Тема: Что мы знаем о Москве?
Цель: Познакомить детей со столицей нашего государства.
Задачи: 1) Знакомство с историей возникновения и достопримечательностями Москвы.
2) Расширение словарного запаса детей.
3) Развитие памяти, внимания, логического мышления, умения соотносить названия объектов с их изображением, умения правильно выполнять инструкции учителя.
4)Воспитание патриотизма, отождествления себя как гражданина России.
Ход урока
- Мотивация и целеполагание.
- О каких символах России мы говорили на прошлом уроке? Как вы понимаете слово РОДИНА? Какие города нашей родины вы знаете? Какой город для вас самый родной и почему?
2. Актуализация знаний и умений.
- Муравей Вопросик просит вас помочь ему отгадать ребус: 100 лица. (столица)
-Как вы понимаете значение слова СТОЛИЦА?
- Как называется главный город нашей страны?
-Мы сегодня побываем в столице нашей Родины. Значит, в каком городе будет проходить наша экскурсия?
- Тема сегодняшнего урока звучит так: «Что мы знаем о Москве?»
-Что вы уже знаете о Москве? (ответы детей).
3. Освоение нового содержания и его применение.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!. (Фёдор Глинки)
- Как вы думаете, всегда город выглядел так, как его описал поэт?
(Рассказ учителя)
- Более восьми веков назад. В 1147 году (XII век), на крутом холме, поросшем густым лесом, построили небольшую деревянную крепость. Этот год стали считать годом основания Москвы. В XIII веке Москва стала столицей Московского княжества.
В XV веке её укрепляют, строят новые стены и башни из дуба. Но в те времена часто случались пожары. После очередного пожара Москву стали восстанавливать и строить уже из камня. Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами. В середине XV века на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня. Конечно, краснокирпичный Кремль со временем обновлялся и реставрировался, но сильно его облик не меняется.
- А это Спасская башня Кремля. Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни.
- Когда же мы ждём боя курантов?
Физкультминутка: Идём пешком до Спасской башни. Показываем, какая она высокая-превысокая. А человек рядом с ней маленький-премаленький. На башне есть огромные часы-куранты, как они идут? (тик-так). Садитесь.
Открыли учебники. Нашли на странице 14 Спасскую башню Кремля с огромными Курантами. Показали пальчиком. Заглянули в учебник к соседу, проверили, правильно ли он показал?
-Кто запомнил, как эта башня называется? (Спасская)
-Чем она знаменита?
- А теперь совершим прогулку по современной Москве.
-Что находится у стен Кремля? (Красная площадь.)
- Почему у неё название Красная площадь? (Красная - это значит красивая).
На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор или храм Василия Блаженного). Василий был московским юродивым, т.е. странным человеком, предсказывавшим будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор. Покажите Покровский Собор в учебнике. Посмотрите, правильно ли нашёл ваш сосед по парте. Как по другому называется Покровский собор? (Храм Василия Блаженного)
- Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет. Он был основан в середине XVIII века по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении учиться очень почётно. Там учатся лучшие ученики нашей страны. Если вы будете очень стараться, то, может быть кто-нибудь из вас тоже поступит в Московский университет.
Картины великих художников мы можем увидеть в одном из известнейший музеев Москвы – в Государственной Третьяковской галерее. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он собирал работы талантливых русских художников, а затем эту коллекцию вместе с домом подарил городу. Поэтому музей носит его имя. Найдите в учебнике Третьяковскую галерею, покажите своему соседу.
-Скажите, а где живут дикие животные? Можно ли их встретить в Москве? Правильно, в зоопарке.
Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение. Нашли в учебнике Московский зоопарк. Посмотрели у соседа.
Учебник отодвинули на край стола, его не закрываем.
4. Практическая работа
(Работа в тетрадях с.7 № 1.)
- Рассмотрите рисунки. Узнаёте ли вы изображённые здесь достопримечательности? Соедините изображения с названиями. (Все вместе. Самооценка. (цветные карандаши).
Учебник. Пододвинули учебники, на с.15 по фотографиям ответьте на вопрос:
- А как же проводят своё свободное время маленькие москвичи?
(ответы учащихся).
5.Выводы и обобщения.
Вместе с Мудрой Черепахой играем в игру: «Верю - не верю»
Я говорю утверждение, если вы согласны - хлопаете в ладоши, если нет - топаете ногами.
* Столица-это главный город страны.
* Москва - столица страны Германия.
* В Москве работает Президент России.
* Правительство России и Государственная Дума управляют страной из Северодвинска.
* В Москве много интересных достопримечательностей.
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Мы закончили путешествие по Москве. Какие достопримечательности столицы вы можете назвать?
-Какие новые слова запомнили?
7. Оценка достижений.
- Поднимите руку, кто считает, что он потрудился на славу? Я хочу отметить работу.
Награждения от Мудрой Черепахи: Раскрасить Кремль.