Познавательная игровая программа «Братья наши меньшие»
Цель:
Расширять кругозор детей; развивать познавательную активность, внимание, мышление, память, речь; формировать умение работать командой.
Задачи :
Образовательные:
-Обобщить знания учащихся о значении животных, окружающих нас в жизни человека, о влиянии деятельности человека на видовой состав и количество млекопитающих;
Развивающие:
-совершенствовать умения школьников распознавать животных по видам
-развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся
-развитие сотрудничества обучающихся в классе в ходе подготовки и проведения мероприятия.
Воспитательные:
-воспитывать чуткое отношение к «братьям нашим меньшим».
Форма проведения: конкурсно — игровая программа.
Предварительная подготовка: выставка детских рисунков на тему «Наши братья меньшие», подготовка эмблемы, презентации, сочинения, карточки с вопросами и животными.
Оборудование: звукозапись с музыкой, ноутбук., оценочные листы для жюри, карточки с заданиями для команд, бумага, ручки, зоокартинки животных, сочинения о своих домашних животных, презентация.
Сценарий мероприятия
Здравствуйте уважаемые зрители, мы рады видеть вас на нашей игре «Братья наши меньшие»
Живая природа это место, где под каждым деревом поджидает опасность. Природа - это край приключений. Здесь вам пригодится все, чему вы научились, все, о чем читали в книгах. Если вы умеете читать и писать, обожаете прыгать и бегать, кувыркаться и стоять на голове. Если вы все любите… Значит начинаем.
Сейчас каждая команда представит себя.Начинаем первый тур.
1 дорожка " Разминка"
-Животное, которое начинается на букву «С», заканчивается на «Н»
-Царь зверей?
-Как называется семья львов?
-Медведь, питающийся бамбуком?
-Самое полосатое травоядное?
-Зубастый хищник, живущий в тропических лесах и болотах Африки?
-Самый быстрый хищный зверь?
-Сумчатое животное, живущее только в Австралии?
-Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы?
- У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу?
- Какое домашнее животное — верный друг человека?
- Какое одно из первых одомашненных животных ближайший родственник лошадей, только меньше их ростом?
-Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух?
-Какое животное легко узнать по длинным ушам и кисточке на конце хвоста?
-Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище?
- Какие домашние животное живут в домиках-клетках с сетчатым полом?
- Какое домашнее животное дает людям мед?
- Какое животное считают самым любимым в доме?
За каждый правильный ответ команда получает по одному балу. Побеждает та команда, которая получила больше всего очков.
Перейдем к следующему туру.
2 дорожка Викторина «Кто я?»
Раздаются по 5 карточек с вопросами каждой команде и по пять карточек с изображение животного. Необходимо найти правильный ответ.
1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)
2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
.
3. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
4. «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)
5. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
6. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
7. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)
8. «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.
Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)
9. «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)
10. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка.
Каждый вопрос оценивается по 2 балла.
3 дорожка " Веселые загадки"
Воспитатель загадывает детям о животных, птицах, рыбах.
Он зелёный у цветов,
Встретить солнышко готов,
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный тонкий. (лист)
На зелёненькой опушке
Две зелёные подружки
Громко квакали: "Ква-ква!
"Зелена вокруг трава!"
Эти громкие квакушки
-Земноводные. (лягушки)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.(волк)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех. (ёжик)
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует. (воробей)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
- Карр! Карр! Карр! (ворона)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
У нее во рту пила.
Подводой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала. (щука)
Мастер шубу себе сшил,
А иглу вынуть забыл. (ерш)
4 дорожка " Физкультминутка"
Каждая команда по просьбе ведучего при помощи жестов показываеи животного или птицу, а другая угадывает.Конкурс оценивается в 1 бал.
5 дорожка " Лучший рассказ о животном "
Рассказы детей о своих домашних животных.
Сегодня вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева — вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам? Каждая команда выбирает по одному из своих рисунков и рассказывают о своем животном. Жюри оценивает рассказы в 5 баллов.
6 Дорожка "Презентация"
Команды показывают мини-презентацию на тему «Братья наши меньшие», подготовленную заранее.
Каждая презентация оценивается по 3 балла.
7 дорожка " Подведение итогов"
Подведение итогов жюри. Награждение.
Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы и животных. Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять!
Список использованной литературы
1. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. - М.: Просвещение, 2000.
3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с раннего детства. - М.: Просвещение, 2002.
4. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию школьников. - М.: Линка-пресс, 1996.
5. Типикина В. Радость общения с природой. // Школьное воспитание - №7. - 1993.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // - №7. - 2004.
7. Веретенникова С.А. Ознакомление школьников с природой. - М.: Просвещение, 2008.
8. Зацепина В. Планета Земля - наш общий дом. //. - 1996.
9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Обобщить знания учащихся о значении животных, окружающих нас в жизни человека, о влиянии деятельности человека на видовой состав и количество млекопитающих;
Развивающие:
-совершенствовать умения школьников распознавать животных по видам
-развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся
-развитие сотрудничества обучающихся в классе в ходе подготовки и проведения мероприятия.
Воспитательные:
-воспитывать чуткое отношение к «братьям нашим меньшим».
Форма проведения: конкурсно — игровая программа.
Предварительная подготовка: выставка детских рисунков на тему «Наши братья меньшие», подготовка эмблемы, презентации, сочинения, карточки с вопросами и животными.
Оборудование: звукозапись с музыкой, ноутбук., оценочные листы для жюри, карточки с заданиями для команд, бумага, ручки, зоокартинки животных , сочинения о своих домашних животных, презентация.
Сценарий мероприятия
Здравствуйте уважаемые зрители, мы рады видеть вас на нашей игре «Братья наши меньшие»
Живая природа это место, где под каждым деревом поджидает опасность. Природа - это край приключений. Здесь вам пригодится все, чему вы научились, все, о чем читали в книгах. Если вы умеете читать и писать, обожаете прыгать и бегать, кувыркаться и стоять на голове. Если вы все любите… Значит начинаем.
Сейчас каждая команда представит себя .Начинаем первый тур.
1 дорожка " Разминка"
-Животное, которое начинается на букву «С», заканчивается на «Н»
-Царь зверей?
-Как называется семья львов?
-Медведь, питающийся бамбуком?
-Самое полосатое травоядное?
-Зубастый хищник, живущий в тропических лесах и болотах Африки?
-Самый быстрый хищный зверь?
-Сумчатое животное, живущее только в Австралии?
-Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы?
- У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу?
- Какое домашнее животное — верный друг человека?
- Какое одно из первых одомашненных животных ближайший родственник лошадей, только меньше их ростом?
-Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух?
-Какое животное легко узнать по длинным ушам и кисточке на конце хвоста?
-Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище?
- Какие домашние животное живут в домиках-клетках с сетчатым полом?
- Какое домашнее животное дает людям мед?
- Какое животное считают самым любимым в доме?
За каждый правильный ответ команда получает по одному балу. Побеждает та команда , которая получила больше всего очков.
Перейдем к следующему туру.
2 дорожка Викторина «Кто я?»
Раздаются по 5 карточек с вопросами каждой команде и по пять карточек с изображение животного. Необходимо найти правильный ответ.
1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)
2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
.
3. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
4. «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)
5. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
6. «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
7. «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)
8. «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.
Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк.)
9. «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)
10. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». Белка.
Каждый вопрос оценивается по 2 балла.
3 дорожка " Веселые загадки"
Воспитатель загадывает детям о животных, птицах, рыбах.
Он зелёный у цветов,
Встретить солнышко готов,
Свеж, изящен, шелковист
Изумрудный тонкий ... (лист)
На зелёненькой опушке
Две зелёные подружки
Громко квакали: "Ква-ква!
"Зелена вокруг трава!"
Эти громкие квакушки
-Земноводные ... (лягушки)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.(волк)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (ёжик)
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует. (воробей)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
- Карр! Карр! Карр! (ворона)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
У нее во рту пила.
Подводой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала. (щука)
Мастер шубу себе сшил,
А иглу вынуть забыл. (ерш)
4 дорожка " Физкультминутка"
Каждая команда по просьбе ведучего при помощи жестов показываеи животного или птицу , а другая угадывает.Конкурс оценивается в 1 бал.
5 дорожка " Лучший рассказ о животном "
Рассказы детей о своих домашних животных.
Сегодня вы принесли рисунки и фотографии своих домашних животных. Им очень повезло. У них есть хозяева — вы и ваши родители. Кто хочет рассказать нам о своем животном? Как оно у вас появилось, как ему живется в вашем доме, как вы к нему относитесь, а оно к вам? Каждая команда выбирает по одному из своих рисунков и рассказывают о своем животном. Жюри оценивает рассказы в 5 баллов.
6Дорожка "Презентация"
Команды показывают мини-презентацию на тему «Братья наши меньшие», подготовленную заранее .
Каждая презентация оценивается по 3 балла.
7 дорожка " Подведение итогов"
Подведение итогов жюри. Награждение.
Молодцы, ребята, сегодня вы показали себя знатоками природы и животных . Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять!!!
Список использованной литературы
1. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания. - М.: Просвещение, 2000.
3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с раннего детства. - М.: Просвещение, 2002.
4. Рыжова Н.А. Я и природа: учебно-методический комплект по экологическому образованию школьников. - М.: Линка-пресс, 1996.
5. Типикина В. Радость общения с природой. // Школьное воспитание - №7. - 1993.
6. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // - №7. - 2004.
7. Веретенникова С.А. Ознакомление школьников с природой. - М.: Просвещение, 2008.
8. Зацепина В. Планета Земля - наш общий дом. //. - 1996.