kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ведение психологического кружка в начальных классах сельской школы. Тезисы проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

На данный момент имеется тенденция к тому, что сельские жители переезжают в города. В связи с этим возникают некоторые  следствия. Первое, что в сельской школе становится все меньше учащихся. Так, например, в школе, где я работаю, в 90-е годы были классы до 20 и более учащихся, а сейчас в самых больших классах учатся по 8 человек. С одной стороны, это имеет свои позитивные плюсы,  учителям легче реализовать индивидуальный подход к учащимся, дети другу знают, мероприятия в большей степени проходят на общешкольном уровне, где задействованы несколько классов или вся школа. Но с другой стороны, у учащихся возникают проблемы в межличностном взаимодействии: у них меньше возможности выбрать, с кем дружить. Также ввиду малого количества учащихся, в классах достаточно интенсивно протекает групповая динамика, но поскольку учебная деятельность всё ж в большей степени индивидуальная работа, порой конкурентная, то порой дети оказываются больше разобщены, чем объединены. Еще одним следствием миграции жителей из села в город оказывается и то, что те дети, которые учатся сейчас в школе, могут в скором времени переехать в город и столкнуться с особенностями городских школ, как например, достаточно многочисленные классы. Как показывает опыт, дети из деревень, которые приезжают в нашу школу, подвергаются большему риску дезадаптации, поскольку круг общения был не большой, и они не умеют выстраивать отношения с другими ребятами. Можно предположить, что учащиеся из таких школ могут испытывать трудности при поступлении в городскую школу. Вероятно, в связи с этим среди учащихся нашей школы оказался востребован психологический кружок, который изначально был построен на основании курса О.В. Хухлаевой. В работе кружка активно применялись арт-средства, в большей степени изобразительная деятельность, в итоге дети порой называли эти занятия рисованием. Поскольку в классах были активные конфликтные отношения, и на занятиях дети имели возможность размещать и размещали свои эмоции по этому поводу, то в итоге кружок модифицировался и стал площадкой для развития умения говорить и договариваться.

Инновационностью этого кружка, на мой взгляд, является то, что  в рамках школы организуется пространство относительной свободы проявления переживаний  учащихся. Эта работа схожа с психотерапевтической группой, но важно понимать отличия и особенности. На групповую психотерапию люди собираются из разных мест и живут вместе какое-то время, после этого расходятся. В случае кружка, дети живут вместе до 6 часов каждый день, пока находятся в школе, плюс после школы они часто проводят время вместе. Поэтому среда на кружке скорее должна быть приемлемой для конструктивного обсуждения тех трудностей, которые за пределами кружка они или замалчивают, или решают через ссоры и споры. Безопасность для участников кружка имеет свои особенности, с одной стороны они друг друга знают и могут свободно себя проявлять, с другой стороны, часто детям трудно удержаться от соблюдения правила уважения, они могут начать кричать или обзываться, что может нарушать безопасность для других ребят или для них самих,

Целью работы кружка стало создание условий для развития умений выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками и улучшение психологического климата в классе.

Задачами кружка в итоге стали:

1. Развить у детей умение понимать свои чувства и говорить о них.

2. Развить у детей умение выражать свои чувства в диалоге, проявляя уважение к собеседнику.

3. Развить у детей умение находить варианты разрешения сложных ситуаций в общении.

4. Развить у детей терпимость к другому человеку.

5. Развить у детей умение социально-приемлемым способом выражать свои негативные эмоции.

6. Развить у детей слушать и слышать сверстников.

Методологически рабочая программа строится на  принципах психологии развития и возрастной психологии: детерминизма, развития в деятельности, единства сознания и деятельности, системности анализа природы психических явлений, субъектности.

Общая характеристика курса занятий:

В занятиях можно выделить следующие основные направления (по О.В. Хухлаевой).

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Этапы реализации программы можно описать следующим образом:

Этапы

Содержание этапа

Сроки

1 этап

Установление контакта

сентябрь

2 этап

Работа по предложенным темам с акцентом на групповой процесс, на реальное взаимодействие учащихся, обсуждение текущих событий и переживаний

октябрь-апрель

3 этап

Постепенное завершение работы

май

Для реализации программы используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе, или для проработки ситуации индивидуально, когда ребенок в силу каких-то причин не готов говорить при всех. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Структура стандартного занятия: Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

Этап

Содержание этапа, задачи

Время

1 часть

Введение в тему, разминка

Вступление, определение темы, подготовка к работе, разминка, круг

7 мин.

2 часть Развёртывание темы (теория)

Теоретическая часть, получение знаний:  рассказ по содержанию темы, беседа, интерактивное объяснение, представление информации с помощью ИКТ

10 мин.

3 часть

Индивидуализация темы (практика)

Отработка знаний в процессе выполнения упражнений

(при необходимости, если упражнения недостаточно активны,  делается динамическая пауза)

20 мин.

4 часть

Завершение темы 

Рефлексия, осознание полезности или неполезности, важности-неважности и т.п. полученных знаний

8  мин.

Стоит отметить, что такое построение занятия является условным, как правило, если у детей есть свой внутригрупповой процесс, а он обычно есть, уже на вступительной части ребята его касаются. В дальнейшем он может разворачиваться самостоятельно, когда вся энергия детей сосредоточена на нем (обычно это бывает при сильном напряжении), или идти параллельно основной заданной теме. Особую задачу представляет работа по организации совместной деятельности, благодаря которой есть возможность объединить учащихся и сдвинуть фокус внимания на дело, а не на конфликт или напряжение между ними. Бывает, что совместная работа не идет, поэтому имеет смысл вводить её с более легких вариантов и постепенно.

Выбор методов и форм реализации программы обусловлен задачами и особенностями возраста учащихся. Основной приоритет перед методами, которые вызывают интерес у учащихся и которые можно осуществлять как коллективно, так и индивидуально. Изначально используется более индивидуальная работа, а затем все более приближается к совместной деятельности.

Основные методические приемы

1. Использование различных арт-средств:

- Рисование разными материалами и на разных поверхностях: карандаши, мелки, акварель, гуашь, акрил, бумага, картон, цветная бумага, ватман, доска.

- Рисование по темам: человек, животное, природа, настроение   и др., в том числе свободные темы.

- Свободное рисование как возможность экспериментировать с красками, перемешивая их и нанося разными способами.

- Лепка из пластилина, глины

- Использование природных материалов, в том числе занятия на улице

- Аппликация (например в рваной технике, или из природного материала)

2. Обсуждение и проговаривание переживаний, возникших в процессе работы. Обязательно предоставляется возможность высказаться о процессе работы и о результате работы на занятии: например, что понравилось или не понравилось, что вызвало трудности, о чем рисунок, что важного он отметил на рисунке  и что хотел, но не нарисовал

3. Игры с использованием конструктивной деятельности (конструкторы, кубики, и которых дети выстраивают дома и целые города), как правило, перерастают в сюжетно-ролевую игру.

4. Релаксационные методы: например, визуализация с последующим рисованием иллюстрации.

Планируемым результатом является то, что у детей появляется опыт конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, а также предпосылки для более реалистичной рефлексии, умение сверяться с реальностью в своих выводах.

- ожидается, что дети будут лучше понимать свои чувства, как они их переживают, говорить о них,

- что учащимся буде легче договариваться друг с другом и с другими людьми,

- что учащиеся будут способны творчески использовать имеющиеся ресурсы во взаимодействии с другими людьми, что учащиеся будут способны слушать  одноклассников и быть терпимее с ними,

- что учащиеся будут с  позиции школьника, проявлять интерес к внутреннему миру других людей;

- что учащиеся будут лучше справляться с негативными эмоциями.

Уровень сформированности (или прогресса по сравнению с начальным) может оцениваться по субъективной оценке педагога-психолога, классного руководителя, самого учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Ведение психологического кружка в начальных классах сельской школы. Тезисы проекта»

ВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Тезисы проекта


На данный момент имеется тенденция к тому, что сельские жители переезжают в города. В связи с этим возникают некоторые следствия. Первое, что в сельской школе становится все меньше учащихся. Так, например, в Никольской школе, где я работаю, в 90-е годы были классы до 20 и более учащихся, а сейчас в самых больших классах учатся по 8 человек. С одной стороны, это имеет свои позитивные плюсы, учителям легче реализовать индивидуальный подход к учащимся, дети другу знают, мероприятия в большей степени проходят на общешкольном уровне, где задействованы несколько классов или вся школа. Но с другой стороны, у учащихся возникают проблемы в межличностном взаимодействии: у них меньше возможности выбрать, с кем дружить. Также ввиду малого количества учащихся, в классах достаточно интенсивно протекает групповая динамика, но поскольку учебная деятельность всё ж в большей степени индивидуальная работа, порой конкурентная, то порой дети оказываются больше разобщены, чем объединены. Еще одним следствием миграции жителей из села в город оказывается и то, что те дети, которые учатся сейчас в школе, могут в скором времени переехать в город и столкнуться с особенностями городских школ, как например, достаточно многочисленные классы. Как показывает опыт, дети из деревень, которые приезжают в нашу школу, подвергаются большему риску дезадаптации, поскольку круг общения был не большой, и они не умеют выстраивать отношения с другими ребятами. Можно предположить, что учащиеся из таких школ могут испытывать трудности при поступлении в городскую школу. Вероятно, в связи с этим среди учащихся нашей школы оказался востребован психологический кружок, который изначально был построен на основании курса О.В. Хухлаевой. В работе кружка активно применялись арт-средства, в большей степени изобразительная деятельность, в итоге дети порой называли эти занятия рисованием. Поскольку в классах были активные конфликтные отношения, и на занятиях дети имели возможность размещать и размещали свои эмоции по этому поводу, то в итоге кружок модифицировался и стал площадкой для развития умения говорить и договариваться.

Инновационностью этого кружка, на мой взгляд, является то, что в рамках школы организуется пространство относительной свободы проявления переживаний учащихся. Эта работа схожа с психотерапевтической группой, но важно понимать отличия и особенности. На групповую психотерапию люди собираются из разных мест и живут вместе какое-то время, после этого расходятся. В случае кружка, дети живут вместе до 6 часов каждый день, пока находятся в школе, плюс после школы они часто проводят время вместе. Поэтому среда на кружке скорее должна быть приемлемой для конструктивного обсуждения тех трудностей, которые за пределами кружка они или замалчивают, или решают через ссоры и споры. Безопасность для участников кружка имеет свои особенности, с одной стороны они друг друга знают и могут свободно себя проявлять, с другой стороны, часто детям трудно удержаться от соблюдения правила уважения, они могут начать кричать или обзываться, что может нарушать безопасность для других ребят или для них самих,

Целью работы кружка стало создание условий для развития умений выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками и улучшение психологического климата в классе.

Задачами кружка в итоге стали:

1. Развить у детей умение понимать свои чувства и говорить о них.

2. Развить у детей умение выражать свои чувства в диалоге, проявляя уважение к собеседнику.

3. Развить у детей умение находить варианты разрешения сложных ситуаций в общении.

4. Развить у детей терпимость к другому человеку.

5. Развить у детей умение социально-приемлемым способом выражать свои негативные эмоции.

6. Развить у детей слушать и слышать сверстников.

Методологически рабочая программа строится на принципах психологии развития и возрастной психологии: детерминизма, развития в деятельности, единства сознания и деятельности, системности анализа природы психических явлений, субъектности.

Общая характеристика курса занятий:

В занятиях можно выделить следующие основные направления (по О.В. Хухлаевой).

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Этапы реализации программы можно описать следующим образом:

Этапы

Содержание этапа

Сроки

1 этап

Установление контакта

сентябрь

2 этап

Работа по предложенным темам с акцентом на групповой процесс, на реальное взаимодействие учащихся, обсуждение текущих событий и переживаний

октябрь-апрель

3 этап

Постепенное завершение работы

май

Для реализации программы используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе, или для проработки ситуации индивидуально, когда ребенок в силу каких-то причин не готов говорить при всех. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Структура стандартного занятия: Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

Этап

Содержание этапа, задачи

Время

1 часть

Введение в тему, разминка

Вступление, определение темы, подготовка к работе, разминка, круг

7 мин.

2 часть Развёртывание темы (теория)

Теоретическая часть, получение знаний: рассказ по содержанию темы, беседа, интерактивное объяснение, представление информации с помощью ИКТ

10 мин.

3 часть

Индивидуализация темы (практика)

Отработка знаний в процессе выполнения упражнений

(при необходимости, если упражнения недостаточно активны, делается динамическая пауза)

20 мин.

4 часть

Завершение темы

Рефлексия, осознание полезности или неполезности, важности-неважности и т.п. полученных знаний

8 мин.

Стоит отметить, что такое построение занятия является условным, как правило, если у детей есть свой внутригрупповой процесс, а он обычно есть, уже на вступительной части ребята его касаются. В дальнейшем он может разворачиваться самостоятельно, когда вся энергия детей сосредоточена на нем (обычно это бывает при сильном напряжении), или идти параллельно основной заданной теме. Особую задачу представляет работа по организации совместной деятельности, благодаря которой есть возможность объединить учащихся и сдвинуть фокус внимания на дело, а не на конфликт или напряжение между ними. Бывает, что совместная работа не идет, поэтому имеет смысл вводить её с более легких вариантов и постепенно.

Выбор методов и форм реализации программы обусловлен задачами и особенностями возраста учащихся. Основной приоритет перед методами, которые вызывают интерес у учащихся и которые можно осуществлять как коллективно, так и индивидуально. Изначально используется более индивидуальная работа, а затем все более приближается к совместной деятельности.

Основные методические приемы

1. Использование различных арт-средств:

- Рисование разными материалами и на разных поверхностях: карандаши, мелки, акварель, гуашь, акрил, бумага, картон, цветная бумага, ватман, доска.

- Рисование по темам: человек, животное, природа, настроение и др., в том числе свободные темы.

- Свободное рисование как возможность экспериментировать с красками, перемешивая их и нанося разными способами.

- Лепка из пластилина, глины

- Использование природных материалов, в том числе занятия на улице

- Аппликация (например в рваной технике, или из природного материала)

2. Обсуждение и проговаривание переживаний, возникших в процессе работы. Обязательно предоставляется возможность высказаться о процессе работы и о результате работы на занятии: например, что понравилось или не понравилось, что вызвало трудности, о чем рисунок, что важного он отметил на рисунке и что хотел, но не нарисовал

3. Игры с использованием конструктивной деятельности (конструкторы, кубики, и которых дети выстраивают дома и целые города), как правило, перерастают в сюжетно-ролевую игру.

4. Релаксационные методы: например, визуализация с последующим рисованием иллюстрации.

Планируемым результатом является то, что у детей появляется опыт конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, а также предпосылки для более реалистичной рефлексии, умение сверяться с реальностью в своих выводах.

- ожидается, что дети будут лучше понимать свои чувства, как они их переживают, говорить о них,

- что учащимся буде легче договариваться друг с другом и с другими людьми,

- что учащиеся будут способны творчески использовать имеющиеся ресурсы во взаимодействии с другими людьми, что учащиеся будут способны слушать одноклассников и быть терпимее с ними,

- что учащиеся будут с позиции школьника, проявлять интерес к внутреннему миру других людей;

- что учащиеся будут лучше справляться с негативными эмоциями.

Уровень сформированности (или прогресса по сравнению с начальным) может оцениваться по субъективной оценке педагога-психолога, классного руководителя, самого учащегося.

На ярмарке хотелось бы представить программу и упражнения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Ведение психологического кружка в начальных классах сельской школы. Тезисы проекта

Автор: Голубева Надежда Анатольевна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538123

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства