Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных ценностей.»
Статья
Тема: «Формирование семейных ценностей»
Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством .И только 10% удаётся адаптироваться в обществе.
Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности — системы представлений о себе, о мире и о себе в мире. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей — тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного ребенка взрослым. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как зависимость от других.
Специфика психического развития детей, воспитывающихся вне семьи:
Мотивация -Узость и бедность содержания мотивов, привязанность к ситуации
Произвольность - Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю
Временная перспектива -Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего
В развитии технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения значимую роль играют не только государственные, но и общественные организации, являющиеся структурами самоорганизующегося гражданского общества. Роль общественных организаций особенно велика в инициации дискуссий о направлениях развития социальных технологий, идеологии и методологии социальной работы в целом и социальных сирот в частности.
Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи. Изменение ситуации возможно лишь с появлением поколения молодых людей, для которых сохранение здоровья, семьи, рождение здоровых детей станет основной жизненной ценностью. Для того чтобы в нашей стране стали рождаться здоровые дети, работу по формированию ценностных образований необходимо проводить среди молодых людей 14—18 лет. Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки молодежи к семейной жизни заставляют копировать программы подготовки из зарубежных педагогических систем, не соответствующие украинской культурной специфике и социальным условиям. Эти противоречия свидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы и необходимости разработки современных программ, направленных на формирование адекватных представлений о семейных ценностях у юношей и девушек.
Пропаганда ценностей нашего общества, таких, как здоровье, труд, семья, любовь к Родине, ее истории и традициям, к ее природе, должна стать тем важным направлением, которое соединит в единую систему деятельность различных организаций по работе с молодежью.
Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ведь здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации.
Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании..В истории ценности семьи остаются неповторимыми и уникальными, незаменимыми никакими другими ценностями.
Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений.. Сегодня необходимо понимать, что в жизни надо ориентироваться на духовность, нравственность и любовь. Эти ориентиры представляют ценность и в свою очередь воспитываются в семье и закрепляются в обществе, если этого нет, тогда можно получить духовную деградацию.
Нравственность - это нормы и правила, регулирующие поведение людей. Социализация нацелена, в первую очередь, на усвоение человеком определенной систем ы общественных правил, норм, идеалов, то есть социально-нравственных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, успешно взаимодействовать с людьми. Таким образом, без сформированных социально-нравственных ценностей человек не может считаться социализированным, усвоение человеком норм нравственности является фундаментальной составляющей процесса социализации.
Человечество живо только благодаря семейному кругу, центру всех человеческих отношений. С разрушением семьи наступает разрушение государства
Семья, с одной стороны, является производной от состояния общества, а с другой – выступает как движущая сила его развития. Семья – это важнейший социальный институт формирования личности, институт трансляции культурных и нравственных ценностей. Очень важно уберечь молодых людей от досадных ошибок, в том числе, трагически непоправимых, оказать помощь в принятии верного ответственного решения, не навязывая свои мысли и советы.
Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.
От того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависят его жизненный путь, душевное и духовное состояние и развитие. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение.
Практика показывает, что проблема создания семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит более остро, чем у их сверстников, живущих в биологических семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.
Потеря семейных ценностей происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и вследствие того, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается в дальнейшем освоение роли семьянина.
Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных людей. Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время.
Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку. Мы подчеркиваем важность таких ценностей, как любовь, целомудрие, верность. Эти ценности нужно в первую очередь донести до сознания подростков, молодежи, чтобы они поняли: человек не может жить по закону инстинкта.
Сегодня все силы нужно обратить на то, чтобы сохранять семью, а молодежь учить тому, что такое семья. Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.
Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями.
Проведя качественный анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.
Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.
На пути социально-нравственного, духовного развития личности могут стоять барьеры. Так, при формировании нравственной личности сироты в качестве барьеров можно выделить тормозящие психическое развитие условия общественного воспитания: сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми; дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности — пошаговое планирование и санкционирование взрослыми поведения детей. Это ведет к развитию таких качеств как несамостоятельность, пассивность, неумение взять на себя ответственность, неспособность к пониманию и усвоению социально-нравственных ценностей.
Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения. Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни.
В детской деревне детей воспитывают в соответствии с обще- человеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. «Мать» в детской деревне – глава семьи, на эту роль отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют. Деревня состоит из 12–15 семейных домов, каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Руководство таким детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
Семейные формы :
1 Опека;
2 Усыновление;
3 Патронатная семья;
4 Приемная семья.
Сиротские учреждения :
1 Детские дома различных типов;
2 Интернаты.
Результативность воспитания детей в приемной семье, где созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. У детей, находящихся в приемных семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены. Ребенок в приемной семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Приемная семья является более благоприятной средой для развития ребенка. За время пребывания детей в приемных семьях происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение. Снимаются проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Дети начинают лучше учиться.
Обобщая позиции различных исследователей, семейные ценности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены как система устойчивых социально значимых представлений, которые влияют на выбор мировоззренческих и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, ответственного семейного поведения индивида, основанных на понимании института семьи. К семейным ценностям, с точки зрения комплекса базовых ценностей, актуальных для замещающей семьи, независимо от формы семейного устройства, относятся: понимание семьи как ценности, уважение (почитание) к старшим, забота о младших, культура быта, представления о семейных ролях и уважение к ним.
В связи с тем, что семейные ценности не появляются сами по себе, они формируются в соответствующих условиях, что и обусловливает важнейшую социальную функцию замещающей семьи по формированию семейных ценностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.