Цель: формирование нравственных, эстетических качеств детей, раскрытие понятий «хорошо» и «плохо».
Задачи:
- Раскрыть перед учащимися понятия "плохо" и "хорошо";
- Развивать умения нравственного суждения, развивать словарный запас у учащихся.
- Коррекция мышления на основе операций анализа и синтеза.
- Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми.
- Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, к старшим и друг к другу.
Ход классного часа.
- Вступительная часть.
Учитель:
- Эти строчки стихов В.Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам. А вам они известны?
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
Что такое плохо?»
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Сегодня мы с вами откроем странички книги Владимира Маяковского и поговорим о том, то такое хорошо и что такое плохо?
На доске вывешиваются таблички хорошо – плохо
- Основная часть
1 страница
Учитель:
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: он плохой, неряха.
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он хотя и маленький, но вполне хороший.
- О каких качествах человека говорится в стихотворении ?(неряшливость, аккуратность, опрятность.)
Вывешиваются таблички аккуратный – неряшливый, распределить по столбикам
- Что нужно делать, чтобы тебя не назвали такими словами как грязнуля, неряха?
- Отгадайте загадки о помощниках Мододыра.
- Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было
– Что, это ребята?
- На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
- Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка.
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
- Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам.
- Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище.
- Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
- Уходя с этой странички вы должны запомнить пословицу.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
2 страница.
Учитель:
Если мальчик любит труд
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.
- Как можно назвать мальчика, он какой? (трудолюбивый)
- А быть трудолюбивым хорошо?
Примеры из учебника чтения (стр 26 ),из жизни класса.
- В какой столбик поместим слово ТРУДОЛЮБИВЫЙ?
- Подберите слово противоположное по значению слову трудолюбивый (ленивый).
-А как вы понимаете слово ленивый, это какой человек?
Примеры из учебника чтения, жизни класса.
- А ленивым быть хорошо? (плохо)
- В какой столбик поместим слово ЛЕНИВЫЙ?
О труде очень много пословиц. Какие пословицы о труде вы знаете?
- Познакомьтесь с новыми пословицами.
Труд человека кормит, а лень портит.
Люби дело - мастером будешь.
- Взрослые люди ходят на работу, трудятся. Они имеют разные профессии.
-Какие профессии вы знаете?
Физминутка Движения, имитирующие движения людей разных профессий.
Работа по карточкам. Человек какой профессии изображён на рисунке? Что перепутал художник?.
3 страница
Учитель:
Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Это вот кричит: «Не тронь
Тех, кто меньше ростом!
Это мальчик так хорош,
Загляденье просто!
-Ребята! Кто поступил правильно
-Какой поступок совершил первый мальчик? (плохой). Это какой мальчик? (злой)
-А второй? (хороший, добрый)
-Карточки ЗЛОЙ и ДОБРЫЙ распределить по столбикам.
- Во многих сказках говорится о добре и зле.
Узнать сказочного героя. Распределить героев сказок. ДОБРЫЕ- ЗЛЫЕ
Работа по карточкам. Рассмотреть рисунки. Определить, хорошие это поступки или плохие и почему? Распределить эти рисунки по столбикам.
Вопросы по учебнику чтения стр 26
Знакомство с пословицей.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
4 страница
Учитель:
Открываем следующую страничку. А как она называется надо отгадать
Петя ловко ловит рыбу,
Может ловко мастерить,
Только "Здравствуй" и"Спасибо"
Не умеет говорить.
- Как называются эти слова? (волшебные слова)
- Как мы назовем последнюю страницу нашей книги? («Волшебные слова»)
- Тот, человек, который говорит эти слова какой? (вежливый)
-А который говорит плохие слова? (грубый)
Распределить по столбикам слова ВЕЖЛИВЫЙ- ГРУБЫЙ
Вы должны научиться пользоваться словами, которые называют волшебными. От них становится теплее, радостнее, светлее.
Игра «Доскажи словечко»
Загадки
1.Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно - то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят…(спасибо)
Какие слова благодарности вы еще знаете?
2.Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
«Видел Настеньку ребята
Я на улице сейчас.
Настя- славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слово …(здрасте)
Какие слова приветствия вы еще знаете?
3.Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но- представьте!- зря от Вити
Ждал я слово (извините)
Какие слова извинения вы знаете?
Дед про внучку говорил:
«Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу - очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы (спасибо)
Какие слова благодарности вы еще знаете?
А какие слова прощание вы знаете?
- Итог занятия.
-Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
(Подводят итог при помощи таблицы)
- Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящие радость ему и окружающим
-Плохо, когда своими поступками человек огорчает других и себя.
- Проверим как вы это поняли.
Игра «Не попади впросак»
Учитель читает загадки. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья! ». Если нет – промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром! » скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
- Ребята, а хочется ли дружить с людьми, которые совершают плохие поступки?
Послушайте песню о дружбе
Учитель:
Мальчик радостно пошел
И решила кроха:
«Буду делать хорошо
И не буду плохо».
- Рефлексия
- Выберите ромашки- смайлики (настроение), которые вам больше нравятся.