kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель: Формировать знания о правилах дорожного движения, учить применять полученные знания на практике.

 Развивать интерес к правилам поведения на улице, побудить стремление к соблюдению правил дорожного движения.

Задачи:

Шире и активнее проводить профилактическую работу, чтобы вызвать интерес к изучению правил дорожного движения, научить узнавать элементарные дорожные знаки.

Учить использовать знания по правилам дорожного движения на практике.

Способствовать сознательному выполнению правил дорожного движения, воспитывать у учащихся культуру поведения на дорогах.

Используемые методы: беседы, встречи с  работниками ГИБДД, классные часы.

Работа носит структурный характер. Она состоит из: введения, теоретической части, практической части, приложения, списка литературы.

Актуальность проекта: У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Статистика подтверждает, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Особенно часто в беду попадают дети. Некоторые школьники нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности либо недисциплинированности. Ежегодно в России гибнут в дорожно-транспортных  происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе» »







Реферат

на тему:





«Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе»









Работу выполнила:

учитель начальных классов

Головина Светлана Геннадиевна

МБОУ «Новоильмовская сош»

Дрожжановского муниципального района

Республики Татарстан



Содержание

  1. Введение.

  2. Теоретические основы понятия «внеклассное мероприятие».

  3. Практическая часть.

  4. Заключение.

  5. Список литературы.



































Тема:

Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе.

Основная цель: Формировать знания о правилах дорожного движения, учить применять полученные знания на практике.

Развивать интерес к правилам поведения на улице, побудить стремление к соблюдению правил дорожного движения.

Задачи:

Шире и активнее проводить профилактическую работу, чтобы вызвать интерес к изучению правил дорожного движения, научить узнавать элементарные дорожные знаки.

Учить использовать знания по правилам дорожного движения на практике.

Способствовать сознательному выполнению правил дорожного движения, воспитывать у учащихся культуру поведения на дорогах.

Используемые методы: беседы, встречи с работниками ГИБДД, классные часы.

Работа носит структурный характер. Она состоит из: введения, теоретической части, практической части, приложения, списка литературы.

Актуальность проекта: У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Статистика подтверждает, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Особенно часто в беду попадают дети. Некоторые школьники нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности либо недисциплинированности. Ежегодно в России гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы.





































1.ВВЕДЕНИЕ

Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.

Особую актуальность в России приобретает обеспечение безопасности школьников на дорогах населенных пунктов. К сожалению, статистика ДТП с участием детей неутешительна.

Основные причины ДТП с годами не изменяются: это неудовлетворительное состояние дорог, нарушения правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, превышение скорости. Практически каждое третье ДТП совершено по вине пешеходов. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательным и предупредительным друг к другу.

Основу взаимодействия и “мирного сосуществования” всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неуклонно выполнять. Школе принадлежит решающая роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении детского дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.

2.Теоретические основы понятия «внеклассное мероприятие»

Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету.

Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.

Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий по профилактике ДДТ является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.

Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов «Безопасное колесо» и т.д.

Внеклассные мероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязаны с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.

Внеклассные мероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому, значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях.

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:

- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Особенности внеклассного мероприятия

1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие– это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.

Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассном мероприятии такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

Виды внеклассных мероприятий: конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии, веселые старты, олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам, встреча с сотрудниками ГИБДД.











3.Практическая часть.

Одним из направлений учебно-воспитательной работы в нашей школе является профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

В связи с этим обстоятельством потребность углубленного изучения в образовательном учреждении правил дорожного движения (ПДД) с младшими школьниками остается актуальной.

Для реализации этой проблемы в школе была создана агитбригада «ЮИДД» из учащихся начальных классов. Они выступали перед учащимися начальных классов, знакомили с правилами безопасного поведения на дорогах. Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ – это одно из звеньев большой внеклассной работы. В начальной школе традиционными стали викторины, музыкальные праздники, инсценирование. Также, частыми гостями в школе являются сотрудники ГИБДД.



Участники агитбригады представили свою команду, свой девиз и песню.

В интересной форме рассказали о возникновении первых светофоров и их значении. В стихотворной форме познакомились со световыми сигналами светофора. Исполнили частушки о правилах дорожного движения, читали стихи о дорожных знаках, исполняли песни о правилах поведения на дороге, разгадывали кроссворды на эту же тему.


Затем разыграли сценку о том, какие неприятности могут произойти, если не соблюдать ПДД. Выяснили, из каких частей состоит дорога, где можно переходить пешеходам проезжую часть дороги безопасным путём, какие знаки им при этом помогают, познакомились с сигналами регулировщика, разгадывали загадки о дорожных знаках. Переходя к практической части нашего мероприятия, организовали веселые старты с элементами правил дорожного движения, включая подвижные игры и эстафеты. История мировой педагогики свидетельствует, что школьникам гораздо больше нравится играть, соревноваться, чем заставлять себя учиться. Связанный с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывает у ее участников проявление смелости, смекалки, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и других ценностных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, в эстафете повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. Игры, эстафеты и соревнования формируют навыки честного, равноправного соперничества, приучают к коллективным действиям, эффективно воспитывают интерес к преодолению препятствий на пути к поставленной цели.

Необходимо отметить, что понятие “игровой метод” предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, содействуют воспитанию физических качеств. Игровой метод может служить и действенным фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств.

Поэтому основная часть внеклассного занятия содержит различные эстафеты с дорожными знаками: бег с передачей эстафетной палочки (жезла регулировщика), эстафеты “Светофор”, “Грузовики”, “Автомобили” и другие. Таким образом, используются игры большой и малой подвижности, которые составлены с учетом физиологических особенностей детей (учитывается распределение нагрузки в ходе занятия), они способствуют развитию не только внимания, но и быстроты, ловкости, координации детей.




В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность внеклассных мероприятий в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на занятиях какой-либо одной дисциплины.

При организации внеклассных занятий по физической культуре с изучением правил дорожного движения мы имеем возможность не только обеспечивать более высокий уровень физической подготовки учащихся, но и сохранение жизни и здоровья детей. Мы формируем потребности в здоровом образе жизни, воспитываем навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ожидаемым результатом внеклассных занятий – повышение уровня усвоения ПДД на внеклассном занятии и сознательное их соблюдение во внеурочное время. После мероприятий учащимся были выданы анкеты (приложение 1).

Результаты анкетирования показали: занятие понравилось всем детям; все испытали радость, восторг от проведенных игр и эстафет. Дети узнали много нового о знаках дорожного движения. Особенно им понравились и запомнились такие эстафеты, как “светофор”, “грузовики”, “угадай знак”, “автомобили”. Именно на эти эстафеты указали все ребята. Отметим, что дети изъявили желание еще посоревноваться в ловкости и смекалке, но уже с ребятами из других классов.

Такие внеклассные мероприятия с учащимися начальных классов проводились регулярно. Это были игры в лото по правилам дорожного движения, классные часы.

В конце учебного года была проведена статистика нарушений ПДД учащимися начальных классов и средних классов. Учащимися начальных классов не совершено ни одного нарушения ПДД.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы была доказана эффективность влияния внеклассных мероприятий на формирование навыков безопасного поведения на дороге младших школьников.

Проделав данную работу:

Мы убедились в значимости проведений внеклассных занятий с элементами правил дорожного движения для детей младшего школьного возраста.

Хочется отметить, что такие занятия рекомендуется проводить в период выхода учащихся после длительных летних каникул и перед уходом детей на летние каникулы, так как именно в данное время нарушения правил дорожного движения встречаются наиболее часто.

Таким образом, внеклассные мероприятия по формированию безопасного поведения на дорогах способствуют формированию навыков безопасного поведения на дороге младших школьников.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. /Сост М.В. Видякин – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2006.

  2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/Серия “Здравствуй, школа!”. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  3. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт._сост. Е.Ю. Лавлинскова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Использование ситуативного метода обучения на уроках физической культуры. / “Спорт в школе”, № 3, 2007.

  5. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Спец. Учеб. Заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

  6. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1 – 11 кл.: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006.

  7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки; классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е. Амелина, О.Л. Фастова, С.В. Кашлева – 3-е изд.доп. и исправ. – М.:Глобус, 2008.

  9. Яковлев В.Г. и Ратников В.П. Подвижные игры. Учеб. Пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. Ин-тов. М., “Просвещение”, 1977.









А Н К Е Т А


  1. Понравилось ли тебе занятие с использованием спортивных эстафет и подвижных игр, включая дорожные знаки?


Да Не знаю Нет


  1. Какие эмоции, чувства ты испытал по окончании занятия?

Поставь плюсик рядом с тем смайликом, который соответствовал твоему настроению:




  1. На твой взгляд самая интересная и познавательная эстафета:


грузовики светофор на самокатах


автомобили инспектор ГАИ угадай знак


  1. Знал ли ты до сегодняшнего занятия, что существуют группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки приоритета?


Да Не знаю Нет


  1. Какие дорожные знаки на сегодняшнем занятии ты открыл для себя впервые?





  1. Интересно ли тебе встретиться и пообщаться с членами твоей команды после занятия, обменяться мыслями, идеями?


Да Не знаю Нет


  1. Хотел бы ты участвовать в соревнованиях не только внутри своего класса, но и между классами школы?

Да Не знаю













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Головина Светлана Геннадиевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Анализ воспитательной работы 1 полугодие в 4 классе."
    ["seo_title"] => string(47) "analizvospitatielnoiraboty1polughodiiev4klassie"
    ["file_id"] => string(6) "298574"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456340851"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Анализ воспитательной работы 1 полугодие в 4 классе."
    ["seo_title"] => string(48) "analizvospitatielnoiraboty1polughodiiev4klassie1"
    ["file_id"] => string(6) "298575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456340859"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Отчет о профилактике ДТП "
    ["seo_title"] => string(27) "otchiet-o-profilaktikie-dtp"
    ["file_id"] => string(6) "107613"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403350935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Программа по внеурочной деятельности: "Школа юных инспекторов дорожного движения". "
    ["seo_title"] => string(93) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-shkola-iunykh-inspiektorov-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "137357"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417342322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства