Классный час «Наш дом – планета Земля»
Ведущий. Дорогие ребята, сегодняшний классный час проведем по теме «Наш дом – планета Земля». Значит, о чём мы сегодня будем говорить? Для начала вспомним, где находится наша планета. (Ответы детей). Слайд 1.
Чтение стихотворения под музыку Г. В. Свиридова «Метель». Слайд 2.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы:
Уран, и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон!
Ведущий. Нашу планету называют Голубая планета, Зелёная планета. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Верно, наша планета отличается от других планет Галактики наличием воды, воздуха и живой природы.
Ведущий. Я вам предлагаю разгадать кроссворд. (На столах бумага с кроссвордом). Впишите отгадки в строчки.
- Железная дорога на высоте. (Эстакада).Слайд 3.
- Он вокруг Земли летает
И сигналы подаёт.
Корабли в морях спасает
И погоду узнаёт. (Спутник). Слайд 4.
3. Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась? (Самолёт). Слайд 5.
4. Летательный аппарат с вертикальным взлётом и посадкой. (Вертолёт). Слайд 6.
5. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд). Слайд 7.
6. Подъёмное устройство для открытия и закрытия пути на железнодорожных переездах. (Шлагбаум). Слайд 8.
7. Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет. (Автомобиль). Слайд 9.
8. Большая и лёгкая спортивная парусная лодка. (Яхта). Слайд 10.
- Какое слово получилось в выделенном столбике? Правильно, экология. Ребята, а кто из вас слышал такое слово? Слайд 11.
- Давайте попробуем разобраться, что это слово означает. Как вы думаете что такое экология? (Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле). Слайд 12.
- От слова «экология» произошло слово «эколог».
Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это учёные, которые оберегают всё, что растёт, и всех, кто живёт в природе, от исчезновения. Учёные – экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям.
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать».
- Как экологи называют Землю? (Зелёный дом).
А почему Землю так назвали, пояснят ваши товарищи своими работами и стихотворениями.
- Выходят дети с рисунками. Читают стихи и размещают свои рисунки на доску.
(Вывешивание рисунков на доске).
- Посмотрите, как прекрасна наша Земля, как чудесен наш зелёный дом! Было бы чудесно, если бы все дети и взрослые берегли свой общий дом, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают деревья, а мы всё чаще и чаще слышим слово экология. А кто в этом виноват, попробуем выяснить после выступления второй группы детей.
- Вторая группа детей представляет экологическую сказку.
“Сказка о Человеке и золотой рыбке”.
(Включается музыка. Демонстрируется презентация по содержанию сказки).
Ведущий. В сказке этой есть и волшебство, и суровая реальность. О каких проблемах говорится в сказке? А какой выход вы видите из сложившейся ситуации? (Ответы детей).
Чтобы люди не забывали о необходимости охраны природы, экологи придумали праздник Земли, который называется День Земли. Знаете, когда его отмечают? (22 апреля).
22 апреля - Международный День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе. Ведь ни леса, ни реки, ни озёра, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие звери, даже крупные порой не могут защитить себя. Слайд 13.
История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Джон Стерлинг Мортон переехал на территорию пустынной прерии штата Небраска, одинокие деревья которой усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большое количество деревьев. Этот день назвали Днём Дерева. В течении первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. Слайд 14.
В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившихся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. С 1970 года ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды. Появилось и новое название – ДЕНЬ ЗЕМЛИ. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 года, в празднование подключились и российские организации.
22 апреля все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету будущие поколения, могут внести свой посильный вклад, приняв участие в международном Дне Земли.
У нас в стране День Земли отмечается конференциями, уборкой территории, посадкой деревьев.
Ведущий. Охрана природы дело не только взрослых людей. Чем можете помочь вы, ребята? Слайд 15.
- Участие в озеленении населенных пунктов.
- Уход за зелёными насаждениями.
- Защита природной среды.
- Подкормка и спасение животных, попавших в беду.
- Изготовление кормушек и домиков для птиц.
- Борьба с мусором.
- Третья группа детей читают стихотворение С. Михалкова «Прогулка», предлагают игру «Сосчитай-ка».
Ведущий .Сейчас попробуем проверить, как вы умеете вести себя в природе, всё ли делаете правильно. Сначала прослушаем стихотворение в исполнении ваших товарищей. Сосчитайте, сколько всего ошибок совершили ребята, которые приехали отдохнуть на речку, и назовите их.
Ведущий. Что ребята сделали не так?
(Ребятам следовало убрать не только за собой, но и в том месте, где решено было отдохнуть первоначально. Если те, кто здесь были, поступили плохо, это не значит, что мы должны поступать так же.) Надеюсь, что это стихотворение послужит примером того, как не следует вести себя, отправляясь на отдых в лес. Слайд 16.
Физминутка. – Представим, что мы тоже попали в лес, вспомните, что мы у леса только в гостях. Ведите себя пристойно.
- Четвёртая группа детей представляет работы под общим названием «Вторая жизнь».
1 ученик. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов. Загрязняются воздух и водоёмы. А они необходимы для жизни человека. Из-за всего этого страдают многие животные и растения, болеют люди.
2 ученик. Земля наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор.
3 ученик. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет. А бросовому материалу можно дать вторую жизнь.
4 ученик. Наша команда приготовила поделки из бросового материала. Нужно стремиться к тому, чтобы своими руками принести конкретную пользу обществу и природе. Дать вторую полезную жизнь отходам это один из вариантов решения проблемы.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
- Пятая группа – знаки по охране природы на Земле.
Дети по очереди демонстрируют знаки:
1. НЕ стреляйте! Не губите животных!
2. Нельзя рвать без надобности растения. Они прекрасны.
3. Не разоряйте муравейники. Они санитары леса.
4. Рубка леса запрещена. Лес – наше богатство, наше спасение.
6. Не оставлять мусор, для этого существуют специальные контейнеры и места.
7. Не загрязняйте реку бытовыми отходами.
8. не разжигайте костёр. Вы можете погубить растения и животных.
Слайды 17, 18.
(Повесить знаки на доску).
(Украшение макета Земли цветами, выполненными из салфеток и другой бумаги).
Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»
КЛЯТВА юных спасателей природы:
Я, юный гражданин России, клянусь:
- любить и беречь окружающую среду:
- всегда готов помочь растениям и животным;
- не разводить огонь в лесу;
- не нарушать покой лесных обитателей;
- не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
- не обращаться жестоко с животными;
- не оставаться равнодушным, если вижу, что кто – то вредит природе!
1. Не ломать веточки деревьев- клянемся!
2. Не разорять гнезда птиц – клянемся!
3. Не разрушать муравейники - – клянемся!
4. Не разбрасывать мусор – клянемся!
5. Не загрязнять водоемы- клянемся!
6. Не обижать насекомых – клянемся!
7. Соблюдать правила на природе правило «не навреди» - клянемся!
8. Рассказать и научить всех правилам бережного отношения к природе – клянемся!
Ведущий. И если каждый из нас не забудет о данной клятве, будет наша планета самой чистой и красивой, будут люди счастливы на своей земле, и отдельно, на своей родине. Так и мы будем жить долго и счастливо на нашей малой родине – Татарстан. Давайте вспомним песню о красоте родного края.
Песня «Туган ил».
Ведущий. Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли! Спасибо за внимание!