kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние средств массовой информации на формирование семейных ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

О важности формирования семейных ценностей и влиянии на них СМИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние средств массовой информации на формирование семейных ценностей»

Каминская О.Н.

МОУ «СОШ № 106» г. Омск

Влияние средств массовой информации на формирование семейных ценностей

 Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции и ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой.

Имидж семьи, пропагандируемый в СМИ, во многом определяет актуальные модели семейного поведения, активно участвует в формировании такого сложного феномена, как мода, создает типизированные образы-эталоны семьи, которые впоследствии сопровождают человека всю его жизнь, оказывая значительное влияние на его мировосприятие.

В настоящее время наблюдается рост различных негативных явлений в сфере брака и семьи - таких, как падение рождаемости, сокращение числа браков и увеличение разводов, распространение идеала однодетной семьи, невыполнение семьей своих функций, ослабление родственных связей, а также распространение различных девиантных форм семейного поведения. Следствием этого стала депопуляция – уменьшение численности населения, происходившее в России на протяжении 90-х гг. ХХ века.

Первопричиной депопуляции является кризис семьи, проявившийся, в первую очередь, как кризис системы ценностей. В настоящее время семья перестает быть ценностью для людей, исчезают мотивы, побуждающие вступать в брак, рожать и воспитывать детей. Проводившиеся на эту тему исследования показали, что улучшение материальных условий в России не приводит к существенному увеличению числа детей в семье, так как экономический фактор в данном случае не играет ведущей роли. В странах Запада, где большинство семей имеют материальные условия, позволяющие иметь много детей, также распространен идеал однодетной семьи. Решение проблем современной российской семьи следует искать именно в сфере социально-нравственных установок.

Каждый человек ориентируется на определенную группу (или несколько групп), членом которой он может и не являться, но нормы, идеалы и ценности которой воспринимает в качестве образцов, эталонов собственного поведения. Людям свойственно присоединение к тем моделям поведения, которые позиционируются как благополучные.

Для многих людей таковыми являются их кумиры – популярные актеры, певцы, телеведущие, режиссеры, спортсмены – люди, которые постоянно находятся в центре внимания СМИ. Модели их семейного поведения, демонстрируемые в СМИ, для многих людей становятся образцами их собственного семейного поведения.

В настоящее время современное общество переживает еще и кризис социальной идентичности. Люди не прикрепляются крепко к определенным культурным образцам и традициям, а свободно меняют их, подобно маскам, в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. В результате весь процесс, в целом, приобретает стихийный, непредсказуемый характер.

Под влиянием СМИ и в особенности рекламы, в обществе изменилось отношение к институту семьи в целом.

Образ семьи менялся в ходе исторического развития от столетия к столетию. Корни современного образа восходят к религиозному, этническому, культурному прошлому семьи. Традиции, стиль жизни, представления о роли и значении семьи, система воспитания детей, интимные отношения – всё имеет свои исторические основания.

Сегодняшний стереотип семьи принял патологические формы в современном обществе, а конкретная семья столкнулась с новыми проблемами, в ряде случаев вступила в состояние затяжного разлада с другими социальными институтами. К нерешённым проблемам функциональной связи семьи и общества можно отнести: ослабление связи поколений и передачи традиционных семейных.

Базовое представление о происходящем в мире россияне получают сегодня именно через СМИ. Сегодня они стоят на позиции реального отражения общества, а люди, пользуясь СМИ, воспринимают социальные ценности, нормы и правила поведения. СМИ демонстрируют ролевые модели, которые наблюдаются и имитируются телезрителями, слушателями, читателями.

Средства массовой информации, с одной стороны, отражают реально сформировавшийся в обществе негативный имидж семьи, а с другой – акцентируют семейные ценности в неправдоподобных сюжетах рекламы и сериалов.

Ценностное сознание общества является на сегодняшний день объектом пристального внимания представителей разных наук, фокусирует в себе многие острые проблемы современности. Особое место среди них занимают проблемы формирования социальных ценностей молодежи и стиля ее поведения.

Молодежь – это социально-демографическая группа; важнейшая составляющая в структуре любого общества, обеспечивающая перспективы его развития и определяющая его будущее. В настоящее время большинство браков заключается в возрасте 22–26 лет. 90% людей данного возраста являются студентами.

Семейные ценности, пропагандируемые СМИ, получают признание и становятся нормами поведения. Как показали исследования, характерными чертами семьи являются рост числа нерегистрируемых браков и снижение рождаемости. Анализ, проведённый СМИ показал, что малодетная форма репродуктивного поведения является наиболее одобряемой: у 32% семей нет ни одного ребенка, 35% имеют одного ребенка. В незарегистрированном браке состоят 20% супругов.

Важное изменение касается также распределения семейных ролей. Анализ данных СМИ подтвердил, что семейные роли мужчин и женщин стали более однородными: активной профессиональной деятельностью занимаются 44% мужчин и 25% женщин, воспитанием детей 88% женщин и 56% мужчин. Эту тенденцию можно наблюдать и в современном обществе: с 1972 года по 2006 год доля семей с традиционным распределением ролей уменьшилась с 53% до 17% (из числа зарегистрированных браков).

Типичная модель семьи под воздействием СМИ значительно изменилась, что в первую очередь отразилось на формировании семейных установок и выборе брачного поведения молодежи.

Кризис семьи заключается, прежде всего, в кризисе социальных ценностей. Их формирование является прерогативой СМИ, в том числе печатных, и подразумевает агитацию, пропаганду и идеологию семейных ценностей.

Исследование семейных образов и стереотипов семейной жизни в рекламных сообщениях очень актуально в настоящее время. Телевизионная реклама играет огромную роль в формировании ценностных ориентаций людей, особенно молодежи. Постоянно демонстрируемая на экране модель семьи может стать эталоном для подражания при создании собственной семьи. Кроме того, в рекламе используются наиболее актуальные ценности; следовательно, анализируя рекламные сообщения, можно выявить, какие ценности и образцы поведения являются наиболее разделяемыми в обществе.

Анализ рекламных сообщений на самых популярных общероссийских каналах показывает, что семья в рекламе – это однодетная или двухдетная, реже бездетная семья. Образ многодетной семьи использовался редко. Чаще всего в рекламных роликах демонстрируется образ полной нуклеарной семьи. В рекламе часто отсутствовал один из родителей, но нет оснований полагать, что он вообще отсутствует, чаще присутствует мама, чем папа.

Создатели рекламных роликов акцентируют внимание на традиционном распределении семейных ролей. Реклама формально подчеркивает традиционные семейные ценности и роли, но не вносит тем самым вклад в преодоление кризиса семьи.

Семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом... Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того — сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность! Но названные моменты — не константа, ведь общество развивается, каждому этапу соответствует свой тип отношений между близкими людьми и то, что в этих отношениях ценится. Пример: когда до XX века преобладал ручной труд, важна была многодетность, или — проживание нескольких родственных семей вместе — кому-то же надо было обрабатывать земли, вести коллективное хозяйство. С приходом XX века все изменилось: от количества членов семьи ее зажиточность не зависит, на первом плане — их «качество»: образование, социальный статус. Смена семейных приоритетов налицо: многодетность и несколько поколений или веток рода на общих квадратных метрах почти ушли в прошлое, их место заняли новые: один-два ребенка в семье и необходимость вить свое семейное гнездышко. Одни из подобных перемен — к лучшему, другие — не очень. Изменения происходят и в наши дни. Более того, учитывая современный ритм жизни — еще с большей интенсивностью. Какие же ценности приходят на смену старым и как сохранить лучшие из них?

Свобода выбора - она стала необходимой ценностью, имея которую каждый домочадец дает возможность другому самовыразиться, понимая, что и его индивидуальность не попирается. В первую очередь это касается жен и детей. Причина в том, что сегодня дамы — нередко зарабатывают столько же, а то и больше мужей, что и дает им эту относительную свободу (феминизм тоже внес свою лепту). Что касается детей — они мыслят, творят и видят вещи совершенно по-другому, чем их родители, нередко — намного осознаннее. Увидев, что дети развиваются не по годам, старшие ослабляют свои нити влияния. Новая ценность, конечно, хороша, но нужно понимать, что к свободе должна прилагаться ответственность — за свои поступки. И формировать ее у ребенка должен отец с шести лет — и у девочек, и у мальчиков. В этом возрасте ребенок идет в школу и выходит из зоны безграничного влияния матери, но почему именно папа? Женщины мягче, больше жалеют детей, а потому многое прощают. Отец же знает цену данному слову, берет на себя ответственность за него, и может это на личном примере показать ребенку, то есть — научить. Отец точно получит ответ на вопрос «Зачем ты это сделал?», а мама пожалеет. Если вы услышите, хоть какое-то объяснение от ребенка в 6 лет, услышите и в 16.

Личная территория - это потребность каждого члена семьи в интимном пространстве для самовосстановления. В наше время кризисов и хронических переутомлений люди больше стали стремиться к уединению и покою. Молодые семьи — особенно, но часто они вынуждены жить с родителями. Нежелание новоиспеченных семьянинов жить с ними, согласно реалиям, вполне оправдано. Но эта ценность погубила вторую — крепкие родственные связи. Празднование юбилеев за одним столом с родней всех возрастов со всех округ — большая редкость, что и подтачивает могучие семейные корни. Часто дети не знают имен своих умерших бабушек, племянники — теть. Выход один, — изучать и рисовать свое семейное дерево. Знать своих предков — это норма. К тому же весьма полезная при психотерапии, ведь при изучении «корней» сразу видны ценности нескольких поколений: как поступали в разных ситуациях дедушки и бабушки, сколько детей у них было, случались ли в роду измены. Главное — никогда не осуждать: не будь их, нас бы тоже не было.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние средств массовой информации на формирование семейных ценностей

Автор: Каминская Ольга Николаевна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 387959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Публикация "Основы семейного воспитания""
    ["seo_title"] => string(41) "publikatsiiaosnovysiemieinoghovospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "292982"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455380274"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Статья "ВЛИЯНИЕ СМИ  НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-vliianiie-smi-na-sotsializatsiiu-mladshiego-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "173659"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424015234"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Физкультурно-оздоровительное направление как способ здоровьесбережения школьников. "
    ["seo_title"] => string(92) "fizkul-turno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie-kak-sposob-zdorov-iesbieriezhieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "157979"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421677356"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Создание коррекционной-развивающей, воспитательной и социальной среды в коррекционном учреждении."
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_korrektsionnoi_razvivaiushchei_vospitatelnoi_i_sotsialnoi_sredy_v_korre"
    ["file_id"] => string(6) "536376"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тест по теме "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(60) "tiest-po-tiemie-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165042"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства