Экологическая викторина «Планета Земля» состоит из 3-х туров. Целью экологической викторины «Планета Земля» является закрепление имеющихся знаний детей о природе, подведение их к пониманию бережного и разумного отношения к окружающей среде. Повторяются знания о солнечной системе, космический адрес планеты Земля и правила поведения на природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина "Планета Земля" »
Из опыта работы по игровой экологии
Экологическая викторина
«Планета Земля»
Подготовила учитель
начальных классов
Лядунова Л.А.
Саранск 2013г.
Экологическая викторина
«Планета Земля»
Цель: познание мира природы и взаимоотношений человека с природой; закрепить имеющиеся знания о природе - подвести детей к пониманию бережного и разумного отношения к ней.
Оформление: рисунки детей о природе, правила поведения на природе, выставка лесных диковинок, строение солнечной системы, космический адрес планеты Земля, слова С. Викулова:
« …У всех
у нас
есть мать одна
по имени Природа!»
Ведущий: Экологическую викторину хочу начать словами;
Взгляни на дым фабричных труб,
Что лишь отраву нам несут.
Взгляни, куда пришел бетон-
Всю землю покрывает он.
И плачет бедная Земля:
«О вспомни… и спаси меня!»
Постоянно ухудшающее состояние природной среды, а также здоровья жителей нашей страны, в том числе детей, ставит новые задачи перед всеми нами. Это изучение экологии. Что означает слово экология? (экос - дом, логос- наука, т.е. наука о доме, где мы живем, о взаимоотношениях в природе)
-А где мы живем?
-Кто знает наш космический адрес?
Пл. Земля,
Солнечная система, галактика «Млечный путь». Вселенная.
- Кто сможет показать и рассказать устройство Солнечной системы?
- Каков возраст нашей планеты?
(4,5 миллиарда лет – 4,6 миллиарда лет)
- Сколько лет существует человек?
(12 тысяч лет)
-Если взять 100 миллионов лет за 1 условный год, то Земле сейчас всего 45-46 лет. Она в расцвете сил. До 20 лет поверхность суши была безжизненной. И только к 45 годам покрылась пышной растительностью.
-Сколько поколений сменилось на Земле?
(400 поколений)
Важно помнить, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться и без него; история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли. Чтобы история человечества не оборвалась, нам всем нужно повернуться к природе.
-Послушайте стихотворение Дубровина.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих границ,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле
Исчерпаемы все океаны;
Исчерпаемо все на Земле.
1 тур викторины.
Вед.1: Назовите 4 царства живой природы.
(Животные, растения, грибы, микроорганизмы).
Вед.2: Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?
(Они самые молодые, дольше живут)
Вед.1: Какое лесное растение одновременно называется мужским и женским именем?
(Иван- да- Марья).
Вед.2.: Какой цветок помогает при сердечных заболеваниях?
(Ландыш)
Вед.1: Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение?
(Пастушья сумка)
Вед.2: Почему сосна и ель остаются круглый год зелеными?
(У них очень незначительное испарение воды)
Вед.1:Почему зайца называют косым?
(Удирая от преследователя, заяц хочет видеть, далеко ли он отстал. Голову зайцу повернуть не позволяет короткая шея. Вот и скашивает он свои глаза при быстром беге. Заяц-то вовсе и не косой!)
Вед.2: Лисицу называют «Патрикеевна». Знаете почему?
(Жил когда-то Новгородский князь Патрикей, он был удивительно хитрым и изворотливым. И когда хотели кого-то назвать большим хитрецом, сравнивали с этим князем. А уж о лисе и говорить нечего – настоящая Патрикеевна)
Вед.1: Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге?
(Нет)
Вед.2: Какая птица самая большая на Земле?
(Африканский страус- в высоту он достигает 3-х метров, весит 90 кг., а на бегу может обогнать автомобиль).
(Био - жизнь, ценоз- сообща, значит жизнь сообща. Это взаимосвязь растительного и животного сообществ)
Вед.2: Какие биоценозы вы знаете?
(Биоценоз леса, биоценоз поля, луга, водоема)
Вед.1: Чем они отличаются друг от друга?
(Составом сообщества)
Вед.2: Что такое экотон?
(Это зона, где накладываются друг на друга 2, 3 экосистемы со «своими» растениями и «своими» животными. Например прибрежные зоны)
Вед.1: Что такое биосфера?
(Граница распространения жизни на Земле)
Вед.2: Каковы же эти границы?
Вед.1: Есть ли на Земле другие сферы?
(Атмосфера –воздушная оболочка,
Гидросфера- водная оболочка,
Литосфера –земляная кора, верхний слой мантии)
Вед.2: Сколько экосистем в биосфере?
(Множество)
Вед.1: Как устроена планета Земля?
(Упрощенно: Ядро, мантия, кора; более полно: внутреннее и внешнее ядро; глубина мантия; литосфера – кора и верхняя мантия; литосфера – кора и верхняя мантия)
Вед.2: Сколько воды на Земле?
(3/4 всей поверхности Земли)
Опыт: 3 л банка воды. Сейчас увидите соотношение соленой и пресной воды на Земле. Это соленая и пресная вода на Земле налью 1 стакан воды из банки – вот столько пресной воды на нашей планете. Это ледники, реки, озера и подземные воды. И только одна капля – это вода рек и озер)
Вед.1: Как вы думаете, а умеет ли природа защищаться?
Вед.1: Богиней чего в древней мифологии считали Майю?
(Земли)
Вед.2: Вставьте пропущенное слово: «…Всегда живет холод, когда цветет …(что?)
(Черемуха)
Вед.1: Самая большая змея.
(Анаконда)
Вед.2: Самый большой лежебока зверей.
(Барсук)
Вед.1: Одна из самых крупных ящериц в мире.
(Варан)
Вед.2: Какая собака не лает?
(Рыба – собака, которая не лает, но крепко кусает, может откусить палец своими похожими на долото зубами)
Вед.1: Самая большая из всех сухопутных черепах?
(Слоновая черепаха, весит около 600 кг, длина 1,5 м)
Вед.2: Что дороже горсть земли или горсть монет?
Вед.1: Назовите основное свойство почвы.
(Плодородие)
Вед.2: Сколько плодородной почвы на Земле?
(Мало)
(Пример с яблоком. Представим, что это Земля. ¾ вода, ¼ суша, ¼ разрежем пополам. На одной люди не живут. Это горы. Другую делим на 4 части. Четвертая часть восьмушки, где люди могут использовать плодородный слой почвы. Там срезаем верхнюю часть. Это плодородная почва.)
Чтобы получить слой почвы в толщину с листочка, нужно время в человеческую жизнь. Чтобы что-то вырастить нужно 10-12 см. Это 5-10 тысяч лет. Наличие почвы – один из самых важных условий жизни на Земле. Поэтому нужно беречь почвы, не загрязнять их.
Вед.1: Назовите 7 тайн жизни на Земле.
Энергия и сила солнца пронизывают всю жизнь. Тепло и свет солнца есть в каждом живом существе.
Круговорот жизни и смерти. Смерть старого дает жизнь новому, жизнь и смерть связаны в единый большой круговорот.
Разнообразие растений и животных на Земле.
Приспособление к условиям среды.
Все в жизни взаимосвязано и взаимозависимо.
Все в жизни меняется.
Человек принимает решения, обладает разумом.
Вед.2: Какие 6 основ соединяют 7 тайн жизни?
(Земля, свет, воздух, вода, животные, растения.)
Вед.1: В заключении послушайте высказывание Б. Гржимека:
С природой дело обстоит совсем иначе, чем скажем с дворцами, разрушенными войной – их можно построить заново. А вот если уничтожить живой мир, то никто, никакая сила не может создать его вновь.