Программа по внеурочной деятельности: "Школа юных инспекторов дорожного движения".
Программа по внеурочной деятельности: "Школа юных инспекторов дорожного движения".
Паспорт Программы
Наименование Программы
«Школа юных инспекторов дорожного движения".
2.Цель и задачи программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Цель программы: вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи программы:
- обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
- расширение и углубление знаний но Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- развитие активности детей по формированию ответственности за безопасность своей жизни и окружающих на дорогах;
- научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно –транспортных происшествиях.
Программа «Школа юных инспекторов дорожного движения»» разработана для реализации в 1 классе в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
3.Содержание программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Тема 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности в учебном классе.
Тема 2. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Общие положения ПДД. Общие обязанности водителей. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. Характерные нарушения ПДД. Анализ ДТП. История появления автомобиля и ПДД. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы.
Тема 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД. Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги. Перекрестки и их виды. Островок безопасности. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы. Административная и уголовная ответственность водителей, пешеходов и пассажиров за нарушение ПДЦ. Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения.
Тема 4. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Порядок движения транспортных средств, стоянка, остановка. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта.
Тема 5. ВЕЛОТЕХНИКА. ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ.
Материальная часть велосипеда. Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту. Инструкция по уходу и мелкому ремонту. Безопасные места для езды на велосипедах. ПДД для велосипедистов.
Тема 6. ОКАЗАНИЕ ПМП (первой медицинской помощи).
Виды повязок и способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; оказание ПМП при переломах, ожогах, шоке и обмороке; как делать искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при автодорожных происшествиях.
6. Формы реализации программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в «Школе пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
7. Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа с работниками ГИБДД, игра, практическая работа, наблюдение, самостоятельная работа, экскурсия, театрализованное представление по ПДД, практическая работа по изготовлению дорожных знаков.
Методы контроля, доклад, выступление, выставка рисунков по ПДД, презентация, участие в театрализованном представлении.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
8. Межпредметные связи программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»:
- с уроками русского языка: запись отдельных предложений из текстов «Правила дорожного движения»;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в конкурсе рисунков по ПДД;
- с уроками технологии: изготовление дорожных знаков;
- с уроками информатики: создание и оформление мультимедийной презентации о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
10. Требования к уровню знаний, умений и навыков
по окончанию реализации программы.
- изучить основы безопасного поведения на дороге и выработать практические навыки, необходимые участникам дорожного движения;
- выработать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
-уметь привлекать других учащихся школы к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
- иметь навыки культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности: "Школа юных инспекторов дорожного движения". »
Паспорт Программы
Наименование Программы
«Школа юных инспекторов дорожного движения»
Основание для разработки Программы
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).
-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.
Разработчик Программы
Аксёнова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
Цель Программы
Вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи Программы
- обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
- расширение и углубление знаний но Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- развитие активности детей по формированию ответственности за безопасность своей жизни и окружающих на дорогах;
- научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно –транспортных происшествиях.
Сроки и этапы реализации
1 год
Ожидаемые результаты реализации Программы
После окончания курса обучения учащиеся должны иметь представление:
- об истории ГИБДД, автомобилестроения;
- о порядке движения транспортных средств;
Должны знать:
- основные Правила дорожного движения;
- значение дорожных знаков;
- правила для пешеходов и водителей;
- назначение разметки дорог;
- устройство велосипеда;
- основные марки автомобилей;
- об уголовной и административной ответственности водителей и пешеходов за нарушения ПДД;
Должны уметь:
- управлять велосипедом;
- оказывать первую медицинскую помощь себе и другим.
Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация ГБОУ ООШ №4 г.о. Отрадный Самарской области.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.
К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Программа «Школа юных инспекторов дорожного движения» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).
В современных условиях уделяется большое внимание ускоренному развитию транспорта и дорожного строительства. Поэтому намечено проведение мероприятий по дальнейшему повышению безопасности движения. Это еще раз подтверждает, что проблема профилактики аварий, предупреждения несчастных случаев с людьми, и особенно с детьми, на дорогах, выдвинутая на первый план в результате бурного развития автомобильной промышленности, ныне приобрела общегосударственное значение.
Для того чтобы обеспечить правильное поведение водителей и пешеходов на улицах и дорогах, установлены правила дорожного движения. Но без действенной и целенаправленной их пропаганды среди населения, особенно среди детей, добиться решительных сдвигов в предупреждении дорожно-транспортных происшествий трудно. Чтобы обеспечить безопасность детей на улицах, необходимо в полной мере использовать все формы и методы педагогического и идеологического воздействия, способствующие воспитанию пешехода, уважающего законы улицы и дорог.
Причиной несчастных случаев с детьми является не только безответственность некоторых водителей, но и невыполнение детьми на улицах элементарных правил дорожного движения, а также незнание ими истин азбуки дорожной грамоты. Все это в комплексе обязывает взрослых обратить особое внимание на обучение дорожной грамоте с раннего возраста.
В процессе занятий учащиеся знакомятся с историей ГИБДД. деятельностью юных инспекторов движения, правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, приобретают практические навыки по велотехнике, оказанию первой медицинской помощи себе и другим.
2.Цель и задачи программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Цель программы:вовлечь учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Задачи программы:
- обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
- расширение и углубление знаний но Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- развитие активности детей по формированию ответственности за безопасность своей жизни и окружающих на дорогах;
- научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно –транспортных происшествиях.
Программа «Школа юных инспекторов дорожного движения»» разработана для реализации в 1 классе в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
3.Содержание программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Тема 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности в учебном классе.
Тема 2. ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Общие положения ПДД. Общие обязанности водителей. Общие обязанности пешеходов и пассажиров. Характерные нарушения ПДД. Анализ ДТП. История появления автомобиля и ПДД. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы.
Тема 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД. Разметка проезжей части. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дороги. Перекрестки и их виды. Островок безопасности. Сигналы светофора и регулировщика. Типы светофоров. Дорожные знаки и их группы. Административная и уголовная ответственность водителей, пешеходов и пассажиров за нарушение ПДЦ. Нормативные документы в сфере безопасности дорожного движения.
Тема 4. ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Порядок движения транспортных средств, стоянка, остановка. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, остановок общественного транспорта.
Тема 5. ВЕЛОТЕХНИКА. ПДД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ.
Материальная часть велосипеда. Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту. Инструкция по уходу и мелкому ремонту. Безопасные места для езды на велосипедах. ПДД для велосипедистов.
Тема 6. ОКАЗАНИЕ ПМП (первой медицинской помощи).
Виды повязок и способы их наложения; виды ран и способы их обработки; приемы остановки артериального, венозного и капиллярного кровотечений; оказание ПМП при переломах, ожогах, шоке и обмороке; как делать искусственное дыхание и массаж сердца; приемы и способы транспортировки пострадавшего. Оказание ПМП при автодорожных происшествиях.
4. Особенности программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Должны произойти следующие изменения в образе ученика: воспитанники понимают, что жизнь и здоровье - самое важное из жизненных ценностей; изменяются качества ученика: возникает стремление к самореализации и жизненному самоопределению; умение применять свои знания по правилам дорожного движения, помогать людям в трудных дорожных ситуациях, умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах, , сознательное следование нормам и правилам дорожного движения, готовность к самосовершенствованию; знание основ правоведения; уважение государственных законов и правил; самостоятельность и организованность в опасных ситуациях; умение ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность.
5. Место программы «Школа юных инспекторов дорожного движения» в учебном плане.
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом ГБОУ ООШ №4. На реализацию программы отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.
6. Формы реализации программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»
Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в «Школе пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
7. Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий:беседа с работниками ГИБДД, игра, практическая работа, наблюдение, самостоятельная работа,экскурсия, театрализованное представление по ПДД, практическая работа по изготовлению дорожных знаков.
Методы контроля,доклад, выступление, выставка рисунков по ПДД, презентация, участие в театрализованном представлении.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
8. Межпредметные связи программы «Школа юных инспекторов дорожного движения»:
- с уроками русского языка: запись отдельных предложений из текстов «Правила дорожного движения»;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в конкурсе рисунков по ПДД;
- с уроками технологии: изготовление дорожных знаков;
- с уроками информатики: создание и оформление мультимедийной презентации о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
9. Планируемые результаты освоения программы
После окончания курса обучения учащиеся должны иметь представление:
- об истории ГИБДД, автомобилестроения;
- о порядке движения транспортных средств;
Должны знать:
- основные Правила дорожного движения;
- значение дорожных знаков;
- правила для пешеходов и водителей;
- назначение разметки дорог;
- устройство велосипеда;
- основные марки автомобилей;
- об уголовной и административной ответственности водителей и пешеходов за нарушения ПДД;
Должны уметь:
- управлять велосипедом;
- оказывать первую медицинскую помощь себе и другим.
№ п/п
Наименование
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
Оформить свою мысль в устной форме
Учиться действовать по образцу и заданному правилу
2.
История развития автомототранспорта. Проблемы безопасности движения
Воспитание дисциплинированности на дорогах
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников
Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации
3.
Оформление уголка безопасности движения.
Воспитание трудолюбия в достижении поставленной цели
Умение структурировать полученные знания
Выработать потребность общения в социуме
Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого
4.
Правила дорожного движения в нашей стране. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды
Формировать уважительное отношение к истории автотранспорта
Знать историю развития правил дорожного движения в нашей стране
Выработать потребность общения в социуме
Использовать речь для регуляции своего действия
5.
Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД. Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя
Воспитание ответственности пешехода за нарушение ПДД
Знать влияние погодных условий на движение автомобиля
Управление эмоциями при возникновении опасной ситуации на дороге
Умение адекватно понимать увиденную информацию
6.
ПДД. Разметка части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды. Островки безопасности транспортных средств. Пешеходные переходы и переезды
Формирование правильного поведения пешеходов на дорогах
Уметь самостоятельно определять уровень опасности на дорогах пешеходом
Управление эмоциями при возникновении опасной ситуации на дороге
Использовать первичные навыки пешехода на дорогах
7.
Устная пропаганда ПДД среди учащихся и дошкольников (МДОУ № 3 «Солнышко») Проведение бесед, игр по безопасности движения. Наглядные пособия, техника их изготовления
Формирование навыков взаимоотношений в группе
Использовать теоретические знания при проведении работы в группах
Планирование собственной деятельности
Умение доступно излагать полученную информацию в соответствии с возрастом участников
8.
Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств
Сформировать понимание предложений и оценок взрослого
Уметь самостоятельно определять уровень опасности на дорогах пешеходом
Уметь аргументировать свою позицию
Уметь находить информацию об объекте
9.
Отдельные вопросы ПДД для велосипедистов
Сформировать первичные навыки велосипедиста
Уметь спланировать свои действия
Использование речевых и коммуникативных средств
Уметь находить информацию об объекте
10.
История ГИБДД. Роль отрядов ЮИД в решении вопросов предупреждения детского ДТТ
Вырабатывать способность различать способ и результат действия
Знать историю образования ГИБДД в нашей стране
Умение анализировать информацию
Научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
11.
Оказание первой медицинской помощи
Развитие умения действовать в экстремальной ситуации
Уметь самостоятельно принимать решения в экстремальных ситуациях
Обеспечение защиты и сохранности жизни и здоровья окружающих
Умение использовать полученные знания на практике
12.
Выступление агитбригады. (Отчет о работе кружка)
Воспитание умения взаимодействовать с партнером
Уметь спланировать свои действия
Умение владеть диалогической формой речи
Целеустремленность и настойчивость в достижении цели
10. Требования к уровню знаний, умений и навыков
по окончанию реализации программы.
- изучить основы безопасного поведения на дороге и выработать практические навыки, необходимые участникам дорожного движения;
- выработать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
-уметь привлекать других учащихся школы к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
- иметь навыки культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы.
2. Информационные стенды: безопасный путь в школу, первая медицинская помощь, детям о ПДД; творческие работы учащихся.
3. Набор моделей автомобилей, дорожных знаков, фигур пешеходов для проведения занятий в игровой форме.
4 . Комплект переносных дорожных знаков для проведения практических занятий на транспортных площадках.
5. Настольные игры по ПДД.
6. Комплект дисков по ПДД.
7. Аудиокассеты.
8. Учебно-методические пособия.
9. Учебно-методическая литература.
10. Школьные методические разработки, памятки для учеников и родителей, сценарии праздников.
Учебно-методический план программы
«Школа юных инспекторов дорожного движения» 1 класс (33 часа)
№ п/п
Наименование
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
1
1
2
2.
История развития автомототранспорта. Проблемы безопасности движения
2
2
3.
Оформление уголка безопасности движения.
2
2
4.
Правила дорожного движения в нашей стране. Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды
3
2
5
5.
Ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД. Элементарные вопросы теории движения автомобиля – разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя
3
2
5
6.
ПДД. Разметка части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды. Островки безопасности транспортных средств. Пешеходные переходы и переезды
2
1
3
7.
Устная пропаганда ПДД среди учащихся и дошкольников (МДОУ № 3 «Солнышко») Проведение бесед, игр по безопасности движения. Наглядные пособия, техника их изготовления
1
1
8.
Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств
2
2
9.
Отдельные вопросы ПДД для велосипедистов
2
1
3
10.
История ГИБДД. Роль отрядов ЮИД в решении вопросов предупреждения детского ДТТ
1
1
2
11.
Оказание первой медицинской помощи
1
4
5
12.
Выступление агитбригады. (Отчет о работе кружка)
1
1
Итого:
17
16
33
Рекомендуемая литература.
Для учителя
Для обучающихся
Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов/ Н.И. Клочанов. – М., 2004.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2008.
Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.
Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.
Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/В.П. Дмитрук. М., 2008.
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения/ В.В. Головко. – М., 2007.
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком/ С.Ф. Зеленин. – М., 2007.
Энциклопедия безопасности. – М., 2002.
Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература, 1984.