муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 2»
Разработка внекласного мероприятия.
Тема: Проступок. Правонарушение, Преступление.
Воспитатель: Абрамова
Наталья Геннадьевна
2018 г.
Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.
Цели: Знакомство обучающихся с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление».
Развитие нравственного, правого воспитания; формирование толерантного сознания обучающихся. Воспитание ответственности за правонарушения.
Задачи: Развивать у обучающихся научное мировоззрение о законах.
Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
Формировать навыки работы в коллективе.
Оборудование: Устав школы, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации», задание на листах, буквы, презентация, варианты заданий,??
I. Организация учащихся.
Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:
Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Мы спешим сказать вам – «Радости!»,
Удач, успехов и везенья! –
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
II. Введение в тему.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным закона.
В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
- Жители стали жить по законам.
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс», «Административный кодекс».
А теперь вместе давайте определим тему и цели нашей сегодняшней беседы.
Разделимся на две микро группы. Вот задание первой микро группы– соберите из букв слово означающее, поступок, нарушающий правила поведения. (ПРОСТУПОК) Задание второй микро группы– соберите из букв слово, состоящее из словосочетания нарушение права (ПРАВОНАРУШЕНИЕ)
Задание третей микро групп– соберите из букв слово, означающее преступить закон (ПРЕСТУПЛЕНИЕ) Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление».
III. Основная часть.
1.Слово воспитателя
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Каждый из нас проживая среди людей совершает различные поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Сейчас у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - музыкальные и художественные школы, театральные студии, стадионы, спортивные школы.
Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.
Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
2.Проблемный вопрос.
Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?
3. Работа с определениями и понятиями.
Предлагаю Вам внимательно посмотреть на представленные картинки. Подумайте и расскажите, что на них изображено?
- А как вы думаете, правильно ли дети ведут себя на всех картинках? Какое поведение детей Вы увидели? На какие группы можно разделить эти картинки? Подумайте.
- Конечно же, эти картинки можно разделить на две группы: правильное поведение и неправильное поведение детей. А по каким действиям, проступкам, Вы смогли определить, к какой группе относятся те или иные картинки?
Ответы – номера картинок запишите на листах, которые лежит у вас на партах.
Правильное поведение - №№ 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16;
Неправильное поведение – №№ 1, 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18.
- Какие противоправные проступки совершили дети? Перечислите их. Что нарушили дети?
Ребята, а как Вы понимаете значение слов «Проступок», «Правонарушение», «Преступление»?
Проступок – менее опасное правонарушение - нарушение правил поведения в школе, вызывающее поведение, нарушение Устава школы, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение.
Правонарушение – это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Правонарушения имеют различные тяжесть и характер последствий. Правонарушение – это нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подростков с 16-летнего возраста.
Преступление – серьезное нарушение Закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.
4.Самостоятельная работа.
- Предлагаю Вам немного поработать самостоятельно. На слайде представлены картинки, на которых изображены проступки, правонарушения и преступления. Определите номера картинок, на которых изображены проступки, правонарушения, преступления, и выпишите номера картинок.
Проступки - №№ 2, 5, 9, 10, 12, 13;
Правонарушения - №№ 1, 3, 4, 8, 11, 14, 15, 16 (5, 12);
Преступления - №№ 6, 7, 17 (14).
Очень часто, ребята, Вы, не задумываясь об этом, совершаете, те или иные противоправные действия.
- Какие виды ответственности вы знаете?
6.Выступление инспектора ПДН.
- Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско-правовая
У- уголовная.
Д – дисциплинарная
Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника. (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе. (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Мозговой штурм работа в микро группах.
Обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении и обосновать свой ответ.
Ситуация 1
1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.
Нарушение
Наказание
Ситуация 2
2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
Нарушение
Наказание
Ситуация 3
3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.
Нарушение
Наказание
Ситуация 4
4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы.
Нарушение
Наказание
Ситуация 5
5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
Нарушение
Наказание
Ситуация 6
6) На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.
Нарушение
Наказание
Молодцы, ребята! Все группы отлично справились с заданиями.
IV.Ответ на проблемный вопрос.
Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?
V. Итог занятия
Игра «Верно – неверно»
Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок, или же правонарушение, а может преступление. Если Вы, со мной согласны, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны – красную.
Ситуация № 1. Пятиклассник Миша приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Я считаю, что это преступление.
Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.
Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.
Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это проступок.
VI.Вывод
И еще раз ребята посмотрите на слова, которые мы собрали в начале, урока правонарушение, проступок, преступление я надеюсь, что вы запомните все, о чем мы сегодня говорили и в вашей жизни не случится ситуации, связанные с этими словами, вы будите ответственными перед законом и окружающими вас людьми.