Просмотр содержимого документа
«Экологическое мероприятие сохранить природу- сохранить жизнь"»
Занятие на тему: «Сохранить природу – сохранить жизнь!»
Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать. (В.Бианки)
Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. (М. Пришвин)
Цель занятия: расширить и обогатить знания учащихся о природе,
показать её значения для человека; развивать образное мышление;
воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
Задачи:
- формировать ответственное отношение к природе;
- воспитывать чувство любви к природе;
- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу
родной земли.
Ход :
I. Организационный момент. Дети занимают свои места под звуки
природы (пение птиц, шум океана).
II. Мотивация: VI. Вступительное слово преподавателя о значении природы для человека.
Человек – частица природы. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, поддерживает наше здоровье. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь» - тема нашего открытого занятия.
Ученик 1 (читает стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа»):
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Хорошее стихотворение, да ведь? Спрашивается «зачем все это, человак?». Потому что человечество своими руками уничтожает природу, создает экологическую проблему. Эта проблема превращается в проблему № 1 – в проблему жизни и смерти.
1 Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди
мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они
нуждаются в защите и бережном обращении.
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а
промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях
грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв,
обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За
последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и
становятся редкими многие виды растений и животных, теряют свою
ценность многие уголки природы. Нам грозит глобальное потепление и
пугает озоновая дыра. Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек — владыка, а она, природа — служанка (слайды презентации).
- Вы посмотрели слайды презентации, поделитесь своими впечатлениями: «Что мы берем от природы!»
Человек живет благодаря природе. Природа дает нам все: чистый воздух, которым мы дышим, из дерева мы строим дома, в которых мы живем. Тепло мы получаем от древесины и угля, которые тоже дает нам природа. Почти все наша домашняя мебель тоже сделана из дерева. В лесу мы собираем грибы и ягоды, там же мы отдыхаем, дышим чистым воздухом.
Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами мыслящие частицы Природы.
2.Чудесен и таинствен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле. Ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.
- Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Давайте приведем несколько примеров:
Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
3. Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…
Давайте мы с Вами поиграем игру «Ромашка» - вы отрываете лепестки ромашки, там указаны части природы. Вы попытайтесь объяснить причины загрязнений этих частей природы. В чем вы видете загрязнение природы?
- атмосфера -
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.
- Загрязняются моря и океаны.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
- Пресная вода - Все острее становится проблема источников чистой пресной воды. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. Установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертворождаемости и врожденных аномалий.
- Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
- Почва
Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
-- Радиактивное отравление
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий атомных станций. Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %.
- Отравление животных и рыб
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.
- Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:
70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн гектаров.
Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.
. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн гектаров.
А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн гектаров леса.
Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
Появляются растения и животные-мутанты.
Создается угроза существованию самого человека.
Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних - каждый 7-й.
Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.
Возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения..
В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.
В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек
Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения.
Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде
4. К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но
беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.
Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…
Физкультминутка.
Представьте что каждый из вас – это маленькое, только что посаженное дерево. Давайте приподнимемся на носочки, чтобы стать немного больше (дети вместе с учителем приподнимаются на носочки и опускаются несколько раз). А теперь протянем наши руки вверх, как деревья тянут свои веточки к солнцу (тянем руки как можно выше). Вдруг мы почувствовали небольшой ветерок, который начал раскачивать нас из стороны в сторону: влево, вправо, вперед, назад. Ветер принес за собой тучи и из них скоренько полился дождик. Давайте спрячемся от него, присядем и закроемся руками. А вот и появилось солнышко (дети встают и тянут руки вверх). Давайте улыбнемся солнышку и на этом закончим нашу физкультминутку.
VI. Деловая ситуация «Экологический рейд»
Сегодня мы выслушали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба - экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем городе и вы проводите свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?
Примерные ответы детей:
- Мусорные свалки возле домов.
- В речку из канализационной трубы текут стоки.
- Вырубили парк, на его месте строят супермаркет.
- Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.
- Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.
- На пляжах оставляют мусор, битое стекло.
- Хозяйки полощут белье в пруду, выливают в пруд мыльную воду.
- Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей.
- Наказал бы руководителей города.
- Оштрафовал бы дворников, хозяев домов.
- Наказал бы родителей.
- Наказал бы детей: заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т. п.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы. Надо предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом,
имя которому – планета Земля? Общими усилиями.
Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых или дети тоже
могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают
школьники?
Ученик: Я думаю - многое. Например: посадить дерево, как мы в прошлом
году высаживали туи, берёзы и цветы на пришкольном участке, убирать
мусор, сдавать макулатуру, делать кормушки для птиц и многое другое.
Ученик: Нужно соблюдать правила поведения в лесу, на берегу водоёмов,
правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботиться о
братьях наших меньших.
5. Если вы не будете загрязнять водоёмы, оставлять непотушенными костры в лесу, обижать животных и птиц, окружающему миру станет лучше.
Начинать нужно с себя! Накорми и приюти бездомного котёнка, насыпь зерна в птичью кормушку, убери кем-то оставленный мусор в лесу. Чувствуешь, как хорошо стало на сердце после этих маленьких, но очень важных дел? Представь: каждый человек на Земле сделает то, что сделал ты.
Ребята, а сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу: 1. Не рви цветы. 2. Нельзя разорять муравейники. 3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников. 4. Не повреждай кору деревьев. 5. Нельзя брать яйца из гнезд. 6. Не разводите костер в лесу. 7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные. 8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей. 9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум. 10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Как преобразится Земля! А природа в долгу не останется, она обязательно отблагодарит.
Задумайтесь над своими поступками, поменяйте своё отношение к природе, оставайтесь человеком и творите добрые дела.
Ученик: А сейчас, я предлагаю посмотреть на экологический календарь, он
подскажет нам важные даты, связанные с охраной природы.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.
16 сентября Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября День леса.
27 сентября День моря.
4 октября День защиты животных.
29 декабря День 6иологического разноо6разия.
22 марта Всемирный день воды.
1 апреля День птиц.
18-22 апреля Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля День Земли.
5 июня День охраны окружающей среды.
17 июня День борьбы с опустыниванием и засухой.
ІV. Рефлексия. Ребята, перед вами чистый лист. Солнце – символ жизни.
Предлагаю на его лучиках написать волшебные пожелания Природе, которые
обязательно сбудутся, если мы все вместе этого сильно пожелаем! Это
солнышко будет напоминать нам о том, что мы можем сделать для
сохранения природы.
Учитель:
6. Хочется завершить нашу сегодняшнюю беседу словами, которые не оставят вас равнодушными и натолкнут на серьёзные размышления:
Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно
погибнем (В.Астафьев)
Спешите делать добро, пока Вы еще не устали (Е.Антошкин)