Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества г. Азнакаево
Азнакаевского муниципального района РТ
Деловая игра:
Разработала:
Габдрахманова Рузиля Индусовна,
руководитель структурного подразделения по работе с детскими общественными организациями МБОУДОД Центр детского творчества г. Азнакаево.
Адрес: 423330, РТ, г. Азнакаево, ул. Шайхутдинова 10-112.
e-mail: ruzilyagold79@mail.ru
Телефон: 89600803254
Азнакаево 2014
Деловая игра «ИМЕЮ ПРАВО»
Знай права – они опора:
Так диктует жизни школа.
Пояснительная записка.
Вопрос правового воспитания, приобщения детей к международным правовым документам является одним из важнейших, ведь реализовать права детей в целом и гражданские права и свободы в частности невозможно, если нет о них никакого представления.
Вот почему важны такие три принципа осуществления главного правового документа детей во всем мире-Конвенции ООН о правах ребенка, как знание о её существовании, понимание провозглашенных в ней прав, поддержка усилий по превращению их в реальность. Именно этому документу и посвящена деловая игра.
Следует отметить, что Конвенция ООН о правах ребенка-основной документ профессиональной деятельности педагога. Работая с этим документом, мы получаем хороший материал для воспитания у учащихся понимания ценности своей личности и ценности других людей. Поэтому игра может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с детьми и предназначена для педагогов-организаторов, ЗДВР, классных руководителей, методистов и педагогов учреждений дополнительного образования.
Цель: знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка, развитие правовой культуры, определить степень понимания подростками правовых терминов, уровень своих прав и свобод.
Задачи: заложить основы знаний о правах ребенка, развивать умение доказывать свою точку зрения, ведя себя корректно, формировать способность к диалогу, воспитание у ребят уважение к закону, своим правам и правам других людей.
Число участников: 10 команд по 10 человек (учащиеся среднего звена).
Продолжительность игры: 60-80 минут.
Условия игры: наличие большого зала для общего сбора команд и 10 кабинетов для проведения игры-вертушки.
Деловая игра разработана для учащихся среднего звена с учетом возрастных особенностей детского возраста, восприятия, интересов, возможностей. Текст Конвенции трудно воспринимается детьми, так как он написан официальным языком, юридическими терминами и вряд ли ребенок сам самостоятельно станет её читать. Поэтому разъяснение темы подобрано в виде деловой игры-вертушки, в ходе которой ребята могут вовлекаться в различные формы деятельности: беседа, интеллектуальный опрос, викторина, ролевая игра, актерское мастерство и т.д. Передвигаясь из одной станции в другую, ребята не успеют «соскучиться» и могут рассмотреть Конвенцию с разной точки зрения.
Программа игры открытая. Это позволяет её уточнять, дополнять, совершенствовать, корректировать.
Ход деловой игры «Имею право!»
Команды из 10 человек собираются в большом зале Центра детского творчества.
ВЕД. Добрый день, ребята! Сегодня мы пригласили вас принять участие в деловой игре, которую мы назвали «Имею право». И традиционно в нашей игре принимает участие несколько команд. Давайте проведем перекличку.
А сейчас поприветствуем друг друга аплодисментами!
Работа с залом. Обсуждение.
- На что вы имеете право? (на жизнь, учебу, выражать свое мнение, принимать активное участие в жизни, защиту )
- Почему вы так уверены в своих правах?
- Где указаны ваши права?
-Должен ли быть какой-то документ, в котором защищались бы ваши права?
Действительно, есть такой документ, главной целью которого является максимальная защита прав ребенка. И этот документ называется………КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Если вы так хорошо знаете свои права, предлагаю провести небольшую разминку. Я называю вопрос и три варианта ответа, а вы скажите тот вариант ответа, которого считаете правильным.
Итак, начнем:
права ребенка зависят в первую очередь:
от самого ребенка,
от родителей,
от государства.
Обсуждение выбора правильного ответа.
Ребенком является:
Тот, кто не имеет своих прав,
Любой человек до достижения 18 лет,
Тот, кто считает себя таковым.
Обсуждение выбора правильного ответа.
Право на выбор занятий есть:
У каждого,
У взрослого,
У учащихся школ.
Обсуждение выбора правильного ответа.
ВЕД. Существует документ, в котором прописано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Знаете ли вы, как называется документ, в котором дано это определение?
ДЕТИ: Конвенция.
ВЕД. Конвенция – это международный правовой документ, главная цель которой- максимальная защита интересов ребенка.
Есть такая международная Организация мира и безопасности. Конвенция, ставшая результатом 10 лет переговоров, была принята именно этой Организацией - Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Хоть и была принята в 89 году, но вступила в силу лишь почти через год – 2 сентября 1990 года после ратификации (то есть после утверждения ) ее 20-ю государствами. Именно столько государств принимало участие в принятии этого важного документа.
Конвенция состоит из 3 разделов и 54 –х статей. Ее содержание сводится к четырем основным требованиям: это ВЫЖИВАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ЗАЩИТА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ЖИЗНИ.
Ведь как общество защищает своих детей и заботится о них, так и измеряется его цивилизованность.
В России Конвенция о правах ребенка ратифицирована 13 июня 1990 года и вступила 15 сентября 1990 года.
Сегодня 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции.
Как вы думаете, чем отличается Конвенция от других документов?(работа с залом). Тем, что это наиболее полный документ, в котором права приобретают силу международного уровня.
Статья 13 гласит, что ребенок обладает правом иметь свое мнение, но при этом надо учитывать, не является ли оно обидным и оскорбительным для других. Нужно вырабатывать чувство меры. Не только «я имею право», но и все окружающие тоже. Есть твоя точка зрения, есть моя точка зрения, а есть правильная - и это тоже надо учитывать. Вместе с правом есть и обязанности. Помните формулу: « Права одного заканчиваются там, где начинаются права другого». Кроме исполнения собственных прав, должно быть уважительное отношение друг к другу.
Сегодня мы попытаемся с вами выяснить, насколько вы знаете и понимаете статьи Конвенции.
Итак, игра-вертушка. Каждая команда, получив маршрутный лист (Приложение №5), должна пройти 10 станций. На каждой станции вы должны выполнить задание и набрать наибольшее количество баллов. Команды двигаются по своему маршруту. Время пребывания на станции 5 минут. После прохождения всех этапов вы собираетесь в этом же зале, а маршрутные листы сдаете мне. Вопросы есть? Тогда стартуем! Удачи!
СТАНЦИЯ №1 «Волшебная лавка»
Кабинет №_____.Ответственный:________
Что нужно: карточки с качествами (Приложение №1).
Представьте себе, что существует лавка, в которой есть такие «вещи»: твердость духа, юмор, доверие, терпимость, сила духа,….. Я – продавец, вы- покупатель. Я обмениваю одни качества на другие. Вы должны приобрести «вещи», т.е. качества, которых у вас нет. В качестве платы я буду просить у вас что-то взамен- то, что у вас в избытке.
Во время игры продавец выясняет, сколько нужно, например, «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым.
СТАНЦИЯ №2 «НА 100 ВОПРОСОВ- ОДИН ОТВЕТ»
Кабинет №____________.Ответственный:_________.
Что нужно: вопросы.
1.Как называется документ, о котором с вами сегодня говорили?(Конвенция)
2. Сколько статей содержит Конвенция? (54 статьи).
3. Сколько государств подписали этот международный договор? (20 государств).
4. Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989 года )
5. Кем была принята? (ООН – Организацией Объединенных Наций).
6. Когда вступила в силу? (2 сентября 1990 года)
7. В России, когда утверждена или ратифицирована ? (13 июня 1990 г.)
8. А когда в России вступила в силу? (15 сентября 1990 г.)
9. Перечислите 4 основные задачи, которые рассматриваются в Конвенции ( выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия детей в жизни общества)
10. От кого в первую очередь зависит права ребенка? (от государства)
11. Сколько разделов в Конвенции? (3 )
За каждый правильный ответ 1 балл.
СТАНЦИЯ №3 «ШКОЛА ЖИЗНИ».
Кабинет №……………………….Ответственный:………………….
Что нужно: карточки с понятиями и определениями (Приложение №2).
Уважаемые ребята! Вы, наверное, в жизни сталкиваетесь с некоторыми правовыми понятиями, да и в школе на уроках обществознания и истории вы знакомы и часто встречаетесь с этими понятиями. Так вот, для вас задание: перед вами разложены карточки с понятиями. Вам нужно найти среди других карточек точное определение этому понятию. И чем больше вы даете определение, тем больше на вашем счете баллов. К сожалению, на это у вас всего 5 минут. Готовы? Тогда, начали!
РЕСПУБЛИКА- (от латинского) форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти или избираются, или формируются представительными учреждениями.
ООН- универсальная международная организация, поддерживающая мир и безопасность, созданная в 1945 г. по инициативе ведущих стран (СССР, США, Китай, Англия, Франция)
ДОГОВОР- соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, это разновидность сделки, контракта.
УСТАВ- установленный государством, общественной организацией свод правил.
ПРАВО- система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения.
РАТИФИКАЦИЯ- (от латинского) утверждение верховным органом государственной власти данной страны международного договора.
СПИКЕР- (англ. speaker- оратор)- представитель парламента в странах, где принята государственно-правовая система, через которого осуществляется связь с главой государства.
СТАНЦИЯ №4 « Мозговая атака»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: ручка, чистые листы, слово «Конвенция».
За 5 минут составить как можно больше слов из слова КОНВЕНЦИЯ. Все слова должны быть существительными и в именительном падеже. За каждое слово – 1 бал. Время пребывания – 5 минут.
СТАНЦИЯ №5 «Знаю, умею, действую..»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: ручка, кроссворд, Вопросы к кроссворду (Приложение №3).
За каждое правильно отгаданное слово – 1 балл. Время пребывания – 5 минут.
СТАНЦИЯ №6 « Сказка – ложь, да в ней намек….»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: карточки «Прокуроры», «Адвокаты», «Судья».
Команде дается одна сказка- «Красная Шапочка». Далее команда делится на 3 группы: «Прокуроры», «Адвокаты», «Судья». Нужно отстоять свою точку зрения. Прокуроры будут обвинять волка в нарушении статьи. Адвокаты – должны защищать волка. Судьи выносят приговор на основании статьи Конвенции. Верховный суд (ведущий) подправляет. Максимальное количество балла – 5. Время пребывания- 5 минут.
СТАНЦИЯ №7 «МОИ ПРАВА»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: перечень прав, ручка
Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.
Команде дается список возможных прав и свобод человека. Задание: определить, какими правами пользуются дети в соответствии с Российским законодательством.
Перечень прав:
1. Право на жизнь
2. Право на имя
3. Право на гражданство
4. Право на свободу совести и религиозных убеждений
5. Право на жизнь с родителями
6. Право на получение информации
7. Право на участие в культурной и творческой жизни.
8. Право избрать и быть избранным в органы гос. власти
9. Право обращаться с предложениями в любой государственный орган.
10. Право на отсутствие рабства
11. Право свободно выражать свое мнение.
12. Право на защиту жизни и здоровья
13. Право на образование
14. Право на мирных собраний
15. Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
СТАНЦИЯ №8 «Пойми меня»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: перечень прав, ручка
Вы знаете, что в Конвенции 54 статей. Перед вами некоторые из них. Сейчас вы попробуете инсценировать одну из статей Конвенции. Выбирайте! Время пребывания на станции- 5 минут.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6: Каждый ребенок имеет право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статья 27. Родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность в пределах своих возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
Статья 7. Ребенок с момента жизни имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
СТАНЦИЯ №9 « Дерево прав, желаний, обязанностей»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: таблица (Приложение №4), ручки.
Напишите в первый столбик ваши права, во второй – обязанности, а в третьей – желания. Попробуйте объяснить.
Права – жизнь, учеба, образование, гражданство, право на имя, свое мнение,……
Обязанности - уважать мнение других, не оскорблять, быть честным, помогать слабым, уважать старших и т.д.
Желания: иметь дорогую одежду, поехать за границу, ходить на дискотеку и т.д.
СТАНЦИЯ №10 «Штрих-код»
Кабинет №………………………..Ответственный:………………….
Что нужно: задания, ручка, Статьи Конвенции.
Допишите пропущенные слова в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Усыновление ребенка возможно только с согласия ребенка- с…..лет (10)
Изменение гражданства с согласия ребенка – с….лет (14).
Изменение фамилии с согласия ребенка – с….лет (16).
Ребенком является любой человек до достижения…….лет (18)
А теперь попробуйте расшифровать вот этот штрих-код:
54 | 1989 | 20 | ООН |
139 | 20.11. | 3 | 02.09.90 |
Подведение итогов.
Команды собираются в актовом зале, сдают свои маршрутные листы для подведения итогов.
ВЕД. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча стала определенным знакомством со своими правами, и неким толчком для того, чтобы вы свои права изучали и умело ими пользовались.
И в конце нашей деловой игры небольшой блиц-опрос:
1. Как называется документ, о котором мы с вами сегодня говорили? (Конвенция)
2. Сколько статей содержит Конвенция? (54 статьи).
3. Сколько государств подписали этот международный договор? (20 государств).
А сейчас подводим итоги нашей игры.
Подведение итогов. Награждение победителей.
ВЕД: (показывает зонт) Ребята, скажите, что у меня на руках? Для чего он нужен? (чтобы уберечь от дождя, не промокнуть под дождем).
А Конвенция помогает защитить ВАШИ права. Это своего рода зонт от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и злоупотреблений (показывает зонт, на котором написано «Конвенция о правах ребенка»).
ВЕД. Молодцы! Сейчас я хотела бы сказать всем большое спасибо за участие! Мы будем рады новым встречам с вами. До свидания!
Список использованной литературы:
1 «Как сделать отдых детей незабываемым праздником», издательство «Учитель», 2007
2. «Имею право», к 10-летию принятия конвенции ООН о правах ребенка, г. Наб. Челны, 2000
3. «Шаг на встречу», сборник сценариев с активом детских общественных организаций, Казань, 2005
4. Программа дополнительного образования по подготовке актива ДОО, Казань, 2000
5. «Организация семинарских занятий с педагогами-организаторами», из опыта работы отдела по работе с ДОО ЦВР Авиастроительного района г. Казани, Казань, 2001
6. Е. М. Смекалова «Школа лидерства», методические рекомендации, Москва, 2006.