Просмотр содержимого документа
«Доброта - главная ценность на Земле»
Классный час "Доброта - главная ценность на Земле"
Цель: формирование нравственного качества личности – доброты. Задачи: • расширить у учащихся значение понятия «добро» и «доброта»; • раскрыть нравственное содержание доброты; • познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; • показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому; • дать нравственную оценку добрым поступкам. • развивать самооценку. • развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи
Ход классного часа.
1. Введение. Создание эмоционального настроя. (Слайд 1.)
Начать классный час хочу со слов:
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте! (Слайд 2)
На уроке обучения грамоте мы читали сказку Л.Н. Толстого "Белка и волк". Давайте вспомним ее. (Чтение сказки по ролям в масках)
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя боюсь.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
2. Формулирование учащимися темы урока. Предвосхищение результата.
- Отчего белки веселы?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? (О добре.)
- Как вы считаете, что каждый из вас должен понять к концу классного часа?
Песня "Если добрый ты!"
3.Основная часть. Выделение темы для обсуждения.
Ведущая: Дети, как вы понимаете, что означают слова «доброта», «добрый»? (ответы детей.) Правильно, есть много положительных качеств человека, но все же на первое место мы ставим доброту, добро . (Слайд 3).
Ученик:
Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно Всё встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта.
- Существует такой афоризм:
"Во внутреннем мире человека доброта – это солнце". (Слайд 4).
- На наш праздник тоже пришло солнце, как символ доброты. Но его заколдовал злой волшебник, у него нет лучиков, а следовательно оно не может никого согреть. Чтобы его расколдовать, необходимо выполнить задания. Вы готовы?
Первое задание.
- Назовите, по отношению к кому должны быть добрыми?
- Правильно, ко всем окружающим людям, в первую очередь к самому доброму человеку, к маме. (Слайд 5).
Ученик:
Я как-то в дом принёс щенка, Бездомного бродягу, Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу. Ну, что ж, - сказала мама, - пусть он поживёт немножко, в глазах его такая грусть! Найдётся супа ложка… Я во дворе нашёл потом Котёнка чуть живого, - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть он поживёт немножко, в глазах его такая грусть! Найдётся каши ложка Я под гнездом нашёл птенца, Над ним вороны вились, Я спрятал в шапку сорванца Мы с ним домой явились. - Ну, что ж, - сказала мама, - пусть он поживёт немножко, в глазах его такая грусть! Найдётся хлеба крошка… Однажды я принёс ежа, Ужа и черепаху, И заяц в нашу дверь вбежал, Наверное, со страху. Сказала мама: - Пусть живут – в квартире так чудесно, а если потесниться тут и нам найдётся место
- А как вы можете показать свою доброту маме?(Ответы детей).
- Человеку одиноко одному, у него должны быть друзья. Послушайте сказку и скажите, кто в ней настоящий друг, а кто не достоин дружбы.
(Слайд 6).
" Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Нов один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок раньше никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и пока она отдыхала, цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка была доброй и жалостливой и поэтому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал подругу. Но однажды , когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыв свои лепестки, воскликнул: - Бабочка лети скорее ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе кое-что сказать. Бабочка радостно подлетела к Цветку с новостями и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она била крыльями, искала щелку, но все было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: "О, я виновата, это из-за меня тебя сломали, прости меня, Цветочек".
(Ответы детей).
- Молодцы! С первым заданием вы справились, солнышку возвращается лучик.
- Быть добрым, это в обычной жизни совершать волшебство. Как стать волшебником, наука не хитрая, послушайте.
Вед: Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово!
Ученик:
На клумбе цветок, Его листья повисли. Грустит он…О чем? Угадал его мысли? Он хочет напиться. Эй, дождик, полей! И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка Скучает в сторонке? Волшебное что-нибудь Сделай сестренке! И ты обернулся Ретивым конем – Галопом сестренка Помчится на нем! Хоть мама Еще не вернулась с работы, Не трудно узнать Ее думы, заботы. “Вернусь, Хорошо бы пошить, почитать… Да надо с уборкой возиться опять”. И ты совершаешь великое чудо – Пол засверкал, Засияла посуда! И ахнула мама, Вернувшись домой: – Да это, как в сказке, Волшебник ты мой!
- И так второе испытание «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу слово. - Растает ледяная глыба от слова доброго….(«Спасибо») - Когда бранят за шалости, мы говорим:…(«Прости, пожалуйста») - Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... («Спасибо») - И во Франции, и в Дании на прощание говорят ... До свидания! - Посиди со мной сестра почитай мне, будь….. Добра. - Ты мне помог!- я говорю мой друг, тебя……….. Благодарю. - Забыл я книжку принести! За это ты меня ……. Прости. - Печально сказали мы дяде Никите: За чашку разбитую нас ……….. извините. - На меня отцу не жалуйся, Я прошу тебя,…………….. пожалуйста. - Твердите с утра: Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас ..благодарю. Вы очень внимательные! К солнышку возвращается второй лучик.
-Задание третье: найди, где спряталось "добро" (Слайд 7).
-вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д. (Добро пожаловать!) -пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела. (В добрый час!) - доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.( В добрый путь!) - доброе пожелание приятного утра, дня или вечера. (Добрый вечер!) - Слово «добро» спряталось в этих приветствия. Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым. Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда.
- И с этим заданием справились. Значит у солнышка появляется еще один лучик.
- Слово « добро» является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом.. Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Даже в древней азбуке буква «Д» называлась «добро». Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
- Следующее испытание . (Слайд 8). Какие вы знаете пословицы и поговорки о добре, доброте? - Без добрых дел нет доброго имени. - Жизнь дана на добрые дела. - От добра добра не ищут. - При солнышке тепло, при матушке добро. - Доброе слово и кошке приятно. - Худо тому, кто добра не делает никому. И вот следующее задание « добрые поступки» (Слайд 9). Игра «Стоп – красный свет» Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать эпизоды, как только вы заметите плохой поступок - Поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок.
• Брать без спросу чужие вещи. • Заботиться зимой о птицах. • После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. • Не помогать взрослым. • Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц. • Обижать тех, кто младше и слабее. • Не уступить место в автобусе. • Ломать ветки деревьев и кустов. • Помогать там, где нужна моя помощь; • Заботиться о близких; • Выручать друзей в беде; • Улыбаться тем, с кем общаешься;
Расколдовали следующий лучик.
Испытание- игра – «Пожалуйста» - Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста. Будьте добры, наклоните голову вперед. Наклоните, назад, пожалуйста. Влево. Вправо. Будьте любезны, садитесь на свои места.
- Вы очень хорошо справились с этим заданием и расколдовали еще один лучик. (Слайд 10).
Скажите, пожалуйста:
1. Можно ли человека заставить быть добрым?
2. Можно ли стать добрым на время?
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку?
4. Легко ли быть добрым?
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?
6. Какиедобрые дела вы делали в классе? дома? на улице? в транспорте? на природе?
Молодцы и с этим задание вы справились и расколдовали лучик.
(Слайд11).
"Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры" К. Жанэ
Последнее испытание: высадить поляну цветов.( Раскрашивают, вырезают цветы, прикрепляют их к доске.)
- Чары колдовские рухнули и к Солнышку вернулись все его лучики, благодаря вам. Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее друг к другу. Пошлите солнечные лучики маме, папе и всем близким людям, пожелайте мысленно им здоровья и радости. И ещё пошлите добрые лучики всем людям Земли: пусть все люди любят друг друга и берегут мир. Откройте глаза и сядьте на свои места.
Ученик:
«Не умирает доброта, Что лечит нас и воскрешает. И эта главная черта В роду людском не убывает Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу…»
- Идите по жизни дорогою добра. Об этом наша прощальная песня. Исполняется песня "Дорогою добра".