципиальные люди, для которых принцип «все равны» означает, что учиться надо только так и никак иначе. Вот здесь и начинается недопонимание и даже обиды, что мешает педагогическому коллективу быть командой единомышленников и эффективно работать. Здесь школьный психолог должен обратить внимание на умение членов коллектива различать личные и профессиональные отношения, на сферу этих отношений. Когда в этом вопросе точки над i будут расставлены, обиды исчезнут.
Трудности у учительского ребенка могут носить и поведенческий характер, что частично может быть обусловлено физиологией (гиперактивность), частично нарушенными детско-родительскими отношениями, сложной семейной ситуацией. И тут для педагога важны понимание и помощь коллег. Практика показывает, что замять ситуацию удается лишь на время, вскоре она опять обостряется и становится более сложной и болезненной. Поэтому своевременная помощь прежде всего психолога, а также коллег и администрации — это лучшая профилактика таких ситуаций.
- деформация педагога
Профессиональная деформация педагога часто возникает из-за серьезных или периодически случающихся стрессовых ситуаций. Учителю, отдающему всего себя работе, важно получить обратную связь от детей. Когда обратной связи нет или она не оправдывает ожиданий, случается профессиональный кризис. Тут важно взять тайм-аут и привести педагога в нормальное психофизическое состояние. Хороший отдых, смена обстановки, окружения, проработка с психологом или психотерапевтом своих трудностей, осознание себя и своих действий в ситуации стресса, поиск и нахождение ресурсов и вдохновения помогут педагогу вернуться в профессию и на работу.
В этот момент важно попросить помощи у близких, найти у них взаимопонимание и поддержку. Человек может решить свои проблемы, когда он здоров и имеет для этого ресурсы, — это непреложная истина.
Такая ситуация была и в моей практике. Знакомая учительница находилась одно время в постоянном стрессе, что, конечно же, сказалось на самочувствии и успешности ее детей. Осознав сложившуюся ситуацию и свое состояние, она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться на обязанностях жены и матери. Нельзя сказать, что все сразу стало на свои места, ведь чем дольше стрессовое воздействие, тем больше времени надо на восстановление. Но постепенно жизнь ее и детей наладилась.
- времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога
И в заключение о самой распространенной категории трудностей — «нехватка времени на своего ребенка при сильной загруженности педагога». Такая трудность была, есть и, к сожалению, будет. И не только у педагогов, но и у большинства родителей. И для детей педагогов, и для самих педагогов школа становится родным домом. Здесь дети едят, гуляют, делают уроки, читают в библиотеке, ходят в кружки, разве что не спят. И как бы нам ни хотелось построить карьеру, заработать денег, быть значимым человеком для других, прежде всего надо быть счастливым вместе со своим ребенком.
- Круг радости
– Предлагаю начать с рассуждения о том, что значит для вас слово «ребенок».
Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня мой ребенок – это…»
- Ознакомление родителей с результатами теста.
Тест для детей- Доволен(а) ли ты тем, что твоя мама учительница?
- Достаточно ли ты получаешь материнского внимания?
- Как твоя мама напоминает, что она учительница?
- Как к тебе относятся в классе, зная, что твоя мама учительница?
- Имеешь ли ты привилегии, как учительский ребенок?
Ответы детей на тесты:
1. Доволен(а) ли ты тем, что твоя мама учительница? (50%-да;50%-нет)
2.Достаточно ли ты получаешь материнского внимания? (70% да; 30% нет)
3.Как твоя мама напоминает, что она учительница?
(-Когда я плохо веду себя, она меня наказывает 10%, -Никак! 40%; Дома она всегда просто мама 50%)
4.Как к тебе относятся в классе, зная, что твоя мама учительница?
(100% Нормально. Обычно. Также, как и ко всем.)
5.Имеешь ли ты привилегии, как учительский ребенок?
(100% дети ответили, что не имеют привилегий)
- Обсуждение ответов детей
- Рисунок своей семьи в виде цветов методика Лебедевой А.В. обсуждение рисунков
- Завершение.