Планируемые результаты: повторить формы вежливых обращений, научить отличать хорошие и плохие поступки.
Предварительная работа: игра «Противоположности», разбор пословиц о добре и доброте; чтение детям рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка». Л.Н.Толстого «Косточка», и др.
Ход занятия
- Дети, вы слышали такое выражение «чистая душа»? Что это означает?
- А если человек сделал даже один нечестный поступок - как вы считаете его душа остается чистой?
- Поскольку от одной маленькой капельки грязи вода делается мутной, так и душа не может остаться чистой даже после малейшего плохого поступка или мыслей.
- Дети, а что значит действовать хорошо?
- Какие поступки вы считаете плохими?
Прослушайте стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Читаем стихотворение по частям, останавливаясь на поступках детей и беседуя (почему именно этот поступок хороший/плохой).
После прочтения стихотворения:
- Дети, вспомните свои хорошие дела и расскажите о них.
Далее играем в словесную игру «Вежливые слова».
Воспитатель: Скажите, как можно поприветствовать взрослых и детей?
Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
Воспитатель: А как можно поблагодарить? (Спасибо, большое спасибо, благодарю).
Воспитатель: А, как можно пожелать что-то приятное? (Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути).
Воспитатель: Какие слова помогают извиниться? (Простите, извините, пожалуйста, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня извинить).
Воспитатель: А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Какие слова могут помочь? (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас; помогите, пожалуйста).
Воспитатель: И наконец, скажите мне все способы прощания. (До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока).
Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова вспомнили. Сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Скажи наоборот».
Словесная игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).
Вы плохие ребята? (Мы вежливые ребята).
Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).
Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята).
Вы злые ребята? (Мы добрые ребята).
Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята).
Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).
Как у вас хорошо получается! А сейчас, ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте построим «Пирамиду дружбы».
Дети накладывают руки друг на друга.
Воспитатель: Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. В заключение нашего занятия, мне хотелось бы сказать, что на самом деле не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень стараться, трудиться над собой. И тогда у вас в жизни все получится. В каждом из вас есть много хорошего. Быть хорошим, добрым, совершать правильные поступки не всегда легко. Но твоя доброта к другим людям к тебе же добром и вернётся. Поэтому нужно с другими поступать так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой!