kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию образовательных и воспитательных проектов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Гражданская   позиция. Какие ассоциации рождает это понятие?         

  •  Россия. Малая родина.
  • Патриотизм.
  • Уважение законов, традиций страны.
  • Гражданская сознательность.
  • Активная жизненная  позиции. 
  • Духовность, нравственность.

  И все это  должно в конечном  итоге определять сознание подростка,  его мировоззрение.

      Гражданская   позиция. Какие ассоциации рождает это понятие?         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию образовательных и воспитательных проектов.»

2



ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ.


Гражданская позиция. Какие ассоциации рождает это понятие?

  • Россия. Малая родина.

  • Патриотизм.

  • Уважение законов, традиций страны.

  • Гражданская сознательность.

  • Активная жизненная позиции.

  • Духовность, нравственность.

И все это должно в конечном итоге определять сознание подростка, его мировоззрение. Именно такой подход закреплен «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009)

Так с чего же начинать? С малого. Попросим любого школьника вспомнить пословицы и поговорки о Родине. И получим блестящий результат:

- Жить – Родине служить!

- Нет в мире краше Родины нашей!

- Родину – мать учись защищать!

-Москвой - столицей учись гордиться!

Пословицы и поговорки знаем. Проблема, на наш взгляд, заключается в другом: понимают ли дети сокровенную глубину народных истин, прониклись ли они этим, как сказал К.Паустовский, «сладким чувством Родины»1? Следовательно, наша задача – наполнить конкретным содержанием представления школьников о Родине, понятие «гражданственность», формировать их ценностные ориентиры, заложенные родителями, начальной школой.

В российской педагогической теории конца 20-начала 21 века рассматриваются различные пути формирования гражданской позиции школьников. Интересной и, на наш взгляд, абсолютно верной является концепция, определяющая знания о мире как ключевой компонент воспитательной модели.



Человек

Гражданская

позиция

Отчизна









Познавательный

компонент:


ЗНАНИЕ

УВАЖЕНИЕ

ЛЮБОВЬ





Мотивационно-ориентировочный

компонент




Поведенческий

компонент




Поведенческий компонент


Основным показателем сформированности гражданской позиции личности является познавательная инициатива, т.е. стремление человека к расширению своих знаний и умений, интеллектуальная развитость, профессиональная направленность, которые в дальнейшем могут быть полезны обществу. Знания как усвоенный социальный опыт, творческий труд определяют личностный рост ребенка, помогают школьнику идентифицировать себя как гражданина России, ведут к осознанию того, почему счастье Отчизны бывает дороже собственной жизни. Знаниевая концепция воспитания требует внеурочной серьезной и обязательно системной работы. Она реализуется через образовательные и воспитательный проекты («Я – наследник великой истории и великой культуры», «Я – патриот», «Я – гражданин России»), содержание которых отражает идея: «Мы - россияне! Нам есть чем гордиться!»

Воспитательная работа ориентирована на развитие основных компонентов гражданской позиции - духовность, активная жизненная позиция; патриотизм; гражданственность и строится в формате долгосрочных проектов.

Духовность нации, по мнению Д.С.Лихачева, зависит от того, что будет формировать внутренний мир ребенка, его культуру, эстетический вкус. Воспитание человека высокой нравственности, духовности, культуры является целью долгосрочного проекта «Я – наследник великой истории и великой культуры». Это направление воспитательной работы предполагает приобщение к нашему национальному наследию, к судьбам выдающихся людей России.

Пушкинское Болдино - это заповедная земля, где жил и творил поэт.Дети погружаются в удивительный мир пушкинской усадьбы, смотрят, слушают, а главное - впитывают дух пушкинского времени, русской культуры, проникаясь уважением и любовью к великому человеку России.

Пушкинский Лицей, Нижний Новгород, где особым образом переплетается Прошлое и Настоящее; Новгород Великий с его былинной стариной, монументальным воплощением государственности и национального самосознания;

Москва предстала древним Кремлем, распахнула двери музеев.

В музее Бородинской битвы шел разговор о мужестве и доблести защитников Отечества в войне 1812 года. Панорама Бородинской битвы напомнила нам стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вспомнили лермонтовские строки, убедились в исторической правдивости и художественной силе поэтического слова, испытав чувство гордости за русское воинство, за М.Ю.Лермонтова, да и за нас, счастливых наследников былой славы Отечества.

Воспитание, будь то патриотическое, духовное, эстетическое, ориентировано активную деятельность самих школьников. Посещение Эрмитажа (г. Санкт-Петербург) предполагало использование различных приемов создания образовательного пространства: беседа экскурсовода, квест - тематическую игру. Для посещения Третьяковской галереи был выбран другой формат. Школьники заранее знакомились с материалами сайта музея и с удовольствием приняли предложение педагогов попробовать себя в роли музейных экскурсоводов. Одни изучали историю галереи, историю жизни ее создателя П.Третьякова. Другие готовили искусствоведческие беседы о картинах мастеров, представленных в экспозициях выставки. Это был интересный опыт. Возможно, кто-то из ребят свяжет свою жизнь с музейной деятельностью. Подобно тому, как одна из учениц после посещения киностудии «Мосфильм» и Останкинской телебашни серьезно задумалась о работе в кино или на телевидении.

Для нас, наставников, главное – воспитать в ребятах чувство прекрасного, развить их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус и понимание значимости искусства в жизни человека. И, конечно, мотивировать их на активную жизненную позицию:

-творческие конкурсы, фестивали

- школьный театр

- художественно-эстетические кружки

- детское кино и пр.

При этом серьезная поддержка родителей и их высокая оценка нашей работы.


Патриотическое воспитание призвано формировать чувство личной сопричастности к истории своего народа , гордости за свою страну. Говорить об этом нельзя шаблонно. Мы стремились к этому, задумывая проект, посвященный 70-летию Великой Победы. Его цель - познакомить школьников с героическими страницами Великой Отечественной войны. Реализация проекта началась с читательской конференции «Дети и война».

Школьники открыли для себя еще одну страницу войны, героическую , но скорбную, потому что главными действующими лицами в ней были дети. «Сын полка» В.Катаева, «Улица младшего сына» Л.Кассиля, «Мальчики с бантиками» В.Пикуля, «Девочка с Васильевского острова» Ю.Яковлева, «Четвертая Высота» М.Ильиной., «Дорога жизни» Н.Холза.

Участие в акции «Бессмертный полк» позволило увековечить память о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Этому был посвящен Час Памяти.

Патриотическая работа может осуществляться и в формате индивидуальных проектов, когда ученик проводит собственное исследование, а затем знакомит с его результатами школьную и родительскую общественность на тематических классных часах, тематических родительских собраниях, научно-практических конференциях и фестивалях, привлекает к работе семью и своих сверстников.


И з выступления ученицы. «Еще несколько лет назад я ничего бы не могла сказать о своем прапрадедушке, ушедшем на фронт в первые дни войны. Он пропал без вести в 1942 году. Наша семья ничего не знала о нем. Но вот в апреле 2010 года война вновь постучала в двери нашего дома. Волгоградские поисковики обнаружили останки 101 красноармейца. Установить удалось имя только одного из погибших. Это был мой прапрадедушка. На похороны приехала дочь, моя прабабушка. Вера Ильинична Сластунова. Ей самой уже 83. Вернувшись, она наказала нам беречь родную могилу и детям своим передать этот наказ. На Мамаевом кургане, где дедушка обрел вечный покой, бываем мы всей семьей. А в мае 2016 года побывали там и мои одноклассники. Весь собранный материал я храню в семейном альбоме «Козин Илья Арсентьевич. Память жива» и на страницах электронной «Книги памяти», составленной в 2017 году учащимися 8-х классов нашей школы»




Электронная книга



.

Мамаев курган в Волгограде, Соколова гора в Саратове, Пискаревское кладбище в Петербурге, точнее в Ленинграде. С историей блокадного Ленинграда наши дети знакомились на классных часах, кинолекториях, в рамках читательской конференции. Поездка в Петербург, «погружение» в жизнь блокадного Ленинграда -- важный этап осознания школьниками ценности Родины, ценности человеческой жизни, нетленности исторической памяти, недопустимости забвения всего того, что пришлось пережить нашему народу. Об этом говорят дети, знающие о блокадном Ленинграде теперь уже не только по книгам.

Личностные качества, присущие гражданину, человек не получает от рождения. Они развиваются под влиянием системы гражданского воспитания. При этом следует учитывать, что на каждом возрастном этапе развития сосредоточен свой потенциал знаний, личностных особенностей ,определяющих общественное поведение, уровень социальной зрелости. Чувство гражданственности вытекает из осознания человеком себя как личности, обладающей правами и обязанностями, живущей согласно моральным нормам и ценностям.

Что должно стать ключевым событием гражданского взросления восьмиклассника, человека, достигшего 14-тилетия? Конечно, получение паспорта. Это некий рубеж. Он знаменует осознание каждым из нас своего родства с той страной, которую мы называем Родиной. Он знаменует единение с великим народом, частицей которого является каждый из нас. Он знаменует торжественный момент, когда ты с гордостью можешь сказать: «Я – гражданин России!»

Торжественное вручение паспортов состоялось в замечательный день – накануне 12 декабря, Дня Конституции РФ. Собрались почетные гости, в том числе представитель Управления федеральной миграционной службы России по Саратовской области в городе Аткарске, директор нашей школы – Ф.С.Жилкина, представители школьной администрации, педагоги, родители. Состоялся серьезный разговор о Конституции РФ, о государственной символике, о российском паспорте. Волнующий момент – клятва гражданина РФ:

В этот торжественный день, принимая на себя почетное звание гражданина России, клянусь:

Быть достойным гражданином РФ.

- Клянусь!

Быть достойным памяти тех, кто отдал свои жизни за честь и независимость нашей Родины.

- Клянусь!

Все свои знания, труд и силы отдать на благо моего народа, моей страны.

- Клянусь!

Клятва произнесена. Будем же ей верны!


Работа классного руководителя должна быть нацелена на создание условий для развития личности школьника, формирования его деятельностного отношения к окружающему мирку. Нам, педагогам, очень хочется, чтобы каждый из наших учеников стал достойным Гражданином своего Отечества и помнил, что начинается оно с малой родины - семьи, школы, родного города, пусть даже такого маленького, как наш; помнил, что начинается оно с земли Саратовской, не заметить которую на карте страны и в ее истории нельзя.

Реализация программы «Я – ГРАЖДАНИН» не завершилась вручением паспортов. Впереди -- разговор о гражданско - правовых нормах, социально-нравственных обязанностях, о государственности, о духовности, об истинном и ложном патриотизме, о том, что значат слова «Жить – Родине служить». Это трудная, но интересная работа. И в одном мы уверены точно: образовательные и воспитательные проекты позволяют обогащать процесс формирования гражданской позиции школьника, моделировать такую воспитательную среду и такое образовательное пространство, которые мотивировали бы подростка на осознание себя Гражданином великой страны.





.






1 Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся//Д.С.Лихачев. – М.: Просвещение, 1999, с.8.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Владимировна Тихонова

Дата: 26.06.2023

Номер свидетельства: 634437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Презентация гражданско-патриотического воспитания в ГПОУ «Макеевском профессиональном горном лицее»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_grazhdansko_patrioticheskogo_vospitaniia_v_gpou_makeevskom_profess"
    ["file_id"] => string(6) "565855"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607342524"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
    ["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425475436"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Социальный проект "Звезда памяти" "
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial-nyi-proiekt-zviezda-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "218414"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433778528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства