kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование семейных ценностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о значимости семьи, о семейных ценностях. Как трудно ребёнку жить и воспитываться вне семьи. Раскрыт аспект семейных ценностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных ценностей.»

Статья

Тема: «Формирование семейных ценностей»

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством .И только 10% удаётся адаптироваться в обществе.

Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности — системы представлений о себе, о мире и о себе в мире. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей — тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного ребенка взрослым. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как зависимость от других.

Специфика психического развития детей, воспитывающихся вне семьи:

Параметры - Характеристики психического развития

Интеллект - наглядность мышления, классификационное мышление

Мотивация -Узость и бедность содержания мотивов, привязанность к ситуации

Произвольность - Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Временная перспектива -Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

В развитии технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения значимую роль играют не только государственные, но и общественные организации, являющиеся структурами самоорганизующегося гражданского общества. Роль общественных организаций особенно велика в инициации дискуссий о направлениях развития социальных технологий, идеологии и методологии социальной работы в целом и социальных сирот в частности.

Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи. Изменение ситуации возможно лишь с появлением поколения молодых людей, для которых сохранение здоровья, семьи, рождение здоровых детей станет основной жизненной ценностью. Для того чтобы в нашей стране стали рождаться здоровые дети, работу по формированию ценностных образований необходимо проводить среди молодых людей 14—18 лет. Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки молодежи к семейной жизни заставляют копировать программы подготовки из зарубежных педагогических систем, не соответствующие украинской культурной специфике и социальным условиям. Эти противоречия свидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы и необходимости разработки современных программ, направленных на формирование адекватных представлений о семейных ценностях у юношей и девушек.

Пропаганда ценностей нашего общества, таких, как здоровье, труд, семья, любовь к Родине, ее истории и традициям, к ее природе, должна стать тем важным направлением, которое соединит в единую систему деятельность различных организаций по работе с молодежью.

Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ведь здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации.

Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании..В истории ценности семьи остаются неповторимыми и уникальными, незаменимыми никакими другими ценностями.

Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений.. Сегодня необходимо понимать, что в жизни надо ориентироваться на духовность, нравственность и любовь. Эти ориентиры представляют ценность и в свою очередь воспитываются в семье и закрепляются в обществе, если этого нет, тогда можно получить духовную деградацию.

Нравственность - это нормы и правила, регулирующие поведение людей. Социализация нацелена, в первую очередь, на усвоение человеком определенной систем ы общественных правил, норм, идеалов, то есть социально-нравственных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, успешно взаимодействовать с людьми. Таким образом, без сформированных социально-нравственных ценностей человек не может считаться социализированным, усвоение человеком норм нравственности является фундаментальной составляющей процесса социализации.

Человечество живо только благодаря семейному кругу, центру всех человеческих отношений. С разрушением семьи наступает разрушение государства

Семья, с одной стороны, является производной от состояния общества, а с другой – выступает как движущая сила его развития. Семья – это важнейший социальный институт формирования личности, институт трансляции культурных и нравственных ценностей. Очень важно уберечь молодых людей от досадных ошибок, в том числе, трагически непоправимых, оказать помощь в принятии верного ответственного решения, не навязывая свои мысли и советы.

Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.

От того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависят его жизненный путь, душевное и духовное состояние и развитие. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение.

Практика показывает, что проблема создания семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит более остро, чем у их сверстников, живущих в биологических семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.

Потеря семейных ценностей происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и вследствие того, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается в дальнейшем освоение роли семьянина.

Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных людей. Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время.

Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку. Мы подчеркиваем важность таких ценностей, как любовь, целомудрие, верность. Эти ценности нужно в первую очередь донести до сознания подростков, молодежи, чтобы они поняли: человек не может жить по закону инстинкта.

Сегодня все силы нужно обратить на то, чтобы сохранять семью, а молодежь учить тому, что такое семья. Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями.

Проведя качественный анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.

Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

На пути социально-нравственного, духовного развития личности могут стоять барьеры. Так, при формировании нравственной личности сироты в качестве барьеров можно выделить тормозящие психическое развитие условия общественного воспитания: сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми; дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности — пошаговое планирование и санкционирование взрослыми поведения детей. Это ведет к развитию таких качеств как несамостоятельность, пассивность, неумение взять на себя ответственность, неспособность к пониманию и усвоению социально-нравственных ценностей.

Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения. Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни.

В детской деревне детей воспитывают в соответствии с обще- человеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. «Мать» в детской деревне – глава семьи, на эту роль отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют. Деревня состоит из 12–15 семейных домов, каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Руководство таким детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

Семейные формы :

1 Опека;

2 Усыновление;

3 Патронатная семья;

4 Приемная семья.

Сиротские учреждения :

1 Детские дома различных типов;

2 Интернаты.

Результативность воспитания детей в приемной семье, где созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. У детей, находящихся в приемных семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены. Ребенок в приемной семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Приемная семья является более благоприятной средой для развития ребенка. За время пребывания детей в приемных семьях происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение. Снимаются проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Дети начинают лучше учиться.

Обобщая позиции различных исследователей, семейные ценности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены как система устойчивых социально значимых представлений, которые влияют на выбор мировоззренческих и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, ответственного семейного поведения индивида, основанных на понимании института семьи. К семейным ценностям, с точки зрения комплекса базовых ценностей, актуальных для замещающей семьи, независимо от формы семейного устройства, относятся: понимание семьи как ценности, уважение (почитание) к старшим, забота о младших, культура быта, представления о семейных ролях и уважение к ним.

В связи с тем, что семейные ценности не появляются сами по себе, они формируются в соответствующих условиях, что и обусловливает важнейшую социальную функцию замещающей семьи по формированию семейных ценностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование семейных ценностей.

Автор: Черепанова Елена Васильевна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(89) "formirovaniie-siemieinykh-tsiennostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-v-malokompliektnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "220738"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434819940"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Влияние средств массовой информации на формирование семейных ценностей"
    ["seo_title"] => string(80) "vliianiie_sriedstv_massovoi_informatsii_na_formirovaniie_siemieinykh_tsiennostie"
    ["file_id"] => string(6) "387959"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486295202"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Формирование семейных ценностей как основной этап работы социального педагога по нормализации детско – родительских отношений."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_semeinykh_tsennostei_kak_osnovnoi_etap_raboty_sotsialnogo_pedagoga_"
    ["file_id"] => string(6) "538022"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580469590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Консультация для родителей «Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_formirovanie_semeinykh_tsennostei_u_detei_mladshego"
    ["file_id"] => string(6) "623699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674343360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Музейная практика в формировании семейных ценностей: проект "Музей одного дня""
    ["seo_title"] => string(79) "muzeinaia_praktika_v_formirovanii_semeinykh_tsennostei_proekt_muzei_odnogo_dnia"
    ["file_id"] => string(6) "652422"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1717888999"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства