Цель: экологическое воспитание школьников, формирование у них сознательного отношения к окружающей природной среде, формирование нравственного и эстетического отношения к природе; чувства коллективизма, сплоченности, дружбы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "Спасём планету Земля"»
Чиркова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец творчества» ГО Красноуфимск Свердловская область
Экологическая игра «Спасем планету Земля!»
Сценарий экологической игры для обучающихся 10-13 лет по дополнительной общеразвивающей программе «Природа и фантазия»
Цель: экологическое воспитание школьников, формирование у них сознательного отношения к окружающей природной среде, формирование нравственного и эстетического отношения к природе; чувства коллективизма, сплоченности, дружбы.
Материалы: бытовой экологически чистый мусор, таблички с названием станций: «Составь пословицу», «Преврати мусор в игрушку», «Всё о животных», «Экологические задачи», «Знаешь ли ты свой край», «Природные богатства»
Место проведения: актовый зал
Сценарий мероприятия
звучит сигнал SOS. (3 минуты)
1 слайд (Плачущая земля)
Ведущий:
Почему планета плачет? Вот задача, так задача! Но решить ее должны мы, Ведь планета так ранима!
Пришелец: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, планета Земля! Мы услышали твой сигнал о помощи и прилетели. Я представитель космического экодесанта. Именем высшего космического закона это создание по имени планета Земля приговаривается к смертной казни.
Ведущий: Прошу предъявить доказательства!
Пришелец: Планета обвиняется в том, что она:
Не смогла сохранить природу на своей территории. (Слайд 2)
За то, что она растратила свои природные ресурсы. (Слайд 3)
За то, что на ней вымирают животные и растения. (Слайд 4,5)
Уничтожаются леса и загрязняются реки и моря. (Слайд 6)
За то, что на ней отравляется воздух. (Слайд 7)
Сама она похожа на огромную свалку. (Слайд 8)
Пришелец: Приговор привести в исполнение!
Ведущий: Постойте! Остановитесь! Планета Земля ни в чем не виновата! Это виноваты жители планеты! И им отвечать за то, что они натворили! Дайте нам последний шанс! И мы поможем возродить планету Земля! Правда, ребята?
Дети: Да!
Пришелец: На вашей планете слишком много мусора. Хотите убедиться в этом?
видео 2 «Загрязнение атмосферы» (https://www.youtube.com/watch?v=tOk7bhToCY4)
Ведущий: Утилизация мусора — одна из важнейших проблем современной цивилизации.
- Я предлагаю игру «Устами младенца», где мы узнаем, из каких материалов состоит мусор. Кто быстрее догадается – поднимайте руку. Начали!
Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается
Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет
Она бывает разноцветной
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
У вас очень много игрушек сделано из нее (пластмасса) (слайд 9)
Время полного разложения пластмассы - несколько сотен лет. Пластмассы наносят ущерб природе, препятствуют газообмену в почвах и водоемах, выделяют токсические вещества. Крупные изделия могут быть проглочены животными, что приводит к их гибели.
При горении свалок эти материалы выделяют ядовитые вещества опасные для здоровья. Категорически запрещено сжигать указанные материалы!
1. Ее изобрели китайцы
2. Из нее получается очень много мусора
3. Она легко горит
4. У нас ее получают из дерева
5. На ней обычно рисуют или пишут (бумага) (Слайд10)
Бумага — естественный природный материал. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.Время разложения бумаги2—3 года.Наименее опасный способ обеззараживания(в малых масштабах): сжигание. Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться вредные вещества (диоксины).
1. Его делают из песка
2. Если его нагреть оно становится тягучим, как тесто
3. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара
4. Чаще всего оно прозрачное (стекло) (Слайд 11)
Стекло получают путём сплавления речного песка, соды и известняка. Изготовление стеклянных изделий энергоемко, поэтому лучше использовать бывшее в употреблении стекло. В странах Европы население сортирует бутылки по цвету стекла.
Это получается, когда становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде - в городе, деревне, вдоль дорог
3. Это можно сдать и получить деньги
4. Из этого можно сделать что-то новое. (металлолом) (Слайд12)
Алюминиевые банки (алюминий) относится к невозобновляемым ресурсам. Выделение алюминия из полезных ископаемых очень затратно. При вторичной переработке алюминия энергозатраты в 20 раз меньше.В городах регулярно работают пункты по приему алюминиевой тары.
- Как вы считаете: Большую часть мусора, загрязняющего Землю составляет:
1.Пластмасса2. Стекло 3. Металл 3. Бумага
Пока что человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.
Вторичное использование отходов — наиболее ресурсосберегающий путь, но здесь существует ряд проблем.
Первая проблема заключается в том, что прежде чем мусор использовать, его необходимо рассортировать. Бумага, железо, битое стекло — все должно находиться отдельно. В некоторых странах на улицах уже появились отдельные контейнеры для разных типов мусора.
Вторая проблема — доставка мусора к месту переработки и строительство заводов, способных перерабатывать отходы.
Третья проблема заключается в том, что мусор невозможно использовать как сырье для производства высококачественной продукции. На самом деле макулатура идет на производство бумаги самого низкого качества. Из нее делают, в основном, оберточную и писчую бумагу.
Пришелец: Возможно, в недалёком будущем кто-то из вас найдет пути решения этой глобальной проблемы человечества и планета Земля будет чистой и радостной. А для начала, чтобы не жить на свалке отходов соблюдайте правила чистоты и выбрасывайте мусор только в урны.
Ведущий: Есть одна планета-сад (слайд 13 красивая природа) В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно.
Пришелец: У вас на планете пока ещё есть вода. А на нашей планете уже нет воды, нет жизни. Но и на вашей планете не все люди соблюдают правила бережного обращения с природой. И вы многое можете потерять, если не перестанете уничтожать свою планету.
Видео 3 «Капля»(творческое объединение «Экран» 1982г)
Ведущий: Назовите правила бережного отношения к воде.
(слайд 14 «5 правил обращения с водой») Мы будем стараться беречь нашу воду.
Пришелец: Видео 4 «Загрязнение воздуха» (https://vk.com/video-20634012_152995508)
Планета словно вся в дыму,
Откуда эти гарь и пыль?
У нас в галактике давно
Летает воздухомобиль.
Как можно видеть, слышать, думать,
Когда вокруг туман и смрад?
Страшнее вещи не придумать
Для ваших жителей – Землян.
Пришелец: Какие предприятия находятся вблизи вашего дома, которые загрязняют воздух.
- Скажите, а для чего высаживают деревья и кустарники вокруг жилых домов возле магистрали. (Растения поглощают углекислый газ и насыщают воздух кислородом, они задерживают пыль, сажу, снижают шум).
Пришелец: Шансов спасти планету Земля у вас нет, но наш галактический совет решил дать вам ещё одну попытку вам вручается секретная карта, пройдя все испытания вы вернётесь в этот зал, где решится судьба планеты.
(дети делятся на 6 команд, получают маршрутные листы и расходятся по станциям согласно маршрутам) Время выполнения задания на каждой станции – 5 минут, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. После выполнения всех заданий, команды возвращаются в актовый зал, где подводятся итоги игры).
Ведущий: (объявляет результаты игры, награждает команды-победители)
Пришелец: Да. Люди бывают разные: есть хорошие, а есть такие, о которых говорить не хочется, но я уверен, что здесь собрались добрые ребята, которые будут беречь свою природу. Судьба планеты в ваших руках.
Ведущий: Давайте произнесем торжественную клятву:
(Слайд 15 слова клятвы)
Любить природу, беречь её богатства. Клянемся!
Заботиться о братьях наших меньших. Клянемся!
Сохранить природу для будущих поколений! Клянемся!
Пришелец: Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.
До встречи!
Дети, ведущие: До свидания! Счастливого полета! До новых встреч!
приложение
Задания для станций: «Составь пословицу», «Преврати мусор в игрушку», «Всё о животных», «Экологические задачи», «Знаешь ли ты свой край», «Природные богатства»
Викторина «Все о животных»
■ Что животным страшнее — холод или голод? (Голод).
■ Едят ли животные красивые опавшие листья? (Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).
■ С какими животными на суше следует обращаться осторожно? (На суше особенно осторожно следует обращаться с паукообразными. Многие из них ядовиты).
■ Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? (Всеядные, так как им легче найти подходящую пищу. Зимой они питаются растительной пищей, а летом становятся насекомоядными).
■ Где раки зимуют? (В норах по берегам рек).
■ Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).
■ Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).
■ Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).
■ Летает ли пингвин? (Нет).
■ Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).
■ Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).
■ У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).
■ Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы).
■ Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).
■ Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).
■ Кто такой гиппопотам? (Бегемот).
■ Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).
■ Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).
■ Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)
■ Какое животное обладает сильным голосом? (Крокодил.)
■ Какие звери летают? (Летучие мыши.)
■ Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
■ Умеют ли слоны плавать? (Да. Они хорошо погружаются в воду, выставив хобот над поверхностью.)
■ Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы.)
Викторина «Природные богатства»
■ Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо? Ответ: Каменный уголь.
■ Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество, которое образуется на болотах? Ответ: Торф.
■ Какой ядовитый металл, содержится в лампах дневного света, термометрах? Ответ: Ртуть.
■ Какие три металла вошли в название веков? Ответ: Золото, медь, железо.
■ Какой металл называют автомобильным? Ответ: Железо.
■ Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? Ответ: Нефть.
■ Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? Ответ: Газ.
■ Как газ попадает в наши дома? Ответ: По трубам из газовых месторождений.
■ Что нужно сделать, почувствовав запах газа? Ответ: Немедленно проветрить помещение, не зажигать спички, не включать и не выключать свет, вызвать по телефону службу газа 04.
■ Можно ли зажечь свет при утечке газа? Ответ: Нельзя. При включении может образоваться искра, это приведет к взрыву.
■ Какой вид топлива самый распространенный и древний? Ответ: Дрова.
■ Если бы транспорт и промышленность обслуживались только дровами, то во что бы тогда превратилась наша планета Земля? Ответ: В пустыню.
■ Чтобы наша Земля не превратилась в пустыню, что нужно для этого делать? Ответ: Беречь леса, высаживать новые деревца, создавать лесозащитные полосы и др.
Аукцион « Знаешь ли ты свой край?»
1.Какие ядовитые растения можно встретить в нашем крае? (волчье лыко, белладонна, паслён сладкий и горький, ландыш, дурман, вороний глаз).
2.В названии каких птиц звучат имена растений? (кедровка, овсянка, малиновка, камышевка, перцеяд, чечевица, коноплянка, рябинник, рисовка, реполов и др.).
3.Назовите цветочно-декоративные растения, которые носят имена людей. (маргаритка, роза, лилия, василёк, иван-да-марья, иван-чай, нарцисс, любка двулистная, валерьяна, марьянник, вероника).
5.Кто полгода живет без обеда? (барсук, еж, медведь, летучая мышь).
6.Каких друзей сада вы знаете? (птицы, жабы, летучие мыши, жужелицы, стрекозы, божьи коровки).
7.Какие сорные растения вы знаете? (пырей, осот, одуванчик, крапива, лебеда, пастушья сумка, паслен черный, хвощ полевой).
8.Чьи листья опадают зелеными? (сирень, ольха).
9. Какой лесной кустарник не знает листопада? (брусника).
10.Какой весенний цветок 4 раза меняет свой цвет? (медуница — розовый, пурпурный, фиолетовый, синий).
11.Почему липа цветет летом? (опыляется пчелами).
12.Почему береза цветет ранней весной? (ветроопыляемая).
13.Какие "часы" плавают по реке? (белая кувшинка, цветок открывается
в 7 утра и закрывается в 17 вечера).
14.С какой стороны дерева надо искать грибы? (с северной).
15.Листья каких деревьев осенью краснеют? (рябина, осина, клен).
16.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест).
«Экологические задачи» на прогнозирование ситуаций.
Какие раны вы нанесете природе, если ранней весной будете собирать букеты раннецветущих растений?
На новогодние праздники срубили ели с территории 20 га. Один га елового леса выделяет 1 кг кислорода за 1 час. Можно ли допустить массовые порубки елей? Какие у вас предложения?
В результате вырубки леса и активной охоты уменьшилось количество сов и ястребов, но появилось множество грызунов, уничтожающих растительность. В лесу стало много больных птиц, их пение было уже редкостью. Лес стал чахнуть. Какая экологическая проблема возникла в лесу и почему?
Почки всех лесных трав нежные, хрупкие, легко повреждаемые, не могут потом зацветать и плодоносить. Что будет с растительностью, если ранней весной множество горожан отправится в лес?
Раненая береза за одни сутки потеряла 5 л сока. Сколько сока она потеряет за две недели? К чему это может привести? Каких правил придерживаются лесники при сборе березового сока?
На склоне холма вырубили деревья. Весенние ручьи стали размывать склон. На почве появились борозды; перестала расти растительность. Какая экологическая проблема возникла? Что является её причиной? Установите результаты вырубки леса.
Плодородие почв нарушается в результате песчаных бурь и водных эрозий. Почему на полях наблюдаются такие явления? Почему говорят, что, высаживая растения, мы одновременно охраняем почву?
«Преврати мусор в игрушку»
1 задание: «Аукцион полезных советов». Участникам предлагается какой-нибудь материал или предмет, с помощью которого они должны придумать как можно больше вариантов его использования.
2 задание: преврати мусор (пластиковые бутылки, бумага, целлофан и т.д.) в игрушку и продемонстрируй поделки из «мусора»
«Составь пословицу»
1 задание: составить карточки так, чтобы сложилась правильно пословица.
2 задание: объясните, как вы понимаете пословицу « Судьба природы – судьба Родины»
«Не плюй в колодец — пригодится водицы напиться»,
«Аист на крыше — мир на земле»,
«Одно дерево срубил — посади сорок»,
« Много воды – много травы»,
« Снег на полях – хлеб в закромах»,
« Дерево дорого плодами, а человек – делами»,
« От худого семени не жди крепкого племени»,
« Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади»,
« Красна птица пером, а человек умом»,
« На чужой сторонушке рад родной воронушке»,
« Возвращай земле долг – будет толк»,
« Растение – земле украшение»,
« Сломать дерево недолго, вырастить – годы»,
« Старые деревья молодые охраняют»,
« Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом»,
« Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка»,
« Срубили кусты - прощай птицы»,
« Больше птиц – выше урожай»,
«Рощи да леса – родного края краса»,
« Судьба природы – судьба Родины»,
« Листья как птицы, посидят, посидят, а осенью полетят»,
« Листья как живые, шепчутся, а придёт пора – и зашумят»,
« Лес и вода – родные брат и сестра»,
« Как волка не корми, всё равно в лес смотрит»
«Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»
«Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню»