Музейная практика в формировании семейных ценностей: проект "Музей одного дня"
Музейная практика в формировании семейных ценностей: проект "Музей одного дня"
Музейная педагогика представляет широкие возможности для решения задачи формирования семейных ценностей. Музей одного дня - самый мобильный музей. Он собирается быстро, не требуем много места для экспозии и хранения экспонатов, при этом надолго остается в памяти участников проекта. Оснойвной тематикой проекта является творчество одного из членов семьи обучающихся или всей семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа - одно из важнейших положений федерального стандарта.
Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие «семейные ценности», наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это является фундаментом, на котором строится семья, как ячейка общества.
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Примеров семейных ценностей можно привести много, но мы остановимся только на основных.
Любовь. Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.
Доверие. Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.
Доброта. Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.
Верность. Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.
Взаимопонимание. Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.
Уважение. Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.
Воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. Впервые за последние 30 лет перед образованием поставлена задача формирования системы ценностей.
Наша педагогическая задача - помочь обучающимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи. Нам нужно организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.
Образовательные учреждения, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и образованием. Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, в этом не приходится сомневаться. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода.
Семья — главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. В семье формируются все личностные качества.
Форм, которые используются в воспитательной работе множество. Важно, чтобы было соблюдено непременное условие успеха – участие самой семьи, а именно родителей, братьев, сестер, других родственников в событиях, организуемых в школе, именно активное участие.
Музейная педагогика представляет на наш взгляд, широкие возможности для решения задачи формирования семейных ценностей. Рассмотрим в качестве примера опыт реализации проекта «Музей одного дня»
Музей одного дня – самый мобильный музей. Он собирается быстро, существует недолго, но оставляет след в памяти детей и взрослых. Краткость бытия позволяет экспонатам избежать участи ненужного старья, забытого в пыли на полках.
В нашей школе основной тематикой экспозиций является творчество кого-то из членов семей обучающихся или всей семьи. Такой выбор обусловлен миссией учреждения – социализация обучающихся с особыми образовательными потребностями. Наличие у человека увлечения делает его жизнь яркой и насыщенной. Увлечение (хобби) выполняет множество функций:
снятие стресса;
отдых;
расширение кругозора;
самореализация;
появление новых друзей;
получение удовольствия.
Хобби – это всегда «душевное» занятие, которое приятно человеку. За этим занятием человек приятно и с пользой проводит время. Например, если вашим хобби является прикладное творчество, то оно может быть полезно не только вам, но и вашим близким, ведь они могут быть одарены эксклюзивными вещами, которые вы сделали своими руками.
Для того, чтобы увлечение было в жизни взрослого человека, нужно целенаправленно работать над этим: создавать условия. К числу таких условий относятся расширение представлений о возможных увлечениях, предоставление возможностей для «пробы пера» в разных видах деятельности, стимулирование мотивации к тому занятию, которое появилось у ребенка. Проект «Музей одного дня» - один из способов решения вышеуказанных задач.
Остановимся на механике развития проекта. Классные коллективы реализуют проекты по очереди. Постановка проблемы – нам (классу) нужно представить экспозицию - первый шаг реализации проекта.
Далее следует проектирование – всем вместе предстоит решить, какому увлечению, какого человека будет посвящена экспозиция. Нужно распределить «роли». Собиратели коллекции осуществляют поиск и сбор экспонатов.
Регистраторы присваивают инвентарный номер каждому экспонату на специальном бланке.
Хранители коллекции следят за ее сохранностью, подправляют экспозицию между посещениями групп экскурсантов.
Дизайнеры продумывают схему расположения экспонатов, оформления музея. Есть ответственные за книгу отзывов посетителей.
Следующая группа – экскурсоводы. Эти учащиеся составляют свои авторские тексты экскурсий - небольшие рассказы, которые сопровождают знакомство с экспонатами. Непременно на каждой выставке экскурсоводы напоминают посетителям правила поведения в музее. Ребята-экскурсоводы составляют вместе с педагогами вопросы автору работ и задания к викторинам, которые после экскурсии предлагаются посетителям музея. Викторины – отличное завершение групповой экскурсии. Самые активные посетители музея получают небольшие призы от организаторов.
После обсуждения первых выставок пришли к выводу о необходимости ввести «в штат» журналистов и фотографов. Задача журналиста написать заметку о проведенной выставке, а фотографа - фотографировать экспонаты, авторов работ и посетителей.
Важным моментом является информирование школьного сообщества о предстоящем событии.
«Героями» проекта, как правило, становятся родители обучающихся. Рассмотрим, как достигается воспитательный эффект от проекта. Для того чтобы найти «героя – носителя увлечения», ребята рассказывают о том, чем увлекаются члены их семей. В процессе беседы участники узнают о хобби членов семей своих одноклассников. Выбранный родитель погружается в событие: приглашается на классный час, рассказывает о своем увлечении, испытывает при этом целый спектр положительных эмоций, а также чувство сопричастности к тому, что происходит в школе, в которой учится его ребенок. Все обучающиеся класса, составляют представление об увлечении родителя (бабушки, дедушки) ИХ одноклассника. Остальные родители информируются о событии в чате либо становятся посетителями выставки, то есть в разной степени участвуют в проекте. На подсознательном уровне у них формируется готовность к более активному участию в жизни класса.
В любом проекте участники получают опыт. Можно определить опыт так: это такие действия или события, результат которых стал впоследствии условием последующих действий и событий. Другими словами, то, что происходит с нами, может происходить, не оставляя следа, а некоторые события могут научить, заставить почувствовать, оставить свой след. И тогда они становятся частью опыта (например, споткнулся человек, поморщился и пошел дальше или споткнулся, заметил выбоину на дороге и стал ее потом обходить). Получается, что опыт появляется не там, где мы просто что-то делаем, с нами что-то происходит, а только там, где в дополнение к этому возникает и остановка, обдумывание, анализ. При этом главное – факт остановки и фиксация внимания, факт рефлексии. Само по себе проектирование не гарантирует приобретение опыта, осмысленного отношения ко всей совокупности проектных действий. А раз нет опыта, он не приобретен, проект остается случаем из жизни – приятным или неприятным, творческим или не очень. Поэтому в дополнение к собственно проектированию необходимо отводить время для рефлексии.
Рефлексию мы проводим поэтапно. Участники делятся своими впечатлениями непосредственно после представления «продукта» - экскурсии. Затем, когда эмоции немного улеглись, предлагаем участникам: детям и взрослым ответить на вопрос «Что можно было сделать иначе, лучше?».
Приказом Президента Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи. Это важное событие для нашей страны Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. Это еще один шаг на пути к укреплению семейных ценностей. Крепкая семья — это залог стабильности и процветания общества. Семейные ценности консолидируют общество.
Мы призываем педагогическое сообщество к творческому поиску эффективных форм взаимодействия с семьей, их апробации и обмену опытом, чем и сами занимаемся.