Просмотр содержимого документа
«Эффективные способы повышения мотивации к изучению иностранного языка »
Эффективные способы повышения мотивации к изучению иностранного языка
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.
Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Опыт показывает, снижение мотивации к изучению иностранного языка происходит от класса к классу.
Приступая к занятиям иностранным языком, у учащихся наблюдается высокая мотивация к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 7-8 классу он пропадает у 80 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению иностранного языка, учитель должен представлять себе весь арсенал мотивационных средств и приемов для достижения главной цели обучения иностранному языку.
1. Создание благоприятной атмосферы на уроке
Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе доброжелательной атмосферы. На уроках необходимо создавать ситуации успеха. Важно воспитывать в детях чувство оптимизма и веры в собственные силы. Для этого учитель должен быть сам оптимистически настроенным к ученикам и коллегам человеком. Нужно обращать внимание на затраченные детьми усилия при выполнении задания, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.
2. Сетевое общение
На сайтах для учителей иностранных языков имеются сайты переписки с зарубежными сверстниками, где заинтересованные учащиеся могут завести друзей по переписке. Это прекрасная возможность практиковаться в иностранном языке, совершенствовать свои языковые навыки.
Необходимо активизировать учащихся по привлечению к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах и дистанционных олимпиадах и проектах. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве.
3. Встречи и дискуссии с носителями языка
Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка. Во время дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень языка, что заставляет многих к углублению своих знаний иностранного языка. Для тех учащихся, которые уже владеют устной речью, есть возможность развивать умение четкого и ясного выражения своей мысли и аргументированного отстаивания своей точки зрения в дискуссии. В ходе дискуссии учащиеся не только приобретают опыт общения с носителями языка, но и преодолевают психологический барьер, возникающий при первом общении с иностранцами.
4. Использование креативной методики «Шесть шляп мышления»
«Шесть шляп мышления» методика автора Эварда де Боно позволяет продуктивно организовать учебный процесс на уроках иностранного языка.
Суть данного метода заключается в том, что все участники работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Шесть шляп мышления— метод, позволяющий ученикам обсуждать проблемы, выражая разные точки зрения. Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм языкового общения. Она позволяет взглянуть на решение проблемы с позиций многочисленных важных перспектив.
Данная технология улучшает коммуникацию и способность принятия решений внутри группы. Она помогает структурировать мышление и делает его более эффективным. Предложения, суждения, критика, информация и эмоции смешиваются вместе. Каждая «Шляпа мышления» имеет отличный от других стиль мышления.
5. Работа с аутентичными материалами
Обучение иностранному языку преследует важную образовательную цель – ввести учащихся в мир культура страны изучаемого языка, подготовить их к общению на межкультурном уровне.
Развитие умений адекватного общения и взаимопонимания с носителями языка подразумевает сформированность социокультурной компетенции. Для этого современные УМК по иностранным языкам включают аутентичные материалы, что позволяет приблизить содержание учебных материалов к реальным ситуациям, в которых учащися могут оказаться в повседневной жизни. В переводе с греческого языка "аутентичный" означает "подлинный". Этот термин чаще всего используют для характеристики текстов, применяемых на уроке. Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Однако понятие "аутентичность" распространяется на другие стороны учебного процесса.
В качестве аутентичных материалов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции, используются письмо, открытка, объявление, страничка из дневника, программма телевидения, рецепт, рекламный текст, анкета, интервью, научно-популярные и страноведческие тексты.
Использование аутентичных материалов повышает интерес к изучению иностранного языка, помогает активизировать все виды речевой деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка.
6. Применение информационно-коммуникационных технологий
Одной из ключевых компетенций современного учителя является умение применять на уроках информационные и коммуникационные технологии. Информационно - коммуникационные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Эта технология делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Использование ИКТ позволяет: 1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации; 3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения; 4)усовершенствовать контроль знаний; 5) рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока; 6) формировать навыки исследовательской деятельности учащихся. Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями. Такая работа всегда интересна учащимся, когда можно поработать с материалом по различным видам речевой деятельности носителей языка или совершить виртуальное путешествие в его страну, а можно просто проверить свои знания, даёт возможность регулировать предъявление учебных заданий по степени трудности.
Известно, что почти каждый учитель использует на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Они содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов, а также используются как средство наглядности и результат проектной деятельности. Ещё одна возможность сделать урок необычно-познавательным – это использовать, например, в предъявлении материала виртуальные экскурсии. Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Доказано, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и быстрее запоминает, когда видит ее на экране.
Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты можно использовать как при введении, так и закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.
7. Внеурочная деятельность
Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку - это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.
- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.
- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на английском, немецком, французском и др. языках).
- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка - волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.
8. Участие в сетевых конкурсах и олимпиадах
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.
9. Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении иностранному языку?
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность.
10. Драматизация
Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.
В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языквой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать юным артистам, как правильно двиггаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового материала и формирования способности общаться на изучаемом языке.
11. Художественный перевод стихотворений
Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.
12. Проектная методика
Основные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умение оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях. Работа над проектами дает возможность учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обощать, обрабатывать необходимую информацию. Во время проектной деятельности обучающиеся реализовывают свои творческие способности. Учащиеся самостоятельно переносят полученные ранее знания, умения, и навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. В ходе работы над проектом обучающися сопоставляют различные точки зрения, объясняют и отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и чужой опыт. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, а также взаимодействовать друг с другом
13. Игра
Коммуникативно-деятельностная методика предполагает создание на уроках иностранного языка условий, приближенныйх к реальному общению. Такие условия создаются с помощью учебно-речевых ситуаций: они стимулируют общение, мотивируют высказывания учащихся и позволяют активизировать изучаемый языковой материал. Одним из лучших способов создания игровых ситуаций на этапе тренировки являются языковые и речевые игры. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость и смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры учащиеся находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга; могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые слова без утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение лексического и грамматического материала.
Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление конкретного языкового материала на каждом уроке, но и тем, что создают благоприятный психологический климат. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Игра эффективна не только на начальном и среднем, но и продвинутом этапах обучения.
14. Интерклуб
В условиях реализации новых образовательных стандартов единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Основной целью работы интерклуба является формирование гражданской активности учащихся, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к культуре иноязычных стран. Внеурочная работа позволяет вовлечь учащихся к участию в конкурсах и викторинах по страноведению, разработке проектов и презентаций по страноведческой тематике, участию в международных проектах, установлению дружественных связей со сверстниками других стран путем электронной переписки, участие в межкультурном онлайн-общении, организации различных кружков и секций по страноведению. Задача руководителя клуба - организовать работу интерклуба таким образом, чтобы она заинтересовала и увлекла учащихся.
Список литературы:
Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение, 1991.
Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ № 6, 2000.
Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе № 5,1985.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики.- М.: Русский язык, 1989.
Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство «Вышейшая школа», 2004.
Французова О.В., методист по французскому языку кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО