«Внеклассное мероприятие по экологии с использованием ИКТ» Экологическая викторина на тему «Экология вокруг нас»
«Внеклассное мероприятие по экологии с использованием ИКТ» Экологическая викторина на тему «Экология вокруг нас»
Познавательный интерес к биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и прочих). Несмотря на игровой характер предметных недель ,польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие ,образовательные и воспитательные цели, которые отражены в Положении о предметной неделе. При планировании и отборе материала для мероприятий предметной недели следует соблюдать следующие принципы:
1) Целостность и законченность предметной недели.
2)Неповторимость каждого дня.
3)Обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели.
4)Ориентированность мероприятий на весь ученический коллектив.
5)Необходимость итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели.
6)Важность открытого способа фиксирования итогов каждого мероприятия недели.
7)Обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.
Этапы проведения предметной недели.
1)Подготовительный (учитель составляет план недели, подбирает конкурсные вопросы, задания, мероприятия, определяет сроки.)
2)Объявление о начале недели.
Задачи этого этапа – заинтересовать, привлечь участников. Решается через яркое, красочное оформление общешкольного стенда ,посвященного недели биологии.
3)Основной этап. Проведение недели биологии.
4)Подведение итогов. Награждение.
Предметные недели - это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к изучению предметов увлекают интересными делами.
Экология – один из очень важных и интересных школьных занятий, ведь на нем дети учатся познавать окружающий мир, постигая азы биологической науки. Учащиеся получают представление о мире животных и растений, без которого не может существовать планета Земля. Викторина по экологии для старшеклассников посвящена знаниям об окружающем мире и призвана расширять их кругозор, прививать любовь к природе и бережное к ней отношение. Школьники учатся понимать важность сохранения природы и рационального использования ее ресурсов, а учитель знает, как провести викторину так, чтобы каждому было интересно. Учитель совместно с библиотекарем отбирает материал для подготовки учащихся игре.
С самого младшего возраста в школьниках должна развиваться ответственность за заботу о вещах, которые их окружают, в особенности, если это касается огромного живого мира, который сегодня так подвержен негативному влиянию человека. В викторине может участвовать как один класс, так и несколько. Форма проведения викторины похожа на телеигру « СВОЯ- ИГРА», только в игре принимают участие команды.
Задания, составленные с учетом интересов учащихся, имеют различную степень сложности, что также способствует тому, чтобы работа школьников была успешной.
В викторине ответы даны достаточно развернуто ,для того , чтобы лишний раз учащиеся смогли почерпнуть для себя знания экологического характера.
При работе с применением данной методики учителю отводится роль наблюдателя. Но он в любой момент может и оказать помощь учащимся. В викторине принимают участие 4 команды старшеклассников. Есть ведущий (который проводит данную игру) и помощники ведущего( задача которых состоит в подсчете очков и в контролировании правил викторины.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Внеклассное мероприятие по экологии с использованием ИКТ» Экологическая викторина на тему «Экология вокруг нас» »
«Экологическое просвещение как важнейшие направление в охране природы»
Экология вокруг нас
Ельчанинова Оксана Викторовна, МБОУ «СОШ№4»
учитель биологии первой
квалификационной категории
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач обучения. К.Ушинский
Экологическаявикторина
«Экология вокруг нас»
Цитата
Однажды Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться быть людьми
Правила игры :
В викторине могут принимать участие насколько команд.
Право первого хода разыгрывается по жребию.
Экран разбит на 4 секторов по определённым темам. Каждая тема включает 10 вопросов. Команда выбирает любой номер сектора и по гиперссылке переходит на слайд вопроса.
За каждый правильный ответ команда получает 1 бал и право выбрать следующий вопрос. При неправильном ответе команда штрафуется на 1 бал и право ответа переходит команде, чей капитан первым поднимет руку.
Правильный ответ появляется на слайде вопроса после щелчка мышью.
Чтобы вернуться на слайд тем, необходимо кликнуть на сову.
Организм и среда обитания
Человек и биосфера
1
2
Охрана природы
1
3
1
Республика Хакасия
2
2
3
1
4
5
4
3
2
5
4
3
6
5
4
6
7
5
7
8
6
8
7
9
6
8
9
7
10
9
8
10
9
10
10
1.
Что такое экология?
Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.
2.
Что такое биосфера
Определение «биосфера» принадлежит
австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIX век).
Учение о биосфере создал
В.И. Вернадский - выдающийся
русский ученый. Биосфера, по Вернадскому,
особая активная оболочка Земли.
Она населена живыми организмами.
В биосфере деятельность всех живых
существ вместе с человеком является
важнейшим фактором, который
преобразует планету.)
3.
Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник?
Муравьиная кислота обладает
специфическим запахом, который
убивает насекомых-паразитов на теле птиц.
Принимая муравьиные ванны, умные птицы
соблюдают правила птичьей гигиены.
4.
Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде?
Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз,
ныряет и хватает свою добычу
5.
Что вы знаете о «Биосфере-2»?
Она находится в Аризонской пустыне.
Это огромное сооружение.
Создано американскими учеными.
Оно изолировано от окружающей среды.
Цель эксперимента - получить необходимую
для ученых информацию, чтобы улучшить
положение дел в большой биосфере. Все системы
«Биосферы-2» действуют в соответствии с
закономерностями функционирования
естественных экосистем на основе замкнутых
циклов
6.
Какое растение называют живым светофором?
Это медуница, которая занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось
7.
Что является самым важным веществом на Земле?
Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды
8.
Как назвал воду Леонардо да Винчи?
Он назвал воду соком жизни на Земле
9.
Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки?
(70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом
10.
Уникальное озеро нашей страны.
Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров
1.
Что такое загрязнение?
Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое
2.
Почему меняется климат?
(Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса
3.
Какое море умирает?
Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей
4.
Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей?
Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно
5.
В чем заключается опасность роста употребления энергии?
Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей
6.
Что является самым экологичным источником энергии?
Этот источник — экономия энергии (мнение
немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого
необходимо строить и производить дома и
приборы с высокой теплоизоляцией
7.
Чем так опасны синтетические моющие средства?
Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха.
Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде
8.
Почему люди приобретают собственную систему очистки воды?
Чистая вода - это здоровая жизнь. Вода из-под крана содержит много загрязнений, в том числе пестициды, свинец, гербициды, моющие средства, промышленные растворители и др. К ним могут добавиться всевозможные бактерии, вирусы и паразиты. Запах вкус и цвет отсутствуют, поэтому так сложно поверить, что вода, на первый взгляд совершенно чистая, чем-то загрязнена. Для очистки используется хлор. Но, к сожалению, он не оказывает очищающее действие на химические загрязнения. Поэтому люди приобретают индивидуальные средства очистки воды. Наиболее распространенные -патроны с активированным углем. Они обладают высокой поглотительной способностью. Наиболее эффективные - многоступенчатые системы
9.
Что вы знаете о радиоактивных осадках?
Загрязненная атмосфера возвращает нам самые опасные последствия человеческой деятельности (аварии на атомных станциях, испытания ядерного оружия) в виде радиоактивных осадков. Они представляют собой пыль и капли атмосферной влаги. Радиоактивные атомы (радионуклиды) оседают в виде пыли на почве. Попадают они и в наши дома, водоемы, на кожу животных и людей, на листья растений и т. д. Радионуклиды попадают в организм человека и разрушают живые клетки, ослабляют его сопротивляемость к болезням, разрушая генетический аппарат:
10.
Что вы знаете об озоновых дырах?
Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи
1.
Когда возникла идея создания Красной книги?
В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР -в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты парными выделительными воронками в
каждом сегменте тела;
2.
Что вы знаете о народных традициях охраны природы ?
Такие традиции появились еще в древности и передавались из поколения в поколение. У многих народов, например, есть особо почитаемые деревья. Для россиян это - береза. А в древности славяне почитали дуб. Священными объявлялись целые рощи. Еще сравнительно недавно архангельские и сибирские крестьяне собирались на сходы. На этих сходах они объявляли запрет на вырубку деревьев в лесных угодьях в течение нескольких лет. Запрещение называлось заповеданием. Отсюда и произошло слово «заповедник».
3.
Где находится самый большой заповедник?
Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году
4.
Зачем нам нужны зоопарки ?
(Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя
5.
Что такое принцип Ноя?
Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности – существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы
6.
Что вы знаете о птичьем зоопарке?
Он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нем хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов
7.
Существует ли Черная книга, и о чем она?
Там записаны те виды, которые навсегда исчезли с лица Земли
8.
Назовите заповедник в Республике Хакасия.
В республике Хакасия расположены Хакасский государственный природный заповедник и национальный музей-заповедник «
9.
Что означает охрана природы?
Комплексная система международных, государственных, региональных и муниципальных (местных) административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и воспроизводство природных ресурсов, в т.ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и фауны Земли.
10.
На основании чего осуществляется Правовое регулирование общественных отношений по охране природы
осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. №2288 было начато приведение в соответствии с новой Конституцией РФ значительной части законов России, подзаконных и иных правовых актов в области охраны природы
1.
Когда был образован Заповедник «Хакасский »
Заповедник «Хакасский» образован Постановлением Правительства Российской Федерации 4.09.1999 № 1004
2.
Из скольких и каких участков состоит Заповедник «Хакасский»
Какова численность населения Республики Хакасия по состоянию на 2013
533тысячи человек
7.
Что является ценнейшим историко - культурном наследием Республики Хакасия
Историко-культурное наследие Республики Хакасия, представленное ценнейшими археологическими объектами (курганы, древние поселения, крепостные валы, писаницы, наскальные рисунки
8.
Какими полезные ископаемые добываются в Республике Хакассия
На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, минеральных и радоновых вод, неметаллических полезных ископаемых: барита, бентонита, облицовочного мрамора и гранита, строительных материалов
9.
Считается ли город Черногорск одним из грязных городов России по состоянию воздуха окружающей среды
да г Черногорск стоит на 34 месте из 36 городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха )
10.
Что означают цвета в символике герба города Черногорска
Красный цвет в гербе символизирует жителей. Синий цвет поля указывает на расположение города в долине рек Абакана и Енисея, Золото — символ богатства, уважения, интеллекта.Чёрный цвет в геральдике символизирует мудрость, благоразумие, скромность