kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование семейных ценностей как основной этап работы социального педагога по нормализации детско – родительских отношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию семейных ценностей  у подростков является однеой из самых главных в работе социального педагога СУВУ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных ценностей как основной этап работы социального педагога по нормализации детско – родительских отношений.»

Формирование семейных ценностей как основной этап работы социального педагога по нормализации детско – родительских отношений.

Социальный педагог Орловского СУВУ Шулаева Е.В.


Для осуществления взрослого поведения подростку подчас не хватает устойчивой системы координат, в качестве которой у взрослого человека выступает система жизненных ценностей, которая позволяет ему давать оценку фактам, событиям и отношениям. В жизнь подростка входит понимание относительности норм и правил, которое разграничивает нравственное и ситуативное в поведении людей. В этом смысле ценностная сфера подростка нуждается в особом педагогическом внимании. Как минимум два основания этому есть:

- Подростковый возраст – период становления системы ценностей, что само по себе требует психолого-педагогического сопровождения личности. Кроме того, это становление осложняется сегодня глобальным ценностным кризисом в обществе, на фоне которого и происходит взросление современных подростков.

- Деятельность педагогов, направленная на обучение и помощь в профессиональном самоопределении подростка, на общение с ним, не будет иметь успеха, если со стороны взрослых не будет опоры на его актуальный ценностный рост.

Результаты проводимого исследования личностных особенностей кировского подростка свидетельствуют о том, что ведущими ценностями в рейтинге являются: счастливая семейная жизнь (62,7% опрошенных), наличие хороших и верных друзей (43,3%), свобода как независимость в поступках и действиях (28%). При этом ценности, которые педагоги ставят во главу угла как значимые для подростков и на которые опираются в профессиональной деятельности (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание), они не отмечают как значимые, ставшие для них смыслом.

Исследования разных лет показывают, что доминирование данной группы ценностей в этом возрасте существенно не меняется на протяжении многих лет. И факт такой устойчивости объясним – доминирующие ценности отражают возрастные потребности подростка.

Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира, как ценности человеческого бытия и начинает фетишировать этот мир… Общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. В современном мире вещи становятся растлителями подростков.

В условиях кризиса ценностей в обществе, анализ представленности в сознании подростка материальных ценностей на протяжении последних лет показывает, что их значение растёт, не занимания при этом доминирующих позиций в рейтинге. Более чем прежде, ценности формирующегося общества ориентируют подростка на обеспеченную жизнь, полную развлечений и свободы. Сегодня более, чем когда-либо место человека среди других людей определяется не только личными качествами, но и обслуживающими вещами (дом, квартира, произведения искусства, денежные знаки, автомобиль и т.п.), что сказывается непосредственно на сенситивных к социальным явлениям подростках.

Подросток начинает оценивать свою семью как «бедную» или «богатую», и на этой почве кипят страсти в отношениях с родителями, обиды, агрессия. «Бедность/богатство» становится одним из критериев оценки сверстника, одним из оснований для принятия в среде сверстников, и как следствие - острые конфликты в подростковых группах, чувство неполноценности, стыда, обиды на родителей и на судьбу у подростков.

Основным этапом работы с подростками по восстановлению детско – родительских отношений является этап формирования семейных ценностей.

В систему работы социального педагога включен цикл занятий на темы:

  • Счастливая семья.

  • Глава семьи.

  • Ответственные родители.

Также разработаны проблемные беседы и тренинги на темы:

  • Шаги на пути к уверенности.

  • Белая ворона.

  • Эмоции в жизни человека.

  • Духовные и материальные ценности.

  • Трудные ситуации могут научить меня…

  • Образы милосердия.

  • «Я – юноша и это прекрасно! Я – девушка и это прекрасно!».

  • Как стать успешным.

  • Ещё раз о любви…

  • Конфликты в семье.

На этом же этапе необходима работа с семьёй. Социально-педагогическое консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Предметом социально-педагогического консультирования являются: в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т.д.; в сфере организации быта: организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т.д.; в сфере семейного здоровья: диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т.д.; в сфере духовного и морального здоровья внимание обращается на: традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентаций членов семьи и т.п.; в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей; в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

Социальным педагогом СУВУ организуются и проводятся онлайн конференции, на которые приглашаются не только воспитанник и члены его семьи, но и специалисты КДН и ЗП, классный руководитель, мастер производственного обучения, педагог – психолог, воспитатель, руководитель социально – психологической службы. Данная форма работы повышает мотивацию подростка к получению более хороших результатов в учёбе и на производстве, способствует нормализации отношений между воспитанником и членами его семьи. Не маловажным является и связь с родителями по телефону, посредством писем, общение при встречах.

После окончания обучения в Орловском СУВУ воспитанник вернётся домой, где ему необходимо заново начать выстраивать свою жизненную траекторию. Поэтому работа по формированию семейных ценностей у подростка, а также по налаживанию отношений между ним и членами его семьи очень важна и является одной из самых главных в работе социального педагога СУВУ.

Источники информации:

  1. https://multiurok.ru/files/rol-piedaghogha-v-dukhovno-nravstviennom-razvitii-uchashchikhsia.html

  2. https://nmcsova.ru/konf/itso-1/sredn/borisova-vs-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchashchihsya-v-praktike-raboty

  3. https://studfiles.net/preview/3053014/page:16/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шулаева Елена Валентиновна

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства