Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных ценностей как основной этап работы социального педагога по нормализации детско – родительских отношений.»
Формирование семейных ценностей как основной этап работы социального педагога по нормализации детско – родительских отношений.
Социальный педагог Орловского СУВУ Шулаева Е.В.
Для осуществления взрослого поведения подростку подчас не хватает устойчивой системы координат, в качестве которой у взрослого человека выступает система жизненных ценностей, которая позволяет ему давать оценку фактам, событиям и отношениям. В жизнь подростка входит понимание относительности норм и правил, которое разграничивает нравственное и ситуативное в поведении людей. В этом смысле ценностная сфера подростка нуждается в особом педагогическом внимании. Как минимум два основания этому есть:
- Подростковый возраст – период становления системы ценностей, что само по себе требует психолого-педагогического сопровождения личности. Кроме того, это становление осложняется сегодня глобальным ценностным кризисом в обществе, на фоне которого и происходит взросление современных подростков.
- Деятельность педагогов, направленная на обучение и помощь в профессиональном самоопределении подростка, на общение с ним, не будет иметь успеха, если со стороны взрослых не будет опоры на его актуальный ценностный рост.
Результаты проводимого исследования личностных особенностей кировского подростка свидетельствуют о том, что ведущими ценностями в рейтинге являются: счастливая семейная жизнь (62,7% опрошенных), наличие хороших и верных друзей (43,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (28%). При этом ценности, которые педагоги ставят во главу угла как значимые для подростков и на которые опираются в профессиональной деятельности (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание), они не отмечают как значимые, ставшие для них смыслом.
Исследования разных лет показывают, что доминирование данной группы ценностей в этом возрасте существенно не меняется на протяжении многих лет. И факт такой устойчивости объясним – доминирующие ценности отражают возрастные потребности подростка.
Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира, как ценности человеческого бытия и начинает фетишировать этот мир… Общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. В современном мире вещи становятся растлителями подростков.
В условиях кризиса ценностей в обществе, анализ представленности в сознании подростка материальных ценностей на протяжении последних лет показывает, что их значение растёт, не занимания при этом доминирующих позиций в рейтинге. Более чем прежде, ценности формирующегося общества ориентируют подростка на обеспеченную жизнь, полную развлечений и свободы. Сегодня более, чем когда-либо место человека среди других людей определяется не только личными качествами, но и обслуживающими вещами (дом, квартира, произведения искусства, денежные знаки, автомобиль и т.п.), что сказывается непосредственно на сенситивных к социальным явлениям подростках.
Подросток начинает оценивать свою семью как «бедную» или «богатую», и на этой почве кипят страсти в отношениях с родителями, обиды, агрессия. «Бедность/богатство» становится одним из критериев оценки сверстника, одним из оснований для принятия в среде сверстников, и как следствие - острые конфликты в подростковых группах, чувство неполноценности, стыда, обиды на родителей и на судьбу у подростков.
Основным этапом работы с подростками по восстановлению детско – родительских отношений является этап формирования семейных ценностей.
В систему работы социального педагога включен цикл занятий на темы:
Счастливая семья.
Глава семьи.
Ответственные родители.
Также разработаны проблемные беседы и тренинги на темы:
Шаги на пути к уверенности.
Белая ворона.
Эмоции в жизни человека.
Духовные и материальные ценности.
Трудные ситуации могут научить меня…
Образы милосердия.
«Я – юноша и это прекрасно! Я – девушка и это прекрасно!».
Как стать успешным.
Ещё раз о любви…
Конфликты в семье.
На этом же этапе необходима работа с семьёй. Социально-педагогическое консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Предметом социально-педагогического консультирования являются: в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.; в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.; в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.; в сфере духовного и морального здоровья внимание обращается на: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентаций членов семьи и т.п.; в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей; в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.
Социальным педагогом СУВУ организуются и проводятся онлайн конференции, на которые приглашаются не только воспитанник и члены его семьи, но и специалисты КДН и ЗП, классный руководитель, мастер производственного обучения, педагог – психолог, воспитатель, руководитель социально – психологической службы. Данная форма работы повышает мотивацию подростка к получению более хороших результатов в учёбе и на производстве, способствует нормализации отношений между воспитанником и членами его семьи. Не маловажным является и связь с родителями по телефону, посредством писем, общение при встречах.
После окончания обучения в Орловском СУВУ воспитанник вернётся домой, где ему необходимо заново начать выстраивать свою жизненную траекторию. Поэтому работа по формированию семейных ценностей у подростка, а также по налаживанию отношений между ним и членами его семьи очень важна и является одной из самых главных в работе социального педагога СУВУ.