Павел Михайлович Третьяков, крупный предприниматель, владелец льняной мануфактурой в Костроме, патриот и любитель искусства, в 1850-х годах задумал создать первый в России музей национального русского искусства. Стремясь создать в своей коллекции лучшие произведения русских художников, П.М.Третьяков приобретал лучшее, что появлялось тогда на выставках. Основное ядро его коллекции составили работы В.Г.Перова, И.Н.Крамского, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, И.Е.Репина. П.М.Третьяков- один из первых русских коллекционеров- поддержал новые течения в искусстве 19 века, покупая картины еще неизвестных тогда художников И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина. Через всю свою жизнь Павел Михайлович пронес непоколебимую веру в торжество русской школы живописи. Эта вера и любовь к русскому искусству побудили его в 1860 году определить свой капитал на устройство в Москве общественной картинной галереи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по Третьяковской галереи»
ЭКСКУРСИЯ ПО ТРЕТЬЯКОВКЕ.
Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека –
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.
И.Гете.
Павел Михайлович Третьяков, крупный предприниматель, владелец льняной мануфактурой в Костроме, патриот и любитель искусства, в 1850-х годах задумал создать первый в России музей национального русского искусства. Стремясь создать в своей коллекции лучшие произведения русских художников, П.М.Третьяков приобретал лучшее, что появлялось тогда на выставках. Основное ядро его коллекции составили работы В.Г.Перова, И.Н.Крамского, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, И.Е.Репина. П.М.Третьяков- один из первых русских коллекционеров- поддержал новые течения в искусстве 19 века, покупая картины еще неизвестных тогда художников И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина. Через всю свою жизнь Павел Михайлович пронес непоколебимую веру в торжество русской школы живописи. Эта вера и любовь к русскому искусству побудили его в 1860 году определить свой капитал на устройство в Москве общественной картинной галереи. Это был фанат своей благородной идеи. Принадлежа к просвещенному купечеству, к поколению таких собирателей, как Морозов, Мамонтов, Щукин, он смолоду был поглощен идеей создания национального музея русской живописи. Этот тихий, сдержанный и молчаливый человек обладал твердой волей, несравненным вкусом, удивительной интуицией и решительностью в приобретении картин. Покупал их с выставок, в мастерских художников, покупал картины своих любимцев заглазно, и дело его жизни соединялось и переплеталось с возникновением и развитием русской национальной школы живописи. Он собирал 40 лет!!! Истратил полтора миллиона рублей и положил основание этой единственной гигантской национальной галереи, создал этот свой нерукотворный памятник. Этот « честолюбец»-человек, одержимый бескорыстной всепоглощающей идеей, навечно впаялся в историю русской культуры.
Это был замечательный человек! Его тонкое, тихое лицо, глядящее на нас с портретов Крамского, Репина и Серова, казалось бы, должно принадлежать скорее мыслителю, чем практику. Его задумчивость из тех, что превращают «тихонь» в фанатиков и героев.
1. Итак, в 1856 году, 22 мая, П.М.Третьяков приобретает первые две картины. Эту дату и принято считать днем основания Третьяковской галереи.
Вопрос: какие две картины появились первыми в частной коллекции П.М.Третьякова?
1.В.Г.Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами»,
2.И.И.Левитан «Вечерний звон»,
3.Н.Г.Шильдер «Искушение».
2. Искусство 1740-1770-х годов развивалось на фоне подъема общественной жизни России, наступившего после реакции в годы «бироновщины». Развитие русского портрета этой эпохи связано с Ф.С. Рокотовым. Известнейший среди портретов художника «Портрет А.П.Струйской» пленяет зрителей необычайной теплотой, нежностью и подчеркнутой женственностью.
Какой поэт так увидел Александру Петровну Струйскую на портрете художника?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И близится гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1.Б.Пастернак
2.Н.Заболоцкий
3.Я.Смеляков.
3. Колорит работы О.А.Кипренского портрета поэта А.С.Пушкина, связывающий воедино черный, белый, красный, оливковый, зеленый тона, подкрепляет то впечатление благородства и возвышенности, которое рождается при взгляде на руки и лицо поэта
.Образ исторически конкретен и вместе с тем несет в себе черты идеальной творчески одаренной личности. Портрет был нарисован по заказу.
Кто заказал О.А.Кипренскому портрет поэта?
1.Сам поэт,
2.Мать поэта Н.О.Пушкина,
3.Друг поэта А.Дельвиг.
4. Как вы думаете, о какой исторической картине К.П.Брюлова А.С.Пушкин написал такие строки?
Везувий зев открыл –
дым хлынул клубом – пламя
Широко разлилось
как боевое знамя.
Земля волнуется –
с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ
гонимый страхом,
Под каменным дождем,
под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
1.»Последний день Помпеи»,
2.»Всеразрушающее время»,
3.»Вирсавия».
Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея – старинный римский город, расположенный у подножия Везувия. В результате сильнейшего вулканического извержения 24 августа 79 г.н.э. был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей, которых всего было около тридцати тысяч, погибли на улицах города во время панического бегства.
Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым.Лишь в конце 16 века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. С 1748 года начались археологические раскопки, особенно интенсивные в первые десятилетия 19 века. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Каждое новое открытие становилось сенсацией среди художников и археологов, а тема трагической гибели Помпеи тогда же была использована в литературе, музыке и живописи. В 1829 году появилась опера итальянского композитора А.Пуччини, в 1834 году – исторический роман английского писателя Э.-Дж. Бульвер - Литтона «Последние дни Помпеи». Брюллов раньше других обратился к этой теме: этюдные наброски его будущей картины относятся к 1827 – 1828 годам.
5. Первые картины Айвазовского увидел А.С.Пушкин. Поэт высоко оценил опыты юного живописца, который уже тогда обнаружил высокое мастерство в изображении вечно изменчивого моря. Этой теме художник остался верен до конца жизни. Возможно, на выбор И.К.Айвазовского повлияло то, что он родился на берегу моря.
В каком городе родился художник?
1.В Феодосии,
2.В Симферополе,
3.В Туапсе.
6. П.А.Федотов стал основоположником городского жанра. Сюжет данной картины художник раскрыл в своем пояснении, которое заканчивается словами: «Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь».
О какой картине идет речь?
1.»Игроки»,
2.»Сватовство майора»,
3.»Свежий кавалер».
Слава великого пейзажиста И.И.Шишкине началась тменно с этой картины. Это была первая картина художника, которую приобрел П.М.Третьяков. Шишкин получил за нее 300 рублей.
Назовите эту картину.
1.»Рожь»,
2.»Утро в сосновом бору»,
3.»Полдень. В окрестностях Москвы».
В.Г.Перов - самый значительный представитель живописи критического направления 1860-х годов. Перов был замечательным мастером бытовой картины, реалистического психологического портрета. Также он был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. Одна из лучших картин В.Г.Перова «Старики –родители на могиле сына» была написана в 1874 году.
Какой роман подтолкнул художника к написанию этой картины?
1.И.С.Тургенев «Отцы и дети»,
2.Л.Н.Толстой «Анна Каренина»,
3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».
В.В.Верещагин – крупнейший русский баталист. В последней картине «Апофеоз войны» изображены деяния «великого» завоевателя древних времен. Среди безотрадной выжженной пустыни с цепью невысоких гор вдали возвышается монументальное сооружение рук человеческих: пирамида из черепов. Вот «великие» дела прославленного в веках завоевателя.
Назовите завоевателя.
1.Юлий Цезарь,
2.Тамерлан,
3.Хан Батый.
В.В.Верещагин был одним из первых, кто в своих картинах высказывался против захватнических войн. В 1871 году, когда создавалась картина «Апофеоз войны», не было еще ни бомб, ни биологического и ядерного оружия, но в пустых глазницах черепов, обращенных с холста к зрителю, уже присутствовало предчувствие страшных событий 20 века. Первоначально картина называлась «Апофеозом Тамерлана». В Азии издавна существовал обычай отрубать врагу голову и приносить ее владыке в качестве трофея. За голову особо ценного неприятеля добросовестному воину полагался подарок – богатый халат или оружие. Пирамиды из отрубленных голов впервые начали складывать при Тамерлане. Картина стала известна всей России. Эпиграф автора к картине «Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» вызвал противоречивые мнения. Верещагин так объяснял сюжет: «Я сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны…» Апофеоз войны» - столь же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная».
10. А.Е.Архипов продолжил в новых условиях традиции передвижничества. На одной из лучших картин художника изображены женщины, работающие в глубоком подвале среди душных, влажных испарений. Усталые позы, измученные лица, натруженные руки изображены правдиво и сочувственно. По профессии этих женщин и названа картина.
Как она называется?
1.»Прачки»,
2.»Уборщицы»,
3.»Труженицы».
Эта картина В.М.Васнецова была последней, которую приобрел в свою коллекцию лично П.М.Третьяков. Несмотря на то , что она была еще не закончена, П.М.Третьяков вручил художнику 16 тысяч рублей.
Что это была за картина?
1.»Царь Иван Васильевич Грозный»,
2.»Аленушка»,
3.»Богатыри».
Воскресив грандиозные в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, - В.М.Васнецов стремился на пороге 20 века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. При всей конкретности образов богатыри воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил Русской земли. Прибегая к изобразительной гиперболе, художник наделяет своих героев исконными чертами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алексея Поповича нашли отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.
И.И.Левитан – выдающийся мастер лирического пейзажа. Художник не любил изображать зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но однажды он написал картину, которая произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.
О какой картине идет речь?
1.»Март»,
2.»Вечерний звон»,
3.»Над вечным покоем».
На этой картине В.И.Сурикова изображена известная противница реформ Никона.
О какой картине идет речь?
1.»Утро стрелецкой казни»,
2.»Меньшиков в Березове»
3.»Боярыня Морозова».
Феодосия Прокофьевна Морозова принадлежала к московской знати, была родственницей царицы. В 1662 году она приняла тайный постриг. Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия сохранили верность протопопу Аввакуму в период жестоких гонений. Обличая реформу, Феодосия Морозова открыто обвиняла в еретичестве царя Алексея Михайловича. Сюжетом картины В.И.Суриков избрал эпизод, когда Ф.П.Морозову увозят к месту заточения. Посаженная в простые дровни, она, по мысли царя, должна испытать позор и унижение. Но, поднимая руку с двуперстным знамением, отмененным по церковной реформе, боярыня показывает, что не стыдится этого поругания, и призывает весь народ следовать древнему благочестию.
М.А.Врубель – художник яркой и неповторимой творческой индивидуальности. В сложную, переломную эпоху конца 19 – начала20 века М.А.Врубель стремился к невозможному : соединить мечту о прекрасном человеке и действительность. Трагедия одинокой личности, противопоставившей себя действительности, воплощена в любимом образе М.А.Врубеля – картине «Демон».
Чье творчество навеяло художнику образ Демона?
1.А.С.Пушкина,
2.М.Ю.Лермонтова,
3.Н.В.Гоголя.
Ю.И.Пименов как художник сформировался в годы Советской власти. С середины 1930-х годов он работал над серией картин о Москве, среди которых эта картина стала особенно популярной. Композиция ее решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Художник акцентирует внимание на фигуре женщины за рулем автомобиля. Изображая ее со спины, он тем самым вовлекает зрителя в пространство картины и приглашает его посмотреть на утренний город глазами героини – стройные силуэты новых домов, широкие просторы улиц и площадей.
Назовите картину.
1.»Свадьба на завтрашней улице»,
2.»Новая Москва»,
3.»Первые модницы нового квартала».
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Литература.
1.Бахревский В. Виктор Васнецов. - М.1989г.
2.Большаков Л.А. Государственная Третьяковская галерея. Краткий путеводитель. - М.1976г.