Классный час в 4 классе «Давайте поклоняться доброте»
Цель: формировать у учащихся этические представления, знания о добре и зле; воспитывать стремление совершать добрые дела, вырабатывать правильное отношение к нравственным ценностям человека, развивать самооценку, воспитывать навыки культурного поведения.
Оборудование: таблички с заданиями, со словами, солнце, цветы, дерево.
Ход мероприятия:
-Дети, сегодня вы можете говорить о своих чувствах. Наш классный час называется «Будем делать добро». Вы все смотрели мультфильм про кота Леопольда. Какую фразу он любил повторять? А какую пел песню?
Послушайте стихотворение.
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- О чем будем говорить сегодня? (что такое доброта)
Что такое доброта? В толковом словаре слово «доброта» - это «душевное расположение к людям, отзывчивость, стремление делать добро другим». Добро – это самое хорошее, полезное. Мы сегодня будем учиться быть добрыми.
Мы живем в такое время, когда случаются разные трагедии, беды. Очень много погибает людей. Иногда люди бывают жестокими. Человек должен жить в мире, добре, совершать добрые дела.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра.
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Спешите делать доброту!
- У слова «доброта» есть много родственных слов: добросердечный, добродушный, добропорядочный, добросовестный. Давайте поговорим о каждом из этих слов.
А еще доброта – это милосердие, сострадание, любовь, понимание, сочувствие.
- Есть очень много пословиц о доброте. Я предлагаю вам выполнить задание – собрать пословицы. Внимание на экран.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
Без добрых дел нет хорошего имени.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
- А теперь я попрошу объяснить смысл выделенных пословиц. Посовещайтесь в группах.
- Расскажите о добром поступке, который вы когда- то совершили. Может быть вспомните случай о людской доброте, о котором не можете забыть.
Если человек добрый, вежливый, умеет сострадать, понимать – это хороший человек. Это значит, что он умеет радоваться за других, переживать за других. Вот это и значит – счастье.
А если человек любит только себя, не имеет друзей, он будет один всегда, даже в трудную минуту к нему никто не придет на помощь.
Любовь к ближнему определяется прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным, к родному краю.
Послушаем наших ребят. Они прочитают вам стихотворения.
1.Достается недешево счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего, чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются все земные труды,
Может вырастишь деревце на земле Кулунды.
Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее, хорошеть самому.
2.На планете Земля неспокойно
Да и было спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны –
Только снова седлали коней,
Вот и космос уже на примете
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земле неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Не глубинное в недрах жилье,
Человек, полюби человека!
Только в этом спасенье твое.
- Какие главные мысли в этих произведениях? (Хорошеть, быть добрым самому, любить ближнего своего, делать людям хорошее)
- Добрый человек всегда внимателен к людям, которые его окружают. Не ведет себя грубо с кем бы то ни было, не позволяет себе оскорблять других, смеяться над чужими бедами. Какой человек внутри, это зависит только от него, от его сердца.
Есть одна замечательная притча о Добре и Зле.
Когда- то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет - зло, ревность, эгоизм, ложь.
Другой волк – добро, мир, любовь, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Дети, можно назвать человека добрым, если он:
- делает задание за кого – то;
- переводит через дорогу старушку;
- заботится о своих питомцах;
- ждет, когда его позовут на помощь;
- А можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо?» А если он портит природу, мучает животных? (Добрый – это тот, кто относится одинаково ко всему).
- Надо дорожить друзьями, уметь прощать. Чего на земле больше: добра или зла? Какие бы таблички со словами вы положили бы на одну чашку весов? (зло, ненависть, жадность, трусость, эгоизм, предательство, грубость… А для того, чтобы перевесила чашка весов с добром надо постараться вспомнить все добрые дела, которые вы совершили в своей жизни. (По очереди дети называют добрые дела). Вскоре «добро» перевешивает «зло».
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Земля покрыта туманом. Давайте сделает так, чтобы солнце на этой земле грело очень ярко. Доброта, что солнышко. А добрые люди – лучи. Доброта нужна вам самим, и вашим близким, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков. Это задание выполнит первая группа. (Скромный, грубый, ласковый, веселый, вспыльчивый, часто ссорится, счастливый, чуткий, неучтивый, наглый, внимательный…)
Вторая группа приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут крепкие корни.
А третья группа напишет на цветах добрые поступки. Посмотрите на нашу чудесную картину. Кто бы хотел жить в таком саду?
Продолжение жизни на нашей Земле зависит только от нас, от того, какие мы будем совершать поступки: хорошие или плохие.
Рефлексия.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми делами.
У каждого человека свой путь к доброте.
Этот путь нелегкий, долгий. На нем ожидают человека взлеты и падения, добро и зло. Человек должен хоть иногда останавливаться и размышлять о своих поступках.
Сегодня вы не боялись высказывать свои мысли. Я благодарю вас за смелость, искренность, за доверительный разговор, за творческое отношение к работе. А сейчас мы дружно споем песню о доброте, которая называется «дорогою добра».